
Спешим констатировать, что прозападная оппозиционная казахстанская пресса уже и не знает, каким еще экзотическим способом привлечь внимание читателя, чтобы вынудить Астану открыть второй фронт против России.
Отличилось небезызвестное издание Orda.kz, уже оскандалившееся в начале сентября фейком о том, что Комитет национальной безопасности РК якобы задержал министра иностранных дел Казахстана Мурата Нуртлеу.
На сей раз этот информационный ресурс 11 сентября выпустил популистскую статью с громким названием «Брат Аллы Пугачевой пострадал от радиации на Семипалатинском полигоне». В ней Orda.kz представляет фрагмент интервью сбежавшей с родины российской певицы – жены иностранного агента Максима Галкина. Интервью, которое популярный российский блогер и политический обозреватель Стас Васильев (Стас Ай Как Просто) назвал позорным из-за количества вклеек, обрывающих Пугачёву на полуслове, и отсутствия неудобных вопросов.
Из большого интервью в материале используются именно те цитаты, где изрядно «отфильтрованная» Пугачева сетует по поводу трагической судьбы родного брата, который в советские годы служил в Казахстане и подвергся облучению на Семипалатинском ядерном полигоне. По её словам, «сначала да, был военным, шикарным специалистом по связи, служил и облучался в Семипалатинске, на китайской границе. И дети мёртвые рождались. Потом его зачем-то в Афганистан послали...». Трагедия брата, его служба и последствия радиации сильно повлияли на всю семью, посетовала некогда популярная в России певица.
Казалось бы, дала она интервью и дала, тем более не казахстанскому ресурсу, зачем Orda.kz вспомнила о нем? А все дело в том, что за последнее время тема бывшего Семипалатинского ядерного полигона, находившегося до 1990-х годов в ведении Москвы, постоянно всплывает в оппозиционной прессе. И чтобы вернуться к этому сюжету, иные журналисты хватаются за любой повод. И всё это делается, чтобы с подачи Великобритании показать, какие «ужасающие» последствия возникли для казахстанского народа вследствие использования Советским Союзом с 1949 по 1989 год данного военного полигона.
«С подачи Великобритании» – это не домысел автора. В частности, совсем недавно британское издание The Telegraph поделилось своими опасениями по поводу того, что якобы советская власть фактически поставила над казахами смертоносный эксперимент и «ядерный шлейф» тянется до сих пор: сами испытания давно прекратились, но уже после закрытия полигона во многих семьях продолжают рождаться дети с генетическими мутациями.
Со своей стороны, голландский фотограф Эддо Хартман, ставший финалистом международной премии Sony World Photography Awards 2024 в категории «Пейзаж» за свою серию «Зона жертвоприношения», также постарался обозначить весь этот «кошмар» и запечатлел «смертельную красоту» полигона в Семее, отобразив в красных тонах на одном фото дозиметриста, измеряющего уровень радиации на озере Шаган, а на другом кадре – остатки наблюдательной вышки на Опытном поле. Как глубокомысленно отметил портал NewScientist, «эти фотографии показывают суть человеческой уязвимости и хрупкость природы».
Собственно, именно «ради избавления» казахстанского народа от советского наследия британская компания Altyn Group Qazaqstan, входящая в структуру зарегистрированного в Лондоне предприятия A Gold Plc, основным видом деятельности которой является производство и добыча благородных (драгоценных) металлов, и взяла на себя «миссию спасителя». Согласно подписанному премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым постановлению от 27 марта 2025 года о передаче земельного участка площадью 71,37 гектара на территории бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона в области Абай, названный участок до 31 декабря 2028 года переведён из категории земель запаса в категорию земель промышленности, транспорта, связи и других несельскохозяйственных нужд, включая зону ядерной безопасности.
Отметим, что сама материнская компания A Gold Plc, зарегистрированная в Лондоне, является одним из крупнейших золотодобытчиков на территории Казахстана. Фирма владеет Секисовским золоторудным месторождением с запасами 3,47 млн унций золота и участком Терен-Сай в северо-восточной части страны и находится под контролем семьи Асаубаевых, которая много лет назад оказалась в центре масштабного международного скандала. Так, в 2010 году её обвинили в незаконном выводе порядка 180 млн долларов из дочерней структуры АО ГМК «Казахалтын», а также в сокрытии информации о своей скрытой доле в подрядной компании MAED Limited и предоставление ложных данных о производстве и продаже золота для завышения стоимости KazakhGold перед её продажей компании «Полюс Золото». Вследствие этого высокий суд Лондона наложил арест на активы семьи на 500 млн долларов, включая счета, акции и элитные автомобили, запретив членам семьи выезжать из страны.
Но всё это осталось в прошлом, и теперь Великобритания просто жаждет развернуться (пусть даже с некоторыми финансовыми махинациями) на столь «промысловом» Семипалатинском участке. Впрочем, Лондон также не прочь поживиться и отжать другие военные полигоны на территории Казахстана, находящиеся в аренде у России: 4-й государственный центральный межвидовой полигон (па территории Западно-Казахстанской области), 929-й государственный лётно-испытательный центр (на территориях Западно-Казахстанской и Атырауской области), испытательный полигон «Сары-Шаган» (на территориях Карагандинской, Улытауской, Жамбылской, Кызылординской и Актюбинской областей).
Неспроста же ещё летом из каждого утюга доносилась радостная весть о том, что делегация Министерства обороны Казахстана – страны-члена ОДКБ под руководством главы аппарата ведомства полковника Ерболы Кумарбекулы – подписала 6 июня соглашение о военном сотрудничестве с Великобританией – государством НАТО. В ходе встречи обе стороны обсудили текущие вопросы двухстороннего военного сотрудничества и перспективные направления взаимодействия, включая получение казахстанскими военными высшего образования в военно-учебных заведениях Великобритании.
По итогам мероприятия стороны подписали план военного сотрудничества между оборонными ведомствами на 2025-2026 годы. По информации казахстанского Минобороны, основными направлениями этого «грандиозного плана» являются лишь миротворческая, языковая подготовка и обучение казахстанских военнослужащих в Великобритании.
Самое смешное, что все прозападные эксперты стремятся убедить, что в заключенном с англичанами соглашении нет каких-либо тайных договоренностей или пунктов, которые были бы чувствительны для союзников Казахстана по ОДКБ. Поэтому они с пеной у рта доказывают, что речь не идёт о закупке Казахстаном английского оружия, крупных совместных учениях или об открытии английской военной базы (а тут на воре шапка горит), и, мол, все детали двухлетнего плана были согласованы ещё в мае этого года во время визита в Астану британского государственною министра в министерстве обороны Вернона Коакера.
Тем не менее напомним, что военное сотрудничество Казахстана и Великобритании уже осуществляется свыше десяти лет. Например, в 2013 году английские военные внезапно активизировали своё участие в совместных программах Казахстана и НАТО, а в 2022 году государства подписали план военного сотрудничества на 2022-2023 годы. При этом в Алматы функционирует центр миротворческих операций, в котором англичане ежегодно проводят курсы английского языка для казахстанских миротворцев и курсы повышения квалификации для преподавателей-лингвистов национального университета обороны и центра миротворческой подготовки. Одновременно с этим организованы языковые курсы британской военной консультативной и учебной группы.
А как к этому относятся союзники Казахстана по ОДКБ? В данном контексте процитируем ответ официального представителя МИД России Марии Захаровой на вопрос СМИ в связи с подписанием Астаной плана военного сотрудничества с Лондоном. «Не в наших правилах давать комментарии по вопросам развития двусторонних отношений зарубежных государств, – отметила М. Захарова. – Хочу подчеркнуть одно: у нас не вызывает сомнений нацеленность Казахстана на дальнейшее выполнение союзнических обязательств в рамках ОДКБ, а также конструктивное участие в деятельности Организации в интересах обеспечения региональной безопасности, что предполагает необходимую бдительность в контактах со странами НАТО. Это, в частности, подтвердило состоявшееся 28 мая в Бишкеке заседание совета министров обороны ОДКБ, по итогам которого подписан ряд важных документов, направленных на дальнейшее углубление военного сотрудничества по линии объединения».
И действительно: в процессе обозначенного выше мероприятия участники обсудили военно-политическую обстановку в зоне ответственности организации, ее влияние на безопасность государств – членов ОДКБ, а также рассмотрели документы, направленные на совершенствование организации управления коллективными силами ОДКБ. Главами оборонных ведомств также был согласован план развития военного сотрудничества на 2026-2030 годы. Этот документ разработан в целях реализации скоординированных организационных, технических и практических мероприятий, направленных на укрепление военной составляющей организации. Кроме того, решением совета министров обороны ОДКБ утверждён план совместной подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ на 2026 год.
Между прочим, свой первый официальный визит назначенный 8 июня этого года министром обороны Казахстана Даурен Косанов совершил именно в Россию. Всего месяц спустя после назначения он обсуждал в Москве с министром обороны России Андреем Белоусовым вопросы эффективного взаимодействия в военной сфере. «Нас традиционно связывают добрососедские отношения, стратегическое партнерство», – заявил Косанов. Чётко и точно, по-военному.