Абхазия: кто способствует «турецкому маршу» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.01.2026 |

Абхазия: кто способствует «турецкому маршу»

Турция ведет ускоренные военные приготовления, в том числе по подготовке десантных и смежных спецопераций в бассейнах примыкающих к ней морей, и делает это в рамках недавно принятой оборонно-политической концепции Mavi Vatan («Голубая родина»). На это обращают внимание, в частности, греческие СМИ.

Более того: со ссылкой на военно-политические источники Турции отмечается, что примыкающий к Красному морю самопровозглашенный «Сомалиленд» (северо-западный регион бывшего Сомали) становится главным тренировочным полигоном для таких операций. В этой связи отмечено, что такая стратегия подтверждает «неоосманскую линию Турции в отношении и соседних с ней и в целом тюркоязычных стран».

Означенный курс проявляется не первый год и в отношении Республики Абхазия, и делается это с опорой на многочисленную абхазскую, точнее абхазо-черкесо-чеченскую, диаспору в Турции и на развивающиеся связи официальной и неофициальной Турции с республикой. Достаточно сказать в этой связи, что, по имеющейся неофициальной информации, фактическое число зарегистрированных в Абхазии, Турции и грузино-абхазском приграничье турецко-абхазских экономических (в основном это СП) и гуманитарно-культурных объектов в целом уже превышает 700.

При этом – что показательно – Турция уже который год является для Абхазии вторым торговым партнером после РФ, хотя официально Анкара Абхазию пока не признаёт.

 Характерны и политико-идеологические пересечения противников пророссийской политики в том же регионе. Скажем, в конце мая 2025 г. официальное информагентство Абхазии «Апсныпресс», комментируя День памяти жертв весьма длительной Кавказской войны (1817-1864 гг.), обвинило царскую Россию в колониальных устремлениях, терроризме, непомерных имперских амбициях не только в Абхазии, но и по всему региону, охваченному этой войной. Косвенно выражена поддержка политике Турции по приему и обустройству беженцев из этого региона, хотя османская и британская политика прямо и косвенно способствовала поражению абхазов и родственных им этносов Кавказской войне.

Но это – полдела. Главное, что камни летят и в современную Россию. Так, подчеркивается, что «21 мая 1864 года в урочище Кбаада (Красная Поляна), близ древнего убыхского поселения Шъачэ (Сочи), официально завершилась Кавказская война (1817-1864)». Теми же названиями населенных пунктов оперируют и участники аналогичных мероприятий в Турции. Тем самым Россия косвенно, если не впрямую обвиняется и в «географическом колониализме».

У Абхазии с начала 1990-х весьма тесные контакты с диаспорой на турецкой территории, образовавшейся в XIX в. на фоне Кавказской и многочисленных русско-турецких войн. Официальных оценок числа абхазов в Турции нет. Их предки – мухаджиры сами переселялись туда вместе с соседними горными народами. Те, кто именует себя турецкими абхазами, живут вдоль южного побережья Черного моря и в причерноморских городах Синоп, Самсун, Сакарья, Трабзон, Зонгулдак.

В 2014 г. тогдашний председатель турецкой Федерации абхазских культурных центров – таковых в Турции не менее 20 (2024 г.) – Рамазан Дженгиз Коч заявил, что в этой стране «живут от 500 000 до 700 000 абхазов», включая сюда родственных абазин и убыхов. Разные турецкие источники оценивают фактическую численность абхазской диаспоры в Турции (с учетом родственных народов) даже до 1 млн чел. Это, видимо, намеренное преувеличение, чтобы пропагандистски подтвердить «силу» диаспоры: тому косвенно способствует закон 2012 г., по которому детям-абхазам разрешено изучать в школах абхазский язык.

Многое свидетельствует о политической составляющей во взаимосвязях Анкары и Сухума, и, как видим, им есть, на какую силу опереться. Скажем, в январе 2022 г. глава представительства республики в Турции Ибрагим Авидзба сообщал о визите делегации турецкой абхазской диаспоры, назвав его «многообещающим». Гости встречались с представителями МВД, Службы госбезопасности и Госкомитета по репатриации, обсуждая вопросы «упрощения получения этническими абхазами, проживающими в Турции, абхазских паспортов, чтобы они без оформления виз могли приезжать в Абхазию через Россию».

