Реализация транспортного коридора "Север-Юг" и подключение к Армении к данному проекту сделает республику важным транзитным узлом и расширит выход на внешние рынки. Об этом говорится в докладе "Международный транспортный коридор "Север – Юг": создание транспортного каркаса Евразии", опубликованном Евразийским банком развития (ЕАБР).
В докладе отмечается, что автодорожный коридор "Север – Юг", который в настоящее время находится в завершающей стадии строительства и должен связать Армению с Ираном, может быть дополнен новым 23-километровым участком Квешети – Коби, в том числе 10-километровым тоннелем на территории Грузии.
"В качестве дублера существующей дороги к российско-грузинскому автомобильному пункту пропуска "Верхний Ларс" тоннель откроет новые перспективы развития транспортно-коммуникационных возможностей для Республики Армения и доступа ее товаров на внешние рынки".
Отмечается, что Армения может стать важным транзитным узлом благодаря подключению к МТК "Север – Юг". Кстати Индия и Иран активно поддерживают данную инициативу.
Еще в марте 2021 г. посол Индии в Иране сообщил, что подключение Армении к проекту "Север – Юг" может быть реализовано через иранский порт Чабахар. Запуск транспортного коридора через Армению имеет стратегическое значение для Ирана и Индии. Согласно докладу, на текущий момент основной товарооборот Ирана с Россией осуществляется через Азербайджан, а поставки иранских товаров в Европу осуществляются через территорию Турции. С помощью Армении же Иран сможет диверсифицировать маршруты поставки грузов как в Россию, так и в Европу.
Что касается Индии, то авторы доклада отмечают, что она может укрепить свои позиции в проекте "Север – Юг", получив короткий путь к Грузии, портам Черноморского побережья и рынку ЕАЭС.
Однако присоединение Армении к международному транспортному коридору станет возможным лишь в случае строительства участка национальной автомобильной трассы "Север – Юг", что позволит сократить расстояние от грузинской до иранской границы.
В докладе отмечается, что текущие вызовы, связанные с коридором, были обсуждены главами МИД Армении и Ирана в сентябре на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда же армянский министр Арарат Мирзоян проинформировал о процессе строительства нового участка автодороги Сисиан – Каджаран в рамках дорожного коридора "Север – Юг".
Эксперты ЕАБР напоминают, что в сентябре же правительство Армении утвердило инвестпрограмму по строительству данного участка, связывающего южные области страны с центром Армении. в настоящее время ведутся проектировочные работы на участке Каджаран – Агарак, который упростит выход к Ирану. Строительство участков автодорожного коридора "Север – Юг" будет осуществляться при сотрудничестве с международными партнерами, включая проведение тендеров и привлечение финансовых ресурсов.
Напомним, в октябре в Ереване побывал глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар. Основной темой переговоров с высшим руководством Армении и стало участие Армении в масштабном проекте.
"Север-Юг" – мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7200 километров. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал.
Источник: Sputnik