
Североатлантический альянс планирует усилить партнерство с Грузией и Украиной, сделать конкретные шаги в этом направлении и вывести на более высокий уровень вопрос принятия стран-аспирантов в НАТО. Как заявил грузинским телекомпаниям из Варшавы министр иностранных дел Давид Залкалиани, интеграция Грузии с НАТО обсуждалась в числе других вопросов на встрече министров иностранных дел стран альянса. Встреча проходила в онлайн-режиме 1-2 декабря, а 2 декабря из Варшавы вместе с польским коллегой в нее включился и глава МИД Грузии. Специально для участия в этом мероприятии Д. Залкалиани 1 декабря вылетел в Польшу.
Вопрос «адаптации» НАТО и усиления сотрудничества со «странами-аспирантами» расписан и в докладе под названием «НАТО 2030», который по инициативе генсека альянса Йенса Столтенберга подготовила группа экспертов и который был представлен министрам иностранных дел на нынешней встрече.
По оценке Д. Залкалиани, безопасность Черноморского региона и Грузии, в том числе, будет важнейшей составной частью стратегии НАТО в течение следующих 10 лет. Особый акцент грузинский министр сделал на том факте, что он как представитель страны, не являющейся членом альянса, уже второй раз принимает участие в заседании министров иностранных дел НАТО. По мнению чиновника, это еще раз подчеркивает, какое важное значение придают в альянсе сотрудничеству с Грузией.
По информации главы МИД, 2 декабря министры иностранных дел НАТО одобрили утверждение для Грузии обновленного «существенного пакета» (Substantial NATO-Georgia Package – SNGP) - программы сотрудничества, которую альянс присвоил ей еще на Уэльсском саммите вместо ожидавшегося грузинской стороной ПДЧ. «Это значительный шаг вперед и ощутимый результат. В прошлом году, когда мы принимали заседание комиссии НАТО–Грузия в Батуми, было заявлено, что мы начинаем работу над этим обновленным усиленным существенным пакетом. И эта работа увенчалась сегодня, когда мы получили новые практические компоненты и элементы», - заявил Залкалиани в интервью телекомпании «Имеди» из Варшавы.
Что дополнительно получит Грузия из этого усиленного и обновленного пакета? Со слов министра иностранных дел, в пакет добавлены такие компоненты, как усиление обороноспособности, что прежде всего выразится в усилении и расширении возможностей совместного учебного центра НАТО–Грузия. Предусмотрены «большая включенность НАТО» в обеспечение безопасности на Черном море, усиление совместных учений, повышение совместимости военно-морских сил Грузии с силами НАТО, а также обеспечение безопасной коммуникации между Грузией и НАТО с учетом совершаемых киберпреступлений.
В связи с пандемией коронавируса в «существенный пакет» добавился еще один компонент – военно-медицинское сотрудничество. «В результате этих дополнений мы получили усиленный пакет, который сближает нас с НАТО и повышает нашу совместимость с альянсом», - подчеркнул Д. Залкалиани.
Согласно официальной информации с сайта НАТО, встреча министров альянса завершилась беседой с министрами иностранных дел Грузии и Украины по вопросам безопасности в Черноморском регионе и дальнейшей поддержки обоих партнеров. «Мы обсудили их программы реформ и дали ясно понять, что наращиваем нашу практическую поддержку», - приводится в сообщении комментарий генсека НАТО Йенса Столтенберга.
Грузия поставила перед собой цель вступления в НАТО еще на заре независимости, в 1992 году. В 2008 году, когда после многолетнего упорного сотрудничества и проведения требуемых реформ в Тбилиси питали надежды на получение ПДЧ, лидеры альянса лишь твердо пообещали, что страна обязательно станет членом НАТО. А на саммите в Уэльсе вместо ожидаемого ПДЧ присвоили ей «существенный пакет», который на этот раз решено усилить и дополнить.
Хотя представители и прежнего, и нынешнего правительств пытаются убедить население, что существует путь вступления в НАТО, минуя «план действий по членству», независимые грузинские эксперты заявляют, что ПДЧ - обязательный этап и необходимое условие для полноценного членства в альянсе.
Наш корр.