В последние несколько лет Белоруссия остается в центре сложных геополитических процессов, которые формируют новую реальность в Восточной Европе. События 2020 года, а затем начало специальной военной операции (СВО) на Украине полностью изменили политику официального Минска и его отношения со странами Запада, взявшими курс на санкционное давление и изоляцию республики на международной арене. Сегодня на фоне роста военной и политической напряженности в Восточной Европе интерес к «белорусскому вопросу» вновь начал расти, так как дальнейшее развитие ситуации в республике вполне может стать ключевым для будущего всего региона.
Одним из поводов для повышения внимания к Белоруссии является заметная активизация стран Запада по подготовке «цветной революции» в республике. Об этом, в частности, говорится в заявлении Службы внешней разведки (СВР) Российской Федерации, опубликованном 9 февраля. В нем утверждается, что западные неправительственные организации и фонды из США, Великобритании, Германии, Польши и других стран активизируют свои усилия по подготовке сценария дестабилизации обстановки в Белоруссии.
По мнению СВР, речь идет о попытке смены конституционного строя и ослабления связей Минска и Москвы в рамках Союзного государства, а с этим и затруднения достижения Россией своих стратегических целей. В сообщении также говорится о намерении Западом провести «инвентаризацию» оппозиции Белоруссии и подготовить ресурс к президентским выборам 2030 года. При этом отмечается, что особый акцент сегодня делается на поиске в белорусском обществе «новых либеральных пассионариев», поскольку прежние фигуры, находящиеся за рубежом, не смогли добиться реального влияния внутри страны.
Вместе с тем в СВР справедливо отметили, что белорусское общество получило своего рода «прививку» после событий 2020 года и с настороженностью относится к любым попыткам раскачивания ситуации. Таким образом, разведывательное ведомство России открыто предупредило Минск о новой и долгосрочной стратегии давления со стороны Запада, рассчитанной на несколько лет вперед.
Позицию СВР публично поддержало и Министерство иностранных дел Российской Федерации в лице Марии Захаровой. Во время брифинга 12 февраля она заявила, что в Москве не сомневаются в серьезности угрозы и считают возможную попытку государственного переворота фактором, который создаст новый очаг нестабильности у западных границ России. По ее словам, в 2020 году подобный сценарий уже пытались реализовать, но тогда решимость властей и позиция общества не позволили воплотить его в жизнь. Теперь, как утверждает российская сторона, предпринимаются попытки реванша. В этой связи М. Захарова напомнила о тесном взаимодействии между Советами безопасности и спецслужбами двух стран и подтвердила готовность к совместным с Белоруссией действиям в случае обострения ситуации.
Кроме того, в МИД России посоветовали Минску быть осторожными и с США, которые в последние время формально демонстрируют готовность к нормализации отношений с Белоруссией. Как заявил замглавы ведомства Михаил Галузин, Белый дом все еще не отказывается от политики давления на Белоруссию и «готов задействовать рычаги экономического воздействия в любой нужный ему момент, угрожая отменой послаблений и возвратом рестрикций». В этой связи, хотя в Москве и приветствуют «конструктивные начинания в нормализации диалога между Минском и Вашингтоном», однако «по-товарищески призывают белорусскую сторону сохранять бдительность».
Масла в огонь подлило и недавнее заявление Романа Протасевича, который ранее был известен как один из оппозиционных активистов, но после задержания в 2021 году стал активно сотрудничать с белорусскими властями. В одном из своих публичных выступлений он рассказал о пяти пунктах плана, который, по его словам, обсуждался в оппозиционной среде. По его словам, вначале предполагается формирование широкой сети сторонников оппозиции внутри страны через цифровые каналы, закрытые чаты и структуры, которые должны действовать автономно и не иметь прямой связи с зарубежными центрами. Второй пункт предусматривает постепенное наращивание социального недовольства через информационные кампании. Речь идет о постоянном акцентировании внимания на экономических трудностях, санкционном давлении, росте цен и международной изоляции. Предполагается, что формирование устойчивого негативного фона со временем создаст почву для массовых протестов.
Третий пункт касается подготовки кадрового резерва, в рамках которого планируется выявлять и продвигать новых лидеров, не связанных напрямую с событиями 2020 года. Это объясняется тем, что прежняя верхушка «змагаров» дискредитирована в глазах части общества и находится за рубежом, а значит, не может эффективно влиять на ситуацию внутри страны. Еще одной частью плана является активное взаимодействие с зарубежными политическими структурами, в том числе с представителями стран ЕС и Украины, для обеспечения дипломатической и информационной поддержки в случае начала протестов.