«Мы встречались, чтобы ускорить выдачу паспортов. Определены первоочередные шаги по ряду вопросов», – подчеркнул тогда Авидзба. Упоминал он тогда и о стратегической, по его мнению, тенденции – начатом «возвращении» из Турции в Абхазию этнических абхазов, но без цифр.

О контактах с Анкарой еще в 2009 г. официально сообщал глава МИД республики Сергей Шамба. Речь шла «об организации постоянного транспортного сообщения с Турцией». С начала 2020-х действует – один раз в 10 дней (в обе стороны) трансчерноморский грузовой паром Сухум (Абхазия) – Унъе (Турция). Характерно, что он позиционируется как «альтернатива морскому плечу из Турции в Новороссийск».

Сообщается также о более частых контактах абхазских и турецких политиков примерно со второй половины 2010-х. Например, поддержку Аслану Бжании  с расчетом на его «непророссийские приоритеты» в ноябре 2024 г. публично высказали глава совета старейшин при Федерации абхазских культурных центров в Турции Юмит Атейба, глава турецкого отделения эмигрантского «Всемирного абхазо-абазинского конгресса» Бюлент Авидзб; почетный глава Стамбульского абхазского культурного центра Хакан Бигвава (Беигуаа), представители ряда политических партий Турции, например главной оппозиционной Республиканской народной партии.

Теперь – о торговле. Напомним, что в 1996 г. Турция установила вроде бы эмбарго на торговлю с Абхазией. Но, как следует из документов Абхазского Гостаможенного комитета (2025 г.), «торговля осуществляется путем морского сообщения. Таможенное оформление и контроль грузов осуществляются в морских портах г. Сухума, г. Очамчиры, г. Пицунды». Большая же часть турецких товаров поступает на абхазский рынок не через эти порты, а через Сочи или соседние районы Грузии. При этом Турция, повторим, традиционно второй после РФ торговый партнер Абхазии.

По имеющейся информации, диаспора и сама Абхазия перекрёстно представлены в Турции/Абхазии минимум 20 НКО, через которые налажены каналы взаимодействия двух стран. Свыше половины из них прямо или косвенно пропагандируют приоритетность турецко-абхазских взаимоотношений в политике, экономике, культурно-гуманитарной сфере, партнерстве в СМИ. Вдобавок с 2010 г. в Турции официально действуют Федерация абхазских культурных центров и совет абхазских старейшин. У федерации имеется, повторим, 22 представительства (дернека) в местах компактного проживания абхазов. Организация устраивает регулярные съезды, пресс-конференции, историко-культурные мероприятия. Действуют в Абхазии и другие вышеупомянутые организации диаспоры, функционирующие в Турции.

Плюс тому с 2015 года в Абхазии действует турецкий благотворительный фонд Sadakatasi – это абхазское подразделение одной из самых разветвлённых турецких НКО, работающей более чем в 20 странах Европы, Африки и Ближнего Востока и активно вовлекающей в свою деятельность местных жителей, особенно молодёжь. Именно этот фонд лоббирует и частично финансирует переселение в Абхазию или длительное пребывание там потомков мухаджиров. Зато они, несомненно, продвигают интересы Турции и резонно предположить, что их сверхзадача – занимать руководящие должности в различных секторах экономики, государственного управления, общественной жизни.

В более широком контексте означенные тенденции были обозначены в материалах круглого стола в Сухуме в середине марта 2023 г. по вопросам «постмухаджирства». А именно: «Процесс репатриации этнических абхазов и абазин на Кавказ в значимых масштабах практически начался со времен перестройки. После войны в Абхазии большинство из прибывших из Турции и стран Ближнего Востока добровольцев остались в республике. Ситуация резко изменилась к лучшему после открытия границы по реке Псоу для пересечения иностранцами, а затем и признания Абхазии Россией в 2008 г.».

Отмечено также, что «абхазская диаспора в Турции ныне прекрасно организована. Правительство Турции не может игнорировать мнение набирающего силу абхазского и адыгского сообществ Турции». Причем, как указано, адыго-черкесская диаспора там «насчитывает несколько миллионов человек».

Так что Анкара пытается прочно утвердиться в регионе за счет «мягкой» и не очень силы. А настроенные в антироссийском духе силы в Абхазии этому способствуют.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
217
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика