Программы союзной интеграции Белоруссии и России – что о них известно? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.10.2024 |

Программы союзной интеграции Белоруссии и России – что о них известно?

Процесс интеграции Белоруссии и России идет со второй половины 1990-х годов. На протяжении более чем двух десятилетий Минск и Москва неоднократно подходили к вопросу о необходимости его интенсификации, однако каждый раз находились моменты, которые мешали сторонам двигаться дальше. Последняя попытка была предпринята в конце 2018 года, когда Белоруссия и Россия создали двусторонние рабочие группы, приступившие к разработке «дорожных карт» по интеграции. Последние в минувшем году превратились наконец в 28 союзных программ. Данные документы, как и Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства (СГ) на 2021–2023 годы были одобрены 10 сентября прошлого года в Минске на заседании союзного Совмина. 4 ноября их утвердили лидеры двух государств, что должно было ознаменовать новый этап белорусско-российской интеграции.

Вместе с тем по прошествии уже нескольких месяцев после утверждения базовых документов остаются неясными механизмы их реализации. Известно только то, что стороны планируют принять более 400 актов и двусторонних соглашений, которые и должны будут начать практический этап по углублению интеграции. Сами же союзные программы, которые были опубликованы еще осенью прошлого года, представляют собой лишь некий список направлений для гармонизации общей социально-экономической и гуманитарной политики Белоруссии и России с краткой расшифровкой. Тем не менее по нему можно сделать определенные заключения о том, в каком направлении будет двигаться интеграция двух стран.

Условно 28 союзных программ можно разделить на несколько основных тематических блоков. При этом стоит заметить, что политическая сфера, на которой ранее настаивали в России, из обсуждения была убрана, что стало настоящей уступкой Москвы Минску. Теперь речь идет только об экономике и финансах, а также социальной и культурной отраслях сотрудничества. Как отмечал ранее Александр Лукашенко, по сути, Россия и Белоруссия приступают к «перезагрузке совместного экономического пространства».

В первую очередь обращает на себя внимание блок финансов, в который вошло самое большое количество программ – с 1-й по 9-ю. Причем практически все они говорят о запланированной гармонизации финансовой и банковской деятельности, в том числе за счет создания единого законодательного поля двух стран. В частности, 1-я программа предусматривает «синхронизацию стратегического управления в части макроэкономической политики и формирования официальной статистической информации». Во 2-й говорится о гармонизации «денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования», в 3-й – «валютного регулирования и валютного контроля», 4-й – «требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере», 5-й – «норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, финансового рынка в целом, включая создание единых принципов страхования вкладов», 6-й – «требований в сфере противодействия отмыванию денег и финансового терроризма», 8-й – «требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом». Определенным исключением из числа программ в финансовой сфере стала 7-я, где заявляется не о гармонизации, а о стремлении провести «интеграцию национальных платежных систем, систем передачи финансовых сообщений и расчетов, системы быстрых платежей».

Все вышеперечисленные документы на сегодня носят общий характер и не включают в себя описания механизмов их реализации и сроков выполнения. Есть только упоминание о том, что в сфере сближения денежно-кредитной политики Центробанк России и Национальный банк Белоруссии до декабря 2022 года заключат соглашение, а также приступят к сближению законодательства в некоторых областях, в том числе в сфере открытия банковских счетов, проведения валютных операций и требования к «репатриации валютной выручки». Исходя из этого, можно сделать вывод, что стороны запланировали решить в ближайший год самые насущные проблемы, а создание единой денежно-финансовой системы СГ является делом отдаленной перспективы. Темы введения единой валюты Союзного государства и общего эмиссионного центра нет пока даже в планах.

Следующим блоком является торговля, которой посвящены 9-я – 12-я программы. Сюда входят планы по созданию «информационных систем контролирующих органов двух стран по прослеживаемости товаров», интеграции систем по маркировке товаров и систем, контролирующих ветеринарный и фитосанитарный контроль. Кроме того, запланировано подписание договоров об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, единой системе администрирования косвенных налогов и создании нового консультативного органа СГ – Комитета по налоговым вопросам. Планируется, что все это позволит избежать дополнительной налоговой нагрузки на резидентов двух стран, а также упростит контроль за происхождением и транзитом товаров, следующих по территории Союзного государства. Однако и в этом случае никаких конкретных сроков и мероприятий в документах нет.

