Россия: 2021-й год под углом зрения евразийской интеграции - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Россия: 2021-й год под углом зрения евразийской интеграции

Истекший год по праву можно считать прорывным для развития интеграционных процессов в ЕАЭС с участием России. Причем с основополагающим участием РФ, поскольку большинство принятых и уже реализуемых в рамках Союза документов инициированы российской стороной.

Так, в июне 2021 г. РФ ратифицировала протокол «О внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в части формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС». Этот документ разрабатывался с 2018 года с целью правого и экономического обеспечения бесперебойных взаимных поставок электроэнергии между странами-участницами Союза. В этой связи предусмотрена отмена таможенных пошлин и смежных сборов при экспорте-импорте-транзите электричества между странами Союза.

Соответственно, для максимальной эффективности работы общего электрорынка, который стартует со второй половины 2020-х, предусматривается постоянный мониторинг потребностей в электричестве. Как и возможностей их обеспечения в рамках дву-и/или многосторонних взаимопоставок. В свою очередь, на основе такого мониторинга будут формироваться на различные временные периоды межгосударственные балансы спроса-предложения электроэнергии с их корректировкой с учетом изменений в динамике выработки и потребления электричества. Такие балансы уже формируются в рамках ЕАЭС.

Означенные меры, по имеющимся профильным оценкам, позволят, во-первых, минимум вдвое увеличить взаимопоставки электричества в ЕАЭС-регионе. Во-вторых, не меньше чем на треть увеличить электроэкспорт странами Союза в третьи страны. А такие поставки, напомним, осуществляются примерно в 10 стран вне ЕАЭС, в том числе в Азербайджан, Туркменистан, Иран, Грузию, Финляндию, КНР, КНДР.

Кроме того, реализация протокола (и определяемых этим документом нормативов) позволит оперативнее восполнять дефицит электричества в периоды пиковых нагрузок или каких-либо сбоев в работе национальных электроэнергетических систем.

Весомый прорыв в 2021-м обозначен в экономических взаимоотношениях с Белоруссией: в ходе Высшего госсовета Союзного государства в ноябре Владимиром Путиным и Александром Лукашенко утверждены ранее согласованные на уровне правительств дорожные карты 28 союзных программ по интеграции России и Белоруссии. Их реализация, рассчитанная на период до конца 2020-х, нацелена на интеграционную российско-белорусскую экономику и, соответственно, на её правовое обеспечение. Если точнее, большинство отраслей экономики РФ и практически все отрасли экономики РБ будут интегрированы в бессрочные кооперационные взаимосвязи.

Это позволит, в частности, многократно увеличить совокупный экспортный потенциал российско-белорусского Союза именно по разнообразной готовой продукции. Всё более востребованной, к примеру, в большинстве стран-участниц зон свободной торговли с ЕАЭС (Сербия, Иран, Вьетнам), как и в странах, с которыми проводятся переговоры по такой зоне (Индия, Египет, Индонезия, Таиланд), а также в КНР, на Кубе, в Сирии, ряде других стран.

Также предусмотрены упомянутыми документами формирование общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, перевозочных услуг, равноправный доступ к государственным закупкам товаров и услуг в обеих странах (конечный этап этого направления – создание единой российско-белорусской системы госзакупок).

Но отраслевыми сегментами дело не ограничивается. Точнее, в реестре союзных программ/дорожных карт значатся взаимосвязанные друг с другом интеграция систем по прослеживаемости товаров; по маркировке товаров и услуг; гармонизация таможенного законодательства.

Не секрет, что в предыдущий период нередко возникали споры между обеими сторонами насчет «подлинности» продукции, поставляемой из Белоруссии в РФ. Доходило, напомним, даже до временных ограничений на ввоз ряда товаров (в основном продовольственных) с белорусской территории. Ибо фиксировался – а периодически и ныне фиксируется – реэкспорт через Белоруссию товаров, подсанкционных в России, но с белорусской маркировкой. Бывает, что с той же маркировкой в РФ поступают также товары, которые находятся вне российских внешнеторговых ограничений (то есть товары из развивающихся стран).

В этой связи упомянутые договоренности Москвы и Минска по комплексной интеграции товаропроводящих систем и таможенных правил/процедур позволят минимизировать, а в качестве сверхзадачи – устранить незаконный реэкспорт через Белоруссию.

Не менее важным интеграционным вектором ЕАЭС с начала 2021 г. стало комплексное противодействие стран Евразийского союза пандемии коронавируса, инициированное российской стороной (первой страной ЕАЭС эту инициативу РФ поддержала Белоруссия). Результатом стал утвержденный Евразийским межправсоветом в ноябре 2021 г. «План мероприятий по повышению уровня обеспеченности государств ЕАЭС стратегически важными лекарствами и фармацевтическими субстанциями, производство которых должно быть обеспечено в ЕАЭС до 2024 года». Он предусматривает в качестве главного направления совместное апробирование существующих и разработку новых противоковидных вакцин на базе российских профильных разработок. С надлежащим сырьевым, научно-технологическим и финансовым обеспечением производства столь высоко востребованной продукции.

       

Отметим в этой связи, что именно российские вакцины, оперативно поставляемые с середины 2020-го в другие страны ЕАЭС, а также во многие другие страны СНГ, предотвратили ковидную «оккупацию» этих стран. В то же время там с российской помощью был поэтапно задействован научно-производственный потенциал по производству вакцинных и других противопандемических компонентов, а затем – и готовых вакцин.

Соответственно, появились реальные возможности для комплексной кооперации в разработке и изготовлении широкого ассортимента противоэпидемической продукции.

Характерно, что успешное сотрудничество стран ЕАЭС в этой сфере предопределило предложение российской стороны по подготовке аналогичного плана в рамках всего СНГ. Такое предложение, выдвинутое, напомним, на саммите глав стран Содружества в конце декабря минувшего года в Санкт-Петербурге, поддержано этими странами.

Словом, итоги-2021 показали, что участие России в ЕАЭС остаётся, в буквальном смысле, локомотивом интеграционных процессов на евразийском пространстве. Причем они всё активнее способствуют экономическому, а следом - и политическому взаимодействию практически всех стран СНГ.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1481
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика