
В преддверии намеченного на 9 октября государственного визита Владимира Путина в Таджикистан, который, по оценке замглавы МИД РФ Александра Панкина, «придаст новый мощный импульс развитию многосторонних связей и позволит найти иные векторы развития двусторонних контактов», представители коллективного Запада пытаются использовать любой информационный повод, чтобы вбить клин между Душанбе и Москвой.
Подобные судорожные конвульсии, в общем-то, понятны, учитывая, что, хотя в последний раз В. Путин посещал с рабочим визитом Таджикистан еще в 2022 году, лидеры двух стран все эти годы «задают тон двустороннему сотрудничеству и на личном примере демонстрируют, как в сегодняшнем непростом мире можно и нужно беречь дружбу».
Каждую вбрасываемую негативную новость прозападные СМИ предваряют напоминанием о кровавых событиях в подмосковном «Крокус Сити Холл», унесших человеческие жизни: будь то нападение на таджикского таксиста 14 сентября в Москве, драка гражданина Таджикистана с российской пенсионеркой, опасения таджикистанцев по поводу возможного сокращения квот в российских вузах или периодические задержания на границе в российских аэропортах.
Однако, помимо описания неких бытовых «историй», прозападные местные информационные ресурсы публикуют так называемые аналитические обзоры, дискредитирующие Россию в глазах местного социума.
Например, в конце августа в довольно солидном издании Asia-Plus вышла алармистская статья под названием «Мягкая сила. Как Россия старается сохранить свое влияние в Центральной Азии?». В данном материале достаточно подробно описываются «механизмы» того, как Москва старается сохранить свое присутствие в стране за счет активного продвижения культуры, языка и системы образования. Мол, сегодня она предоставляет стипендии для студентов на обучение в российских вузах, зачем-то построила пять школ в Таджикистане, работающих по программе российского министерства образования, и планирует увеличить их количество, а ещё направляет сюда преподавателей, число которых тоже ежегодно растет. Только Министерство образования и науки Татарстана выделило целых 100 квот для таджикских школьников на обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования республики.
В целом же, по информации ресурса, в настоящее время в Таджикистане официально работают один совместный с РФ университет и филиалы трех российских вузов: Российско-таджикский (славянский) университет, филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, филиал Национального исследовательского технологического института «МИСиС»; филиал Московского энергетического института. При этом общее число таджикских студентов, обучающихся на русском языке в РТСУ и филиалах российских вузов, превышает 30 тыс. человек, что составляет около 80% от общего числа таджикских студентов, обучающихся за рубежом. В итоге сейчас примерно 63 тыс. таджикских студентов получают высшее образование в России.
И тут бы радоваться, но ресурс, наоборот, бьёт тревогу, отмечая, что якобы «опасный фундамент» российской «мягкой силы» закладывается еще в средних школах Таджикистана. «Оказывается», представители российских культурных и военных структур сотрудничают со многими таджикскими школами, где обучение ведется на русском языке или как минимум есть русские классы. Страшное дело: где-то даже зафиксированы случаи, когда таджикским школьникам разъясняли цели специальной военной операции России на Украине.
Кроме того, в статье подробно описывается работа агентства «Россотрудничество» на территории Таджикистана, которое, видите ли, также активизировало свою деятельность, отправляя таджикских артистов и журналистов на различные мероприятия в Москву, да и российские военные 201-й российской военной базы, размещенной в Таджикистане, проводят в русскоязычных и построенных школах уроки «патриотизма и мужества».
Но особенно автора материала удручает факт расширения деятельности «Россотрудничества», которое в октябре прошлого года при Центре детей и подростков города Душанбе открыло первый ресурсный центр нового формата под названием «Россия с вами», а в будущем планируется увеличить количество таких центров, поскольку в стране существует спрос на них.
Самое удивительное, что, исходя из представленной в статье информации, ничего деструктивного в жизни детей и молодежи Таджикистана не происходит, так как в «этом культурно-образовательном пространстве все предусмотрено для того, чтобы активные и любознательные дети разных возрастов могли с интересом получать новые знания в области науки и техники». Зачем же по этом поводу поднимать нездоровую шумиху?
Тем не менее некоторые местные эксперты полагают, что необходимо оказывать жесткое противодействие влиянию Москвы. С этой целью предлагаются прозападные альтернативы, основанные на либеральных демократических ценностях и поддержке запрещённых в России ЛГБТ*-сообществ. Так что, по оценке «прикормленных» аналитиков, следует всеми силами избегать воздействия российской пропаганды, потому как «мягкая сила» Москвы, безусловно, таит в себе опасность.
В Таджикистане тут же нашелся и русофобский специалист, который будет помогать бороться «со всем этим российским», наводняя страну с соответствующими обычаями и традициями чуждой ей европейской культурой. Конечно же, речь идёт о новом главе представительства ЕС в Таджикистане Радославе Дарски, сменившем 5 сентября этого года Раймундаса Кароблиса, который занимал эту должность в течение последних трех лет.
Как отмечается на официальном сайте ЕС, посол Дарски обладает богатым дипломатическим опытом и знаниями в области европейской политики, регионального сотрудничества и международных отношений. За более чем 20 лет своей карьеры Р. Дарски занимал ключевые должности в Европейской службе внешних связей, представительствах Евросоюза и на дипломатической службе своей страны. Он успел потрудиться заместителем директора Восточного департамента МИД в Варшаве, курируя Центральную Азию, Южный Кавказ и инициативы Восточного партнерства. Его обширный региональный опыт также включает руководящие должности в представительстве ЕС в Узбекистане и Грузии, где он курировал политические и информационные отделы, развивая сотрудничество с государствами-членами ЕС и региональными партнёрами. Также он замещал должность заместителя главы миссии в посольстве Польши в Минске, владеет польским, английским и русским языками.
Учитывая «многогранный» опыт Р. Дарски, в том числе связанный с расшатыванием обстановки в странах постсоветского пространства, понятно, чем сразу же займется дипломат столь высокого ранга. Недаром же, комментируя свое назначение, посол выразил неприкрытый энтузиазм «по поводу укрепления отношений между ЕС и Таджикистаном и поддержки инициатив страны по развитию в более широком региональном контексте», включая все компоненты «мягкой силы», которую коллективный Запад, надо признать, внедряет, в отличие от Москвы, очень агрессивно, пытаясь целиком и полностью переформатировать массовое сознание населения.
Одно радует: как было отмечено выше, лидер Таджикистана Эмомали Рахмон активно поддерживает тесное сотрудничество с Россией, являющейся одним из основных партнёров Душанбе в политической, экономической, военной и гуманитарной сферах.
Деятельность недавно открытого ресурсного центра «Россия с вами» вызывает у руководства страны положительные эмоции, что, впрочем, неудивительно, учитывая, что за недолгий период своего существования российский проект уже провел целый ряд интересных мероприятий. Чего только стоят, например, мастер-класс по робототехнике для дошколят; показ фильма «Переплыть океан и вернуться к другим» телеканала «Моя Планета»; консультации специалистов по вопросу получения образования в российских вузах за счёт квоты России; открытые уроки для школьников и семинар для преподавателей; волонтёрские программы «Магистры русского языка», «Послы русского языка в мире» и «Волонтёры русского языка “За Русский!”»; фестиваль научных развлечений для детей и мастер-классы для учителей; проведённый Тюменским университетом семинар для русистов Таджикистана.
Можно долго перечислять программы, состоявшиеся под эгидой ресурсного центра «Россия с вами». Но тем, кто хочет собственными глазами убедиться в реальной работе центра, лучше просто посетить его мероприятия и наглядно убедиться в том, кто в действительности является другом Таджикистана.