В Бишкеке 27 ноября завершился саммит Организации Договора о коллективной безопасности – ключевого наднационального органа, отвечающего за мир на евразийском пространстве. Киргизия, выступавшая в качестве председателя ОДКБ в 2025 году, передала полномочия России в соответствии с очередностью.
Мероприятия подобного уровня всегда состоят из двух частей – расширенный формат с участием СМИ и закрытые переговоры, о сути которых потом гадают политические эксперты. На расширенном заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ осевым событием стало выступление Владимира Путина.
Сотрудничество в сфере обороны и безопасности
Пожалуй, одним из наиболее важных предложений, озвученных В. Путиным, стала идея запустить программу оснащения сил ОДКБ «образцами российских вооружений и техники, доказавшими свою эффективность в ходе реальных военных действий». Речь, конечно же, шла о российском вооружении, доказавшем свою эффективность в ходе специальной военной операции, которая по сути является прокси-конфликтом с коллективным Западом.
Какие конкретно новейшие образцы могут быть предложены Россией союзным странам – вопрос, который будет уточняться в ходе многочисленных консультаций – скорее всего, на уровне межправительственных комиссий. Однако, основываясь на оценках военных экспертов, можно предполагать, что спросом будут пользоваться истребители пятого поколения (Су-57), фактически не обнаружимые для вражеских радаров, боевые вертолеты (для борьбы с танками неприятеля), средства радиолокационной борьбы и, безусловно, системы ПВО. Отдельно следует отметить авиабомбы с УМПК, которые на данный момент производятся исключительно под нужды российской армии, но в перспективе могут стать отдельной статьей военно-технического сотрудничества.
Российский президент также отметил, что для повышения эффективности работы ОДКБ Москва планирует делать упор на «углублении кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса».
На данный момент, по оценкам военных экспертов, наиболее эффективно налажены связи между российским и белорусским ВПК, но в перспективе действительно возможно углубление сотрудничества с оборонными компаниями и в других странах-участниках ОДКБ.
Отдельно В. Путин коснулся проблематики биологической безопасности и достижений российской военной медицины, пообещав оказывать партнерам всяческую поддержку в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. Президент напомнил, что в 2021 году по российской инициативе в рамках ОДКБ был учрежден координационный совет по биобезопасности и предложил заслушать доклад руководства этого органа на следующей встрече.
В свете вскрывшейся несколько лет назад информации о биологических проектах НАТО (в первую очередь на территории Украины) слова российского президента прозвучали как никогда актуально.
Евразийская безопасность
Отдельно В. Путин высказался о более абстрактных геополитических вопросах, в первую очередь об «архитектуре равной и неделимой безопасности», предложив провести в Москве экспертный форум по этой тематике. Российский президент специально подчеркнул, что на мероприятие следует пригласить не только делегации стран ОДКБ, но и представителей дружественных государств и международных объединений.
И хотя понятие единой и неделимой евразийского безопасности может на слух прозвучать как исключительно трудноуловимое, президент в своем выступлении косвенно наметил ряд направлений, которые экспертам предстоит проработать – антитеррористическая политика, антинаркотическая политика и информационная безопасность.
Антитеррористическая и антинаркотическая политика
ОДКБ доказала свою крайне высокую эффективность в борьбе с наркотрафиком – здесь следует отметить регулярную операцию «Канал», получившую международное признание и часто приводящуюся с привлечением дружественных государств, не входящих в ОКДБ. К примеру, в 2025 году в ходе операции «Канал-Западная Двина» всего было изъято 5,7 тонны наркотических веществ и психотропных препаратов и задержано более 300 наркопреступников.
Антитеррористическая эффективность ОДКБ также не подлежит сомнению, и лучшим примером является совместная операция Коллективных миротворческих сил и казахстанской армии в январе 2022 года. Оперативность переброски войск и слаженность их работы заслужила самые высокие оценки.
«События 2022 года в Казахстане показали, что мы можем быстро реагировать на серьезные вызовы, направленные на развал страны изнутри», – к примеру, заявил глава Минобороны Белоруссии Виктор Хренин в ходе расширенного заседания саммита.
Однако события в Казахстане были скорее экстраординарными и своим масштабом в чем-то больше напоминали полноценную попытку цветной революции. ОДКБ же может умело реагировать и на не столь явные, но от того не менее серьезные вызовы политическому порядку. Одной из регулярных операций, который проводит наднациональная организация, является «Наемник» – инициатива, направленная на предотвращение вербовки граждан стран-участниц в международные террористические организации.
В. Путин подчеркнул, что под российским председательством ОДКБ начнет подготовку новой антитеррористической стратегии – очевидно, чтобы учесть новые вызовы.
Не менее важной представляется и ремарка российского лидера об информационной безопасности, а именно работе над предотвращением «распространения радикальных идей в молодежной среде». Представляется, что здесь государствам ОДКБ предстоит проделать больше всего работы, так как информационное пространство наиболее трудно поддается контролю, и ключевой вызов – не просто оградить молодежь от деструктивной информации, но и предложить конкурентную альтернативу.
Западный слон в посудной лавке
Об угрозе, исходящей от стран НАТО, говорили, но в основном за закрытыми дверями. Проблему подсветил во время общения с прессой белорусский лидер Александр Лукашенко и, как ему это свойственно, за словом в карман не лез.
«Обстановка напоминает осажденную крепость, в которой сегодня живет Беларусь. В совокупности с агрессивной риторикой это свидетельствует о том, что западные политики целенаправленно готовятся к войне», – заявил он. Он подчеркнул, что по периметру ОДКБ нарастают военные риски, равно как и растут расходы коллективного Запада на оборону. Разумеется, слова А. Лукашенко справедливы в той или иной степени для всех государств ОДКБ, хотя именно Россия и Белоруссия находятся на переднем фланге сдерживания западного натиска в сердце Евразии.
В Декларации Совета коллективной безопасности ОДКБ – документе, принятом по итогам саммита, отдельно констатируется обострение «угроз и стратегических рисков, связанных с придвижением к границам государств – членов ОДКБ военно-стратегической инфраструктуры отдельных государств и стран, входящих в иные военные союзы и коалиции». За формальным дипломатическим языком нетрудно прочитать обеспокоенность евразийских держав многократно растущей военной активностью НАТО.
В 2024 году Россия внесла существенные коррективы в свою «ядерную доктрину», распространив гарантии безопасности на Белоруссию. Согласно заявлениям российских официальных лиц, эти гарантии также касаются и других стран ОДКБ, что позволит государствам-участникам чувствовать себя несколько более уверенно в меняющемся геополитическом ландшафте.
Чего ожидать от российского председательства?
С 1 января 2026 года кресло председателя ОДКБ переходит к Российской Федерации. В. Путин отметил, что Москва намерена «сохранить преемственность по основным направлениям взаимодействия в рамках ОДКБ и развивать сотрудничество наших государств на принципах подлинного союзничества».
Девизом российского председательства станет «Коллективная безопасность в многополярном мире: единая цель ‒ общая ответственность». В беседе со СМИ В. Путин отметил, что с учетом напряженности в мировой политике задача продвижения коллективных интересов стран-участниц ОДКБ неизбежно выходит на первый план.
«Председательство России в ОДКБ в непростом 2026 году станет хорошим поводом для дальнейшего проведения политики консолидации постсоветских республик на фундаменте «оборонной» повестки. Координация ВПК стран блока и закупки российского вооружения хорошо дополнят повестку Евразийского экономического союза и дадут дополнительный стимул для его потенциального расширения», – отметил в беседе с «Ритмом Евразии» Николай Новик, заместитель директора центра Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ. По мнению эксперта, важным моментом также станет взаимодействие на уровне законодательных органов: Россия последовательно продвигает принцип парламентаризма в ОДКБ и стремится гармонизировать национальное законодательство в рамках организации.
Порядок председательства в ОДКБ был определен достаточно давно, но представляется, что в 2026 году у России есть дополнительные основания курировать работу этой наднациональной организации. Сложно говорить о конкретных сроках, но очевидно, что благодаря героизму российской армии украинский кризис стал медленно, но верно вступать в фазу эндшпиля. По сути, это будет победой российской армии, общества и ВПК над военной машиной коллективного Запада. И разумеется, России будет что рассказать и чему поучить союзников по ОДКБ.
________________________________
Фото: http://www.kremlin.ru