Пятый пункт касается использования электорального цикла. В качестве потенциальной точки напряжения рассматриваются будущие выборы, к которым планируется подвести максимально мобилизованную и подготовленную сеть сторонников, способную быстро вывести людей на улицы. Несмотря на то что оппозиционные структуры отвергают утверждения о подготовке силового сценария и настаивают на мирном характере своей деятельности, последние события вокруг Белоруссии говорят об обратном. Особенно на фоне внезапной активизации действий киевского режима на белорусском направлении и его сближения с представителями «змагаров».
Можно напомнить, что ранее Киев относился к беглой белорусской оппозиции крайне скептично, так как считал ее слабой и не способной ни к каким серьезным действиям. Поэтому контакты киевского режима со «змагарами» носили довольно ограниченный характер. Однако в последнее время ситуация стала быстро меняться, и вот уже в январе Владимир Зеленский, выступая в Вильнюсе, внезапно много времени уделил Белоруссии и ее отношениям с Россией. Помимо прямых оскорблений в адрес руководства соседней республики и громких слов о том, что место белорусского народа в Европе, глава киевского режима снова завел старую пластинку о зависимости Минска от Москвы, которая якобы «создает дополнительные риски для европейского континента». Причем он прямо обвинил и белорусов, и европейцев в том, что в 2020 году они не смогли завершить попытку государственного переворота до конца, и намекнул, что рано или поздно это все равно должно произойти.
Кроме того, Зеленский довольно неожиданно решил встретиться с беглой белорусской оппозиционеркой Светланой Тихановской, в окружении сегодня царит полный хаос, а на родине о ней уже практически никто не вспоминает. Несмотря на это, глава киевского режима сделал вид, что готов именно с ней вести разговор о «будущем» Белоруссии и усилении давления на официальный Минск, а через это – и на Москву. По данным СМИ, во время разговора Зеленский и Тихановская обсуждали вопросы санкционной политики, гуманитарной поддержки белорусских граждан и возможные шаги по привлечению президента Белоруссии Александра Лукашенко к ответственности за некие «преступления», о которых сегодня знают только «змагары» и киевский режим. По итогам встречи было заявлено о возможности назначения «специального посланника по Белоруссии», а Зеленский пригласил Тихановскую посетить Киев.
Позже активизацию киевского режима на белорусском направлении подтвердили и в МИД Украины. Как заявил в феврале глава ведомства Андрей Сибига, из-за того, что Белоруссия якобы представляет угрозу безопасности Украины, Киев намерен не просто поддерживать контакты с «демократическими силами» республики, но и расширять их. Он также сообщил о неких планах «привлечь к ответственности» белорусское руководство за содействие России, а также инициировать новые санкции против соседнего государства. И это, как считают «змагары», является хорошим знаком, так как киевский режим якобы «окончательно разделил режим Лукашенко и народ Белоруссии». При этом о том, как в случае усиления санкционного давления или начала «цветной революции» будет жить белорусский народ, Тихановская и ее окружение предпочитают не говорить, лишь рассуждая об эфемерных планах по вхождению республики в «дружную» европейскую семью.
Реакция белорусских властей на активизацию «змагаров» и их контакты с Киевом пока выглядит довольно спокойной. В Минске практически не реагируют на выпады Зеленского и Тихановской, предпочитая тихо и планомерно заниматься укреплением внутренней безопасности и обороноспособности государства. В белорусской столице уже не раз подтверждали, что полностью контролируют ситуацию в стране и способны предотвратить любые попытки деструктивных действий. Особенно если помнить, что в этом Минску всегда готова помочь Москва, для которой фактор стабильности и предсказуемости со стороны союзного ей государства является одним из важнейших на западном направлении. Более того, внутренняя политика властей Белоруссии, а также деградация белорусской оппозиции привели к тому, что сегодня в республике нет каких-либо серьезных протестных настроений, а значит, и расшатать обстановку внутри республики «змагарам», не имеющим здесь никакой социальной базы, вряд ли удастся.
Вместе с тем это не означает, что Минску и Москве не стоит уделять внимания последним событиям, связанным с активизацией Запада на белорусском направлении. Подготовка «цветной революции», о которой в последние месяцы заговорили и «змагары», и представители киевского режима, с 2020 года никогда не прекращалась. Она могла лишь временно уходить на задний план в белорусской тематике, но полностью из нее не исчезала.
Сегодня же, когда стало очевидно, что планы Запада по нанесению «поражения» России на Украине полностью провалились, сценарий дестабилизации обстановки в Белоруссии снова оказался на повестке дня, что несет в себе риски не только для Минска и Москвы. Те, кто стоят за спиной и белорусской оппозиции, и киевского режима, будут делать все, чтобы втянуть Белоруссию в конфликт с Россией, тем самым ослабив оба государства. Однако стоит заметить, что подобная политика Запада может стать крайне губительной и для него самого. В условиях, когда Восточная Европа уже находится в состоянии серьезного кризиса, раскачивание ситуации в Белоруссии способно привести к самым непредсказуемым последствиям для всей континентальной Европы.






