Президент Киргизии Садыр Жапаров отправил в отставку председателя Национального комитета государственной безопасности (НКГБ) Камчыбека Ташиева. На его место назначен Жумгалбек Шабданбеков, который будет исполняющим обязанности главы ГКНБ до утверждения его кандидатуры парламентом.
Ташиева назначил председателем ГКНБ 16 октября 2020 г. сам Жапаров, находившийся тогда в статусе исполняющего обязанности президента. Благодаря дружбе с президентом Ташиев был плотно впаян в структуру действующей власти. Он получил должность заместителя председателя Кабинета министров, удостоился звания Героя Кыргызстана. Два политика были политическими соратниками, не скрывали личной дружбы, а на информационные вбросы относительно того, что Ташиев вынашивает собственные президентские планы, следовали категорические опровержения.

И вот теперь Ташиев исключён из этой когорты. Жапаров пояснил его увольнение стремлением избежать раскола в обществе и сохранить общественно-политическую стабильность в государстве. За расплывчатой формулировкой скрывается факт политической конкуренции между президентом и его назначенцем.
Действия Ташиева на посту руководителя НКГБ явно выходили за должностные рамки, в них просматривалось покушение на полномочия президента. Силовик не чурался публичных выступлений, охотно комментировал политические события в стране и громкие уголовные дела, взывал к национальной гордости киргизов и т. д. Вместо того чтобы быть в тени президента, Ташиев своей тенью начинал накрывать президента.
Вместе с Ташиевым в отставку отправлены представители выстроенной им внутри НКГБ властной вертикали: первый заместитель Курванбек Авазов, заместители Даниэл Рысалиев и Элизар Сманов. С. Жапаров тем самым нейтрализовал соперничающий с ним центр влияния, в каковой стараниями Ташиева превратился НКГБ, совмещая функции разведывательного, уголовного и антикоррупционного ведомства одновременно.
В республике ходили упорные слухи о намерении Ташиева выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Сам он об этом никогда не говорил, но дыма без огня не бывает. Стремление Ташиева стать больше, чем он есть, просматривалось слишком чётко в его поведении и заявлениях для СМИ.
Впрочем, Жапаров, толкуя через пресс-секретаря смысл своих действий, отметил, что, говоря о недопущении раскола, он не имел в виду Камчыбека Ташиева: «Речь идет о таких людях, как Бекболот Талгарбеков и Эмилбек Узакбаев, которые, прикрываясь именем Ташиева, звонили депутатам, общественным деятелям и представителям интеллигенции и подстрекали их к различным действиям, говоря: «Переходите на сторону генерала», «Подпишите это», «Давайте сделаем так или иначе». Они создали негативную обстановку в обществе, в том числе среди должностных лиц в госструктурах, в том числе в Жогорку Кенеш».
Эти слова подтверждают, что внутри киргизской власти наряду с официальной выстроилась параллельная вертикаль, противостоящая президенту. Во главе вертикали, судя по всему, стоял Ташиев. Видимо, Жапаров пока не определился, как поступить с мятежным главой НКГБ, поэтому не назвал его имя среди тех, кого обвиняет в дестабилизации общественной обстановки.
Помимо властных амбиций, за Ташиевым числится и еще кое-что, не попавшее в поле зрения многих обозревателей. Он, получивший высшее образование в Томске, олицетворял тем не менее русофобское крыло киргизского политикума. С 2005 по 2007 г. был депутатом киргизского парламента, председателем Комитета по топливно-энергетическому комплексу и водным ресурсам, с 2007 по 2009 г. – министром чрезвычайных ситуаций.
Показательный случай произошел с ним в декабре прошлого года. Ташиев перед телекамерами отчитал китайских рабочих компании China Road за незнание киргизского языка и обращение к нему по-русски: «Вам по-кыргызски говорить? Почему по-кыргызски не научились еще? China Road сколько лет уже работает в Кыргызстане?»
Председателя НКГБ не смутил даже тот факт, что русский язык обладает в республике статусом языка межнационального общения. То есть люди разных кровей имеют право между собой общаться по-русски. Китайские рабочие, заговорив с Ташиевым по-русски, закон не нарушили. Его нарушил сам Ташиев, требуя от них говорить исключительно по-киргизски.
Казус Ташиева, весьма популярного среди националистов, показателен. Присутствие на высоких государственных постах некоторого количества функционеров-русофобов стало нормой для бывших республик СССР, которые официально декларируют дружбу с Россией. Такие нужны для идеологического баланса и возможности быстро свернуть с пути дружбы с Россией на путь противостояния с ней, если вдруг что-то пойдёт не так. Для такого случая русофобские кадры должны быть под рукой.
В России, в отличие от многих её соседей, нет конкретно антикиргизского, антиазербайжанского, антиармянского и т. д. политика. Их наличие в эшелонах власти исключено по определению. Россия стремится к добрососедским отношениям с постсоветскими республиками и консолидации евразийского геополитического пространства, а не к его раздробленности. Ташиев позиционировал себя как антироссийский политик и в этом качестве нужен был Бишкеку. Но заигрался во власть и прогорел. Бывает… Не он первый…





