
Вице-премьер, министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани свой первый зарубежный визит после утверждения обновленного состава кабинета министров нанес в Турцию, где 3 и 4 марта встретился с главой внешнеполитического ведомства Мевлудом Чавушоглу и вице-президентом Фуатом Октаем.
Согласно официальной информации, распространенной пресс-службой МИД Грузии, главной темой встречи Залкалиани с Чавушоглу были актуальные вопросы двусторонних отношений и стоящие перед регионом вызовы и перспективы. Особое внимание было уделено совместным экономическим проектам, которые, как отметили стороны, «обеспечат стабильное развитие региона и придадут ему стратегическое значение».
Министры договорились, что заседание грузино-турецкого совета по стратегическому сотрудничеству, которое было отложено из-за пандемии, состоится в ближайшее время, что будет способствовать еще более активным двусторонним отношениям. «С удовлетворением было отмечено, что Турция остается одним из важнейших торговых партнеров Грузии и стороны должны направить усилия на увеличение экспорта продукции из Грузии на рынок Турции», - говорится в сообщении.
Одним из путей к достижению этой цели должно стать соглашение о расширении договора о свободной торговле и дальнейшей либерализации тарифов, а также шаги к задействованию диагональной кумуляции между Турцией, Грузией и Евросоюзом, что позволит турецким и грузинским компаниям увеличить совместный экспорт на рынок ЕС.
Министры подчеркнули значение действующих трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум и отметили, что дальнейшая реализация проектов Южного энергетического коридора будет способствовать упрочению энергобезопасности всех стран региона.
В многостороннем формате был рассмотрен формат сотрудничества Грузия-Азербайджан-Турция. Стороны договорились содействовать углублению этого формата с целью развития регионального сотрудничества, говорится в сообщении МИД.
Не обошли стороной министры и события на Южном Кавказе, выразили удовлетворение установлением мира в Нагорном Карабахе и обсудили новые региональные инициативы, выдвинутые после окончания войны главами Азербайджана и Турции.
Давид Залкалиани, со своей стороны, заявил, что «страны региона должны быть готовы подключить к новым инициативам сотрудничества партнеров из Европы и Азии, а само сотрудничество должно быть сфокусировано на экономических проектах, что обеспечит устойчивое развитие региона и усиление экономических связей между странами».
Информация о встрече с вице-президентом Турции была более «скудной». Давид Залкалиани и Фуат Октай в присутствии Мевлуда Чавушоглу обсудили все направления стратегического сотрудничества и осуществление проектов стратегического значения. Глава МИД Грузии поблагодарил власти Турции за помощь, оказанную партнером во время пандемии, и заручился обещанием продолжения поддержки Грузии в этом направлении.
Между тем на фоне визита Залкалиани в Турцию в соцсетях и СМИ Грузии появилась информация о контракте правительства Грузии с турецкой компанией ENKA на строительство в Рионском ущелье Намахвани ГЭС, который был заключен на очень невыгодных для Грузии условиях. Содержание контракта на своей странице в соцсети Facebook разгласил гражданский активист, юрист и правозащитник Звиад Томарадзе. По его информации, правительство передало в собственность турецкой компании 1 409 319 кв. м земли за 130 лари, а еще 2 372 410 кв. м сельхозугодий и 445 254 кв.м лесных площадей выдало в аренду на 99 лет за 16 лари в год. Взамен на такие льготы эта компания должна построить новую гидроэлектростанцию, а грузинское государство обязуется в течение 15 лет закупать у инвестора выработанную станцией электроэнергию по цене 6,2 цента за 1 квт.ч, что гораздо выше тарифа других поставщиков электроэнергии на энергорынок страны.
Спустя 15 лет после введения станции в эксплуатацию компания ENKA уже не будет обязана поставлять электроэнергию на грузинский рынок. В случае же, если правительство Грузии откажется от строительства Намахвани ГЭС, государство будет обязано выплатить инвестору компенсацию ущерба в размере 400 млн долларов США, при этом в собственности компании ENKA останутся все передаваемые ей земельные участки и право на добычу полезных ископаемых на этих участках без получения от государства лицензии.
Возобновление работ по строительству новой ГЭС в Рионском ущелье вызвало резкий протест со стороны местного населения и грузинских правозащитников. Несколько дней назад состоялась масштабная акция в Кутаиси, на которую без особой организации со стороны политиков собралось в десятки раз больше митингующих, чем сумели мобилизовать на проспектах и улицах Тбилиси представители более 20 оппозиционных партий в поддержку своего требования «освобождения политзаключенных и проведения досрочных выборов».
На фоне протекающих в стране процессов и протестов грузинские аналитики предполагают, что помимо официальной повестки дня визита Залкалиани в Турцию у него была и «закулисная повестка», состоящая в утверждении места Грузии в новой реальности, возникшей в Закавказье после окончания военных действий в Нагорном Карабахе, а также в урегулировании некоторых проблем с Турцией вокруг проекта Намахвани ГЭС.
По оценке грузинского эксперта по вопросам безопасности Вахтанга Маисаи, нынешний визит главы МИД Грузии в Турцию можно рассматривать как своего рода «спасательный круг», за который пытается ухватиться нынешняя грузинская власть в условиях охватившего страну кризиса. А среди тем, которые, в том числе, «закулисно» обсуждались в Анкаре, выделяет и возможность подключения Грузии к формату «3+3», ранее озвученному лидерами Азербайджана и Турции. Отметим, что первоначально официальный Тбилиси отнесся к этой инициативе достаточно скептически и пояснил, что участие в форматах, где присутствует «страна-оккупант» (Россия) для Грузии невозможно. Маисая предполагает, что сегодня грузинские власти «смягчили» свою позицию.
«По тем комментариям относительно этого визита Давида Залкалиани, которые я читал, в основном, в российских СМИ, речь шла о том, насколько готова Грузия присоединиться к формату, предложенному Азербайджаном и Турцией («платформа шести»). И сделал вывод, что наш министр сегодня не возражает против участия Грузии в этом формате. Во всяком случае, об этом свидетельствовала риторика прозвучавших после встречи в Анкаре заявлений. У меня сложилось впечатление, что сегодня Грузия более или менее позитивно относится к этому формату», - пояснил Маисая.
По его словам, такая позиция грузинских властей понятна, если учесть, что страна испытывает большой кризис на государственном уровне и во всех сферах. «Сейчас в Грузии большой кризис на государственном уровне, политический кризис, в экономике полный развал, экономика выдыхается, прямых иностранных инвестиций почти нет. Даже со строительством Намахвани ГЭС правительство пошло на уступки всем требованиям потенциального инвестора, заключив крайне невыгодный контракт, на кабальных для Грузии условиях, в надежде на то, что турецкая компания осуществит прямые инвестиции. Что касается вероятности присоединения Грузии к формату «3+3», в правительстве надеются, что в этом формате смогут получить финансовые льготы от Турции и Ирана», - отметил В. Маисая.
Эксперт не исключает, что Давид Залкалиани получил от властей Турции «жирные посулы» в случае подключения Грузии к «платформе шести».
Как сумеет правительство Грузии балансировать на грани нарастающего народного протеста против «турецкой экспансии» внутри страны и интересов соседнего стратегического партнера, и сколько времени продержится в этом состоянии, покажет время.
Наш корр.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram