Если по территории России будут наноситься удары дальнобойным оружием, ответ будет очень серьезным, заявил Владимир Путин, комментируя сообщения о возможности снятия ограничений на использование Украиной дальнобойного оружия и возможных поставок такого оружия этой стране. «Это попытка эскалации. Если таким оружием будут наноситься удары по российским территориям, ответ будет очень серьезным, если не сказать ошеломляющим», – сказал он.
Тема поставок Киеву дальнобойных ракет, в том числе американских крылатых «Томагавков», вновь возникла в общественном дискурсе после того, как президент США отменил встречу с российским коллегой, которая должна была состояться в Будапеште. До этого он долго тянул время, обещал подумать над такими поставками, потом внезапно заявил о том, что США ракеты нужнее – очевидно, на фоне подготовки к будапештскому саммиту, чтобы не нервировать заранее российскую сторону. Теперь же, по его словам, отменил встречу из-за того, что стороны «не доберутся до того места, куда должны были добраться».
Отмена саммита в Будапеште – явление вполне прогнозируемое. Вернее, он, безусловно, мог бы состояться, но едва ли мы увидели бы что-то принципиально новое, это было бы повторение Анкориджа, после которого в динамике мирного урегулирования не состоялось никаких позитивных сдвигов. Разве что Д. Трамп дезавуировал угрозу поставки киевскому режиму ракет «Томагавк» – искусственно созданную им же, очевидно, для давления на Россию.
Идея поставок «Томагавков» с самого начала звучала как нечто абсурдное и могла быть озвучена лишь для того, чтобы запугать Москву и сделать ее более сговорчивой. Это Трампу явно не удалось. Москва твердо дала понять, что условия, выдвинутые хозяином Белого дома, неприемлемы.
Условия эти, напомню, были озвучены публично и заключались в необходимости остановить конфликт на текущей линии боевого соприкосновения, заморозив его до принятия какого-то определенного решения. Т. е. навязывался «корейский сценарий».
Россия вновь и вновь достаточно твердо дала понять, что Кореи 2.0 или Минска-3 не будет. Вместо этого она вновь предложила Трампу отложить противоречия и начать взаимовыгодное экономическое сотрудничество (включая строительство тоннеля под Беринговым проливом).
И вот ведь какое дело: Трамп, кажется, и впрямь хотел бы такого сотрудничества. Он не раз прямым текстом говорил, что хочет торговать с Россией и Украиной. Но мешает конфликт. Мешают санкции. Так давайте остановим конфликт, «простодушно» призвал Трамп, и тем самым снимем, вернее, отложим в сторону все то, что мешает нашему плодотворному сотрудничеству.
Но ведь налаживание сотрудничества между США и РФ или США и Украиной само по себе не решает проблему военного конфликта на украинской земле. А корень вопроса именно в этом!
Россия, по сути, предлагает Трампу вывести Украину за скобки, сняв санкции и прекратив поддержку киевского режима. А Трамп не может этого сделать, поскольку таким образом он нарушит общезападный консенсус по поводу того, что бросать Украину на произвол судьбы (отдавать России) нельзя.
Я уже не раз высказывал мысль о том, что США и Европа во многом зависят друг от друга. Трампу нужна поддержка Брюсселя на других треках (Ближний Восток, АТР), а Европе нужно, чтобы Трамп не отказывался от поддержки Киева – сами они эту войну не вытянут, хотя и готовы её оплачивать. Чем Трамп активно пользуется, чем не упускает возможности похвастаться.
«Мы не продаем никакого оружия Украине. Мы продаем его НАТО», – заявил Трамп, и это чистая правда. Он зарабатывает деньги, зачем ему от этого отказываться? К тому же в Вашингтоне, надо полагать, считают, что делать слишком много уступок Москве нельзя просто потому, что это будет проявлением слабости. Позиция Вашингтона: мы предлагаем признать де-факто то, что вы уже контролируете, и на том спасибо скажите.
При этом Трамп остается в рамках общезападного консенсуса и оставляет пространство для маневра в диалоге с Москвой. «Они не используют наши ракеты. Насколько я понимаю, они используют европейские ракеты или откуда-то еще, но точно не наши», – заявил Трамп во время выступления в Белом доме.
Как ловко! Можно продавать ракеты для Украины европейцам, отметать обвинения в подыгрывании Москве и предлагать при этом Москве сделку. Ничего не скажешь – хитрый делец.
