
После избрания в начале 2025 года Бадры Гунбы президентом Абхазии местная оппозиция по-прежнему нацелена на дестабилизацию общества. Очередным поводом и предлогом для этого могут стать муниципальные выборы осенью этого года. Уже звучат призывы к новым массовым акциям протеста в контексте задержания на пограничном переходе через р. Псоу в пасхальные праздники А. Ардзинбы и внесение Минюстом РФ в список иноагентов журналистов И. Чании, Н. Аршбы и И. Хашиги, активно критиковавших режим Бжании.
В данном контексте важно понимать: для России победа в регионе нелояльных сил даже на муниципальном уровне чревата как внешними, так и внутренними проблемами уже в среднесрочной перспективе. И сегодня в этом плане против интересов простых абхазов и Москвы активно действует как протурецкая, так и прозападная агентура.
Если в республике станут брать верх единомышленники протурецкого Адгура Ардзинбы, то Турция еще больше закрепит свое влияние в Закавказье. Анкара уже и так плотно засела в Аджарии, а новый железнодорожный маршрут Самсун-Трабзон-Сарпи только зацементирует их позицию в Грузии. Более того, в случае активизации туземных неоосманистов и пантюркистов Абхазия вполне может стать отправной точкой для дестабилизации ситуации в регионах РФ, прежде всего на Северном Кавказе. Опыт в трансляции идей сепаратизма у пятой колонны и ее кукловодов в регионе уже есть. Характерный пример – черкесские «националистические» организации, поддерживаемые и опекаемые Турцией, считающие Северный Кавказ оккупированным Россией.
Турецкие НПО-НКО и масс-медиа открыто подливают масла в огонь абхазских междоусобиц и желательного для них конфликта с Россией с начала 2020-х годов. В интернете несложно найти, например, видео турецкого канала TRT1, в котором ведущий провокационно присоединяет к неоосманскому проекту не только Абхазию и несколько северокавказских республик, но и Южную Осетию и даже ряд центральных областей РФ вкупе с чуть ли не целым Донбассом.
В связи с проведением медиа Турции подобной информационной политики в апреле этого года депутат Госдумы РФ Андрей Луговой уже направил официальный запрос в Генпрокуратуру и Роскомнадзор с просьбой признать турецкое издание Yeni Şafak нежелательной организацией и заблокировать его ресурсы на территории России.
Действия народного избранника объясняются тем, что в РФ надоело регулярно наблюдать, как Турция всё активнее пытается вытеснить Россию из Средней Азии, а также вмешивается в дела союзных государств – от Абхазии до Армении. И если даже наиболее жесткие и антироссийские выпады турецких СМИ не встречают адекватного ответа, это воспринимается как слабость. Тем более что на этом фоне активизируются и финансируемые западными кукловодами НПО-НКО, которые после беспорядков конца 2024 – начала 2025 гг. продолжают свою деструктивную деятельность в Абхазии.
Например, НПО-НКО Centre of Peace and Regional Cooperation осуществляет с октября 2024 г. по сентябрь 2026 г. проект «Содействие грузино-абхазскому гражданскому диалогу», имеющий бюджет 259 тыс. долларов. Финансирование предоставляет посольство Швейцарии в Грузии. Предусмотрено развивать существующие и создавать новые каналы сотрудничества между профессиональными сообществами Абхазии и Грузии. В приоритете – представители малого бизнеса, сельского хозяйства и работники сферы здравоохранения. Намечено снабжение абхазских фермеров удобрениями, саженцами и семенным материалом. В абхазские медучреждения поставляются медицинское оборудование и препараты.
Еще одна квазиабхазская НПО-НКО «Центр гуманитарных программ» реализовывала проект «Права человека и тендерное равенство» с ноября 2023 г. по апрель 2025 г. с бюджетом 38,7 тыс. долларов. Финансирование выделяет Евросоюз. Формально решается задача по сохранению и укреплению сотрудничества между организациями гражданского общества, специализирующимися на тематике прав человека и защите прав женщин. А на самом деле?
Абхазская экологическая организация «Абсабара» осуществляет проект «Экология и сельское развитие» с ноября 2023 г. по май 2025 г. с бюджетом 36,3 тыс. долларов. Финансирование идет опять же с Запада, за счет средств ЕС. Формально оказывается содействие фермерам в развитии их деятельности «с применением передовых экологических технологий».
Представительство программы развития ООН (ПРООН) в Грузии выполняет проект «Абхазская мозаика» с сентября 2024 г. по апрель с. г. с бюджетом 47 тыс. долларов. Формальная цель – «сохранение и восстановление мозаичных произведений» созданных в 1960-1980 гг. на фасадах зданий в Абхазии.
Не формально, на деле подобные НПО-НКО действуют по классической схеме подготовки «цветных революций» – иностранное финансирование, заявленные отвлеченные темы («гендерное равенство», экология, развитие гражданского общества, «восстановление мозаичных произведений» и т. п.). А на самом же деле идет активное прощупывание мнения населения, обработка в нужном русле молодежи, подготовка ее к протестам против властей и дестабилизации общества в выгодном Западу ключе. Турки и их НПО-НКО также не просто так вкладывают средства в регион и осуществляют информационные и прочие спецоперации, усиливая влияние на диаспору.
Корень всех этих проблем, по мнению местных экспертов, пока остаётся неизменным: слишком мягкая и отстраненная политика Москвы в рассматриваемой сфере на постсоветском пространстве. Она порождает у оппонентов ощущение, что можно делать любые шаги, не опасаясь последствий. И Абхазия в этом смысле – даже не исключение, подтверждающее правило, а лишь часть общей тенденции.