
Прошедший во Владивостоке Восточный экономический форум – 2025 предметно подтвердил активное участие России в созидании общего торгового и в целом экономического пространства Большой Евразии. Это обусловлено в том числе растущей заинтересованностью восточноазиатских соседей РФ и других стран Восточной / Юго-Восточной Азии в партнерстве с РФ в создании означенного пространства.
Достаточно сказать, что в работе ВЭФ–2025 участвовали правительственные и экспертные делегации более чем 70 стран и зарубежных территорий. Состоялись межстрановые бизнес-диалоги с участием представителей правительств более чем 10 стран в рамках таких форматов, как «Россия–Мьянма», «Россия–Лаос», «Россия–Монголия», «Россия–АСЕАН».
Особая значимость в ходе форума была придана тематике международных транзитно-логистических маршрутов с участием РФ. Большинство зарубежных делегаций на ВЭФ–2025 отмечали растущую востребованность таких маршрутов – действующих и планируемых. Она обусловлена сложной, зачастую опасной военно-политической ситуацией на традиционных международных маршрутах и их удорожанием (Южно-Китайское море и его проливы в Тихий и Индийский океаны; Красное море–Суэцкий канал–Средиземное море).
Тональность в обсуждении этой проблематики была задана Владимиром Путиным в его выступлении на форуме. Российский президент подчеркнул необходимость комплексного использования и развития Трансарктического коридора (ТК) по российской территории. Речь идет о формировании целостной системы общеевразийского транзита, включающей ряд взаимосвязанных друг с другом магистралей и портов – действующих и спроектированных.
В. Путин пояснил, что «мы все время говорим про Северный морской путь (СМП), но, если вы обратили внимание, я сказал и говорю про Трансарктический коридор. Ибо мы пришли к выводу, что нужно оперировать наработками большего масштаба». Уточнено, что эта комплексная система «объединит морской, железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Она позволит использовать транзитный потенциал таких крупнейших российских рек, как Обь, Енисей и Лена». В этой связи предстоит «не только прокладывать надежные, безопасные морские маршруты в Арктике, выходить на круглосуточную работу трансарктического коридора. Впереди работа, что называется, и на берегу».
Как отметил В. Путин, речь идет также о модернизации морских портов в Арктике и на Дальнем Востоке.
Первичная схема комплексного Трансарктического коридора
Такое позиционирование СМП и в целом ТК проистекает и из того, что «иностранные перевозчики проявляют интерес к Трансарктическому коридору». Напомним в этой связи, что СМП-маршрутом пользуются, например, грузоперевозчики КНР, Германии, стран Скандинавии, Швейцарии, некоторых стран Юго-Восточной Азии.
По предварительным проработкам проектной начинки портово-железнодорожного ареала ТК, в его систему к настоящему времени наряду с проектом Северо-Сибирской магистрали (до 1800 км), стыкующей друг с другом БАМ, Транссиб и ж/д Сургут–Ямал, включены следующие проекты:
новая ж/д линия Эльга (юго-восток Саха-Якутии) – порт Эльга (Хабаровский край) в 530 км на Охотском море, действующая, как и Эльга-порт, с текущего года;
проект Коми-Печорской магистрали: порт Индига (Ненецкий автономный округ) – Сосногорск примерно в 600 км;
проект железной дороги Нижний Бестях (на востоке Саха-Якутии) – порт Магадан протяженностью около 1800 км;
уже действующий порт Лавна западнее Мурманска с примыкающей железной дорогой (около 150 км).
Среди других акцентных проработок партнерства с зарубежьем в ходе форума отметим сессию по комплексной защите разнообразной российской продукции на рынке КНР, что всё более актуально в связи с ускоренным ростом двустороннего товарооборота, в том числе с растущим экспортом российских товаров массового спроса. Наиболее злободневные вопросы в этой сфере – сохранение имиджа российских продуктов на китайском рынке, предотвращение фальсифицирования данных продуктов и, соответственно, сохранение репутации российских брендов.
Отмечалось, что создание единой системы, отслеживающей происхождение российской продукции, поставляемой в Китай, повысит доверие китайских потребителей и популярность товаров из РФ. Для этого, по мнению главы правления Инвестиционной корпорации провинции Хэйлунцзян (КНР) Шан Юньлуня, нужно, прежде всего, выстроить совместную торгово-логистическую инфраструктуру, назначить единого российско-китайского оператора в рамках системы сбытового мониторинга, провести масштабную информационную кампанию. Совместная экспертная группа представит предложения по этим и смежным вопросам не позже последнего квартала с. г.
В более широком контексте российская и китайская стороны, как было объявлено на ВЭФ–2025, рассматривают варианты объединения национальных платежных систем для упрощения/ускорения взаиморасчетов, прежде всего в торговой сфере. Уже сейчас в обращении в обеих странах находятся карты «Мир» и китайские платежные инструменты, но их максимальная совместимость требует доработки. В дальнейшем те же вопросы будут решаться в отношении совместимости рубля и валют автономных от КНР Гонконга (доллар) и Аомэня (патака).
Обе стороны высказали единое мнение по этой тематике: в условиях ограниченного доступа РФ к западным расчетным системам развитие собственных и двусторонних платежных схем становится вопросом стратегической безопасности. А для российского Дальнего Востока это особенно актуально, так как именно здесь концентрируются основные потоки инвестиций из Китая и других стран АТР – около 75% (из общего объема их инвестиций в РФ).
В свою очередь, вышеупомянутые межстрановые бизнес-диалоги показали, что Россией достигнуты важные договоренности с рядом стран АСЕАН. Так, министр финансов Мьянмы Кан Зо заявил, что его страна, усиливая партнёрские связи с РФ, «полностью использует инициативу России по осуществлению платежей в национальных валютах, а также готова работать вместе с БРИКС и ЕАЭС». Отмечено также, что «у нас есть конкретный план на 2025 год, в соответствии с которым мы планируем достичь более глубокой интеграции с Россией и сформировать законодательные основы для устойчивого экономического партнёрства».
Схожее мнение высказали замгоссекретаря (министра) Минторга Камбоджи Лим Пханпеарак, министр финансов Монголии Болд Жавхлан.
В свою очередь, Атип Асванунд, директор Цифрового совета Таиланда, выразил особый интерес своей страны к российскому опыту в обеспечении цифрового суверенитета. Подчеркнув, что «Россия является одной из немногих стран мира, сохранившей свой цифровой суверенитет. Вы создаёте свою собственную цифровую систему: уверен, что и многие другие страны могут у вас этому поучиться».
В контексте же всей АСЕАН, как отметил глава департамента многостороннего экономического сотрудничества и спецроектов Минэкономразвития РФ Никита Кондратьев, дорабатывается проект Стратегического плана сотрудничества Россия–АСЕАН до 2035 года включительно. Документ содержит 12 крупных блоков: от институционального развития, инвестиций и логистики до креативных индустрий и низкоуглеродной, т. е. экологически наименее ущербной экономики. Н. Кондратьев предложил «в качестве амбициозной цели ориентироваться на увеличение взаимного товарооборота до 45 млрд долларов к 2035 году». Это более чем вдвое больше уровня 2024 г. Делегации стран АСЕАН поддержали такое предложение.
На ВЭФ-2025 подписан ряд экономических документов с зарубежным участием. Так, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», ООО «ЛОТС» и китайский инвестор Shenzhen Zhihua Times International Trade Co., Ltd заключили соглашение на 100 млрд рублей о реализации проекта по развитию территории у бухты Лазурная (Уссурийский залив Приморского края) и созданию здесь международного туристического кластера «Лазурный Резорт».
ОО «ИФР-1» и АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» подписали соглашение о сотрудничестве по строительству универсального перегрузочного терминала и железнодорожного агро-логистического комплекса на ж/д погранпереходе Нижнеленинское (Еврейская автономная область РФ) – Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, Китай). Терминалы обеспечат перевалку до 500 тыс. тонн агропродукции и ряда других грузов в год. Общий объём инвестиций составит 22,05 млрд руб. Намечено привлечение китайских инвесторов к реализации проекта в Тунцзяне.
Глава правления «Газпрома» Алексей Миллер и первый вице-премьер Казахстана Роман Скляр подписали соглашение об увеличении поставок газа из РФ в Казахстан в 2025-26 гг. (детали этого документа официально пока не сообщаются).
Заключены соглашения о сотрудничестве фонда «Росконгресс» с Торгово-промышленной палатой Лаоса и с Российско-Таиландским деловым советом, предусматривающие проработку совместных инвестпроектов и предложений по ускоренному развитию торговли и взаиморасчетов в нацвалютах. Соответствующие предложения, в том числе по инвестпроектам, намечено представить двусторонним межправительственным комиссиям к концу текущего года, тогда же запланированы двусторонние инвестфорумы в Лаосе и Таиланде.
В этой связи напомним, что стратегически важным остается вопрос полного или частичного восстановления в рамках ЕАЭС торговых преференций (беспошлинные поставки в РФ-ЕАЭС, отсутствие жестких квот по этим поставкам), отмененных в 2021-м для многих дружественных развивающихся стран не только в АТР. Напомним, эти преференции были в мае с. г. восстановлены только для Самоа, Иордании и Ливана. А они предусматривают встречные зарубежные преференции для продукции РФ-ЕАЭС. Хотелось бы надеться, что для обширного ареала таких стран эти вопросы, имеющие для всего ЕАЭС и геополитическую значимость, будут решены в ближайшее время.
_____________________________
Фото: http://kremlin.ru/