Однако в политике так не работает, это не бизнес, который до сих пор определяет способ мышления американского президента. Возможно, Трамп искренне не понимает или не хочет понимать, зачем самой большой стране на планете эти территории, зачем эти «ненормальные» русские продолжают вгрызаться в землю, не желая даже обсуждать возможность какого-то компромисса? То есть он мыслит категориями геополитики, а не категориями национальной безопасности, исторической справедливости, защиты русского языка и его носителей. Для него все это абсолютно чуждо и непонятно. В ответ на несговорчивость Москвы он способен совершенно искренне обижаться.
Как утверждает CNN со ссылкой на источники в администрации, внутренние обсуждения в Белом доме длились месяцами, сам Трамп до последнего сомневался, опасаясь негативного влияния своего решения на возможные переговоры с Москвой, однако в итоге заявил советникам, что «инстинкты» подсказывают: пора в отношениях с Путиным двигаться в другом направлении.
Вот инстинкты и подсказали, что говорить в Будапеште не о чем. Дело не в том, что обе стороны не готовы к диалогу, а в том, что обе стороны не готовы выходить за рамки своих изначальных требований, твердо стоят на своем. И тут позиция Москвы, конечно, выглядит достойнее просто потому, что она последовательно отстаивает её без этих трамповских метаний от «я прекрасно поладил с Путиным» до «я очень разочарован Путиным». Поведение Трампа выглядит, откровенно говоря, несерьезным.
Впрочем, несмотря на внешний словесный «детский сад», линия президента США вполне последовательная: «Все будет так, как я сказал, и никак иначе». При этом Вашингтон будет продолжать активно размахивать «кнутом» в виде тех же «Томагавков» и «пряником» в виде частичного снятия санкций и заинтересованностью США в участии в совместных с Россией мегапроектах.
Ключевое тут – «будет продолжать». Выхода из замкнутого круга не предвидится. Россия не намерена уступать, Трамп – тоже. Безусловно, он будет вновь и вновь пытаться максимально отстраниться от украинского трека, переложив его на плечи Европы, но сделать это полностью у него все равно не получится.
А время, надо сказать, с каждым днем начинает работать против Трампа. Нет, в отличие от Европы и России он не участвует в «войне на истощение», так что за запас прочности США ему не стоит беспокоиться. Но через год у него решающие промежуточные выборы в конгресс, которые могут сделать ему неприятный сюрприз в виде оппозиционного парламента. И Трампу нужно показать либо внешнеполитический успех, либо достаточно серьезный внутренний, который мог бы компенсировать отсутствие внешнего.
А Россия тем временем продолжает улучшать свои переговорные позиции, освобождая новые территории, а значит, ухудшать их у Запада.
Чего ждать дальше? Повторю, в первую очередь продолжения «качелей». Поставят ли Киеву в итоге пресловутые «Томагавки»? Представляется, что это – тема, которая вряд ли зависит от итогов каких-либо переговоров в Будапеште или где-то в ином месте. «Томагавки» – это угроза, а угроза перестает работать после своей реализации. Запад явно намерен шаг за шагом пересекать «красные линии» по мере того, как ему позволяют это делать. Кроме того, по мере обвала украинского фронта будет ужесточаться номенклатура поставляемого Киеву оружия – рано или поздно дадут все, чтобы не допустить поражения Украины, кроме ядерного. Это будет определяться, исходя из ситуации на линии фронта, а не за столом переговоров, и к этому нужно быть готовым заранее.
Но нужно быть готовым и к геополитическим вызовам, которые могут возникнуть по мере продолжения конфликта с Западом. К примеру, к попыткам открыть второй фронт и растянуть противостояние по географической карте. Об этом, фактически предупреждает глава СВР Сергей Нарышкин, говоря об опасности серьезных провокаций в Балтийском и Черном морях.
И, конечно, следует внимательно следить за «качелями» Трампа, которые, несмотря на относительную предсказуемость, могут попытаться выйти на неожиданную траекторию. В конце октября на саммите АТЭС ожидается встреча Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином. Как пишет Bloomberg, Трамп обсудит с Си пути завершения конфликта на Украине и закупки Китаем российской нефти. Издание утверждает, что хозяин Белого дома рассчитывает на влияние китайского лидера в урегулировании украинского кризиса, на то, что Си Цзиньпин «будет восприимчив» к его предложениям.
Очевидно, что попытка заключить «сделку» с Пекином – логичный шаг при невозможности заключить сделку с Москвой. Впрочем, инструментарий там будет тот же: шантаж, выкручивание рук и навязывание неприемлемых позиций.
_____________________________
Рис: А. Горбаруков






