
Недавний визит главы МИД Румынии Оану Цойю в Киев прошёл в ярко выраженных русофобских тонах. Гостья из Бухареста провозглашала готовность помогать украинским неонацистам воевать с Россией и способствовать интеграции неонацистской Украины в ЕС. По словам Цойю, это укрепит европейскую безопасность и приведёт к торжеству демократии.
Истинные причины, по которым Бухарест желает помогать режиму Зеленского, совсем иные. Румыны боятся, что российские войска займут Одессу, проложат сухопутный коридор в Приднестровье и приблизятся к устью Дуная.
«Эта важнейшая река не только служит входом в Чёрное море, ключи к которому через Босфор и Дарданеллы принадлежат Турции, но и открывает путь в центр Европы, а оттуда – на север. Это связано с тем, что Рейн, Майн и Дунай образуют речной коридор между Чёрным и Северным морями», – нагоняет тревоги издание Defense Romania.
Контр-адмирал ВМФ Румынии Константин Чоробя заявил, что Россия стремится к трём стратегическим точкам в Чёрном море – проливам Босфор и Дарданеллы (для этого Москва сохраняет активные дипломатические связи с Анкарой), Крыму и устью Дуная.
«Крым – настоящий авианосец [России] в центре Черного моря, отсюда можно проецировать мощь как на восточную, так и западную часть Черного моря», – подчеркнул Чоробя и выразил радость, что ВСУ удалось потопить российский крейсер «Москва». Впрочем, в СМИ просочилась информация, что к поражению крейсера приложила руку Румыния, снабдив Киев нужными данными и вооружением.
Российский посол в Бухаресте Владимир Липаев, комментируя политику Румынии в отношении России, сказал: «После начала специальной военной операции отношения между Россией и Румынией заметно ухудшились из-за позиции румынской стороны, которая проявляет полную солидарность с политикой Евросоюза и НАТО, направленной на эскалацию международной напряженности. Румыния продолжает активно участвовать в конфликте на Украине, участвует в поставках оружия и боеприпасов, обучает военнослужащих ВСУ, оказывает преступному режиму в Киеве финансовую, материально-техническую и иную поддержку в ущерб собственной экономической стабильности. Политический диалог между нашими странами заморожен, а двустороннее сотрудничество приостановлено по всем направлениям».
В ответ пресс-бюро ВС Румынии окрысилось: «Почему Кремль делает такие заявления? Потому что Румыния находится на передовой, будучи пограничным государством НАТО и ЕС. Благодаря своему географическому положению она является одним из основных логистических маршрутов поддержки Украины. Но, что очень важно, она представляет собой главную опору в процессе вступления в Европейский союз, к которому стремится население Республики Молдова. Таким образом, Румыния является главным вектором распространения европейских демократических ценностей в регионе, чего Москва не может допустить... Помощь, оказываемая Украине – это не альтруизм, а инвестиции в собственную безопасность».
Но зачем Румынии видеть себя пограничным государством, враждебным России? Словакия и Венгрия тоже граничат с Украиной, но с Москвой не враждуют. Значит, вражда с русскими – личный выбор Бухареста. Как говорят индийские философы, ваш ум может превратить небо в ад и землю – в рай. Всё зависит от направления ваших мыслей.
У Бухареста мысли русофобские. Это подтверждает термин «естественный враг» (dusmanul natural), каковым румынские политологи окрестили Россию. Общеизвестно, что в геополитике нет вечных, естественных врагов и вечных друзей. Называя Россию естественным врагом, румынская пропаганда внушает согражданам мысль, будто ненависть к русским – это норма, а отклонение от нормы – это когда дружат с русскими.
Румыния боится образования общей границы с Россией, если самостийная Украина исчезнет с карты мира. Бояться этого следует только в случае неуёмной враждебности Румынии к России, и такая враждебность присутствует, но не по вине России. Москва не называет румынское государство своим естественным врагом и была удивлена, когда Бухарест в национальной военной доктрине обозначил Россию врагом № 1. Повторим, вражда с Россией – добровольный выбор исключительно самой Румынии.
Объяснимы опасения Бухареста оказаться втянутым в жёсткое противостояние НАТО и России в случае приближения российских войск к украинско-румынской границе. Бухарест готов поставлять киевскому режиму огромные партии оружия и боеприпасов, лишь бы сохранить в качестве буфера между Румынией и Россией хотя бы кусочек самостийной Украины.
Но дестабилизации в данном случае Бухаресту следует опасаться не из-за России, а из-за НАТО, поскольку не Россия ведёт экспансию на запад, а НАТО ведёт экспансию на восток. Румынские власти не смеют ничего возразить Вашингтону и Брюсселю и потому загодя обвиняют Россию в намерении дестабилизировать Восточную Европу.
Румынские эксперты оправдывают участие их страны в натиске НАТО на восток ссылками на австрийского географа Александра Супана (Alexander Supan). Перед Первой мировой войной Супан вычислил «коэффициент давления», испытываемый каждой страной в зависимости от конфигурации её границ и военно-политической мощи её соседей. По Супану, коэффициент давления для Великобритании равен нулю, для США 0,2, для Российской империи 3,1. Для Румынии этот коэффициент равен 30,8. Для его снижения Румыния должна, оказывается, отодвинуть восточную границу до Днестра, которую Бухарест считает естественным рубежом расселения румынского народа на востоке.
Румыния стремится взять под контроль черноморскую акваторию и закрепиться на Балканах, чтобы приобрести пространственную устойчивость. Для этого надо ослабить Россию, т. е. нанести ей стратегическое поражение на Украине.
Поэтому министр Цойю помчалась в Киев, а контр-адмирал Чоробя раздражён воссоединением Крыма с Россией. Вот только к торжеству демократии и истинной европейской безопасности это не имеет никакого отношения.