Далее следует блок, связанный с транспортом, куда включены 13-я и 14-я программы. В данном случае речь идет о том, о чем Минск и Москва уже не первый год ведут дискуссию, в том числе и в рамках Евразийского экономического союза. В частности, заявляется о планах по интеграции информационных систем транспортного контроля и созданию специального программного обеспечения для обмена данными. Кроме того, предполагается унифицировать регулирование всего транспортного рынка СГ, создать равные тарифы и снять имеющиеся на сегодня ограничения в сфере железнодорожных и авиационных перевозок. При этом автомобильному транспорту в случае реализации планов больше не нужно будет получать разрешения для осуществления своей деятельности в другой стране, а внутренний водный транспорт будет ходить под флагами и Белоруссии, и России, придерживаясь разработанных в будущем общих правил.

Наиболее существенные изменения ждут союзные страны в сфере энергетики, чему посвящены программы с 15-й по 18-ю. Здесь самым важным, в первую очередь для Белоруссии, является согласование создания объединенного газового рынка, что уже дало возможность Минску получать в 2022 году российское топливо по прошлогодней цене – $128,5 за 1 тыс. кубометров. Здесь же прописано, что стороны должны до 1 декабря 2023 года определить и подписать «принципы функционирования и регулирования объединенного рынка газа» и назначить сроки их внедрения для «сближения условий хозяйствования в газовой сфере».

Кроме того, запланировано создание объединенных рынков нефти и нефтепродуктов, а также электроэнергии. Правда, и в этот раз сроки реализации данных планов не указываются, хотя известно, что стороны готовы принять для этого определенные международные договоры и гармонизировать национальное законодательство. Таким образом, сегодня известны только основополагающие принципы дальнейших действий Белоруссии и России, однако их реализации на практике будет предшествовать долгий процесс переговоров.

Оставшиеся с 19-ю по 28-ю программы охватывают разнообразный пласт двухсторонних отношений как в области экономики, так и социально-гуманитарного сотрудничества. В частности, 19-я предполагает формирование единой агарной политики, в том числе снятие всех барьеров и приведение к единому знаменателю законодательств России и Белоруссии. В 20-й указывается на создание единой промышленной политики, а также на устранение всех ограничений в этой отрасли, увеличение двустороннего товарооборота и создание совместных предприятий. В 21-й программе планируется оформить единые правила в сфере государственного заказа и закупок, в том числе дать возможность при госзакупках в России использовать белорусские банковские гарантии, о чем уже не первый год просят в Минске.

Дополнительно, согласно 22-й программе, до 31 декабря текущего года планируется разработать единые нормы защиты прав потребителей в СГ, а по 23-й – установить общие правила конкуренции. В 24-й программе предполагается гармонизировать законодательство и иные требования в области регулирования торговли и общепита, а 25-я должна наконец решить вопросы функционирования единых рынков связи и информатизации, а также отменить роуминг в Союзном государстве.

Три оставшиеся программы затрагивают сферу бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, туристическую деятельность, а также реализацию единой политики в социально-трудовой сфере. При этом в первом случае запланировано не только создание единых информационных баз, унификация отчетности и прочее, но и «совместный выход хозяйствующих субъектов на международные рынки капитала», а также доступ «заинтересованных лиц к финансовой отчетности хозяйствующих субъектов». Белоруссия и Россия также планируют создать единые правила в сфере трудовых отношений и охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, а также при осуществлении поддержки семей с детьми.  Однако, какие конкретные действия Минск и Москва будут проводить в этих отраслях, пока также неизвестно.

В целом же, если провести анализ имеющейся на сегодня информации о 28 союзных программах, то следует отметить следующее. Данные документы по своему характеру являются рамочными и описывают в общих чертах направления дальнейшего сотрудничества двух стран. Их главным достоинством является то, что они подчеркивают и закрепляют стремление Минска и Москвы и дальше идти по пути интеграции.

При этом наиболее важные и неотложные вопросы стороны решают здесь и сейчас, а потому многие из них были вынесены за пределы утвержденных программ. В частности, Концепция миграционной политики и обновленная Военная доктрина СГ были приняты отдельно, а сфера обороны и вовсе не упоминается в интеграционных программах. Это означает, что утвержденные союзные программы, хоть и ознаменовали новый этап развития СГ, пока остаются все теми же «дорожными картами», которые предполагают согласование планов дальнейшего сближения Белоруссии и России, но не гарантируют их реализацию на практике. Странам предстоит еще долгая и кропотливая работа, результатом которой и должно стать полноценное Союзное государство.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4570
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика