Повод для осторожного оптимизма: Япония «уточнила» санкции против России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.01.2025 |

Повод для осторожного оптимизма: Япония «уточнила» санкции против России

Из-за грозных событий последних дней, связанных с углублением геополитической эскалации, остался малозамеченным факт, который может свидетельствовать о приближении разрядки. Японское правительство фактически отменило часть антироссийских санкций. В результате «уточнения санкционных формулировок» возобновился ввоз в Россию так называемых мягких гибридных автомобилей. Это совпало с победой Дональда Трампа на президентских выборах в США. Есть мнение, что в ближайшем будущем санкционные преграды, осложняющие экономическое взаимодействие двух стран, продолжат падать – в Японии есть политики, программирующие именно такое развитие событий. И не исключено, что на аналогичные шаги в отношении России пойдут и другие государства, ранее введшие в отношении неё санкции.

Они передумали?

Напомним предысторию. Летом прошлого года Япония после некоторых колебаний ввела новые антироссийские санкции – в тот раз они коснулись автомобилей. Тогда Токио ввёл запрет на экспорт в РФ автомобилей с объёмом двигателя более 1,9 литра, а также электрокаров и «гибридов». После этого количество авто, проходящих через таможню Владивостока, резко сократилось. И вот спустя год с лишним стало известно, что японцы по факту отменили некоторые из введенных ими санкций. Послабления касаются «мягких гибридов» (mild hybrid) – это машины, в которых вместе с двигателем внутреннего сгорания установлен электрический мотор, но передвигаться только с его помощью невозможно. В этом заключается их отличие от полноценного гибрида (full hybrid) или плагин-гибрида (plug-in hybrid), который может ездить на электричестве на короткие расстояния. В «мягких» гибридах электрический мотор работает только в качестве помощника для бензинового двигателя.

На данный момент де-факто снят запрет на экспорт в Россию на целый ряд моделей, причем Япония решила отправлять в РФ не только автомобили своего производства, но и европейские бренды, которые собираются на японских заводах.

Примечательно, что японцы смягчили санкции тишком, не делая каких-либо официальных заявлений на этот счет. Руководитель компании Carwin, занимающейся доставкой автомобилей из Японии в Россию, Дмитрий Забора отмечает: «Через определенную таможню ещё больше месяца назад начали понемногу ввозить такие авто». Отсюда – опасения, что послабления могут оказаться неокончательными, ведь, со слов Заборы, в Японии разные таможенные пункты, находящиеся далеко друг от друга, могут трактовать правила экспорта по-разному. «Сейчас все крупные экспортеры это дело обсуждают. У них есть опасения, что даже если машины начнут вывозить массово, то Торговая палата (главный японский регулятор внешней торговли – Авт.) придёт и скажет, что этого делать нельзя. То есть могут либо всех прикрыть, либо всем разрешить экспорт», – осторожничает Забора.

Такую же осторожность проявляет и бизнесмен Дмитрий Клатаевский, глава компании «Джапан-Транзит». Он не исключает, что японские власти вообще никаких решений на сей счёт не принимали, а «ослабление санкций» произошло по инициативе японского бизнеса – ведь прямого ограничения на вывоз «мягких гибридов» не было. «Ввиду того, что японские брокеры и экспортеры боязливые, то они решили вообще не торговать тем, что с шильдиком "гибрид" или потенциально в документах называется гибридом. Сейчас из-за того, что продажи просели, японцы начали перечитывать, искать дополнительные ходы и лазейки. Разобрались, и оказалось, что возить можно», – объясняет бизнесмен.

Впрочем, это не вполне исчерпывающее объяснение. Соответствующие санкции были сформулированы таким образом, что трактовать их можно было как в «ужесточительном», так и «смягчённом» варианте. И сначала эти санкции применялись именно в самом жёстком виде, а потом смягчились, против чего японские власти возражать не стали. А ведь это тоже позиция.

Не валяй дурака, Япония

Есть мнение, что такая новость положительно повлияет на российский автомобильный рынок. Ведь сейчас лидирующие позиции в продажах всё больше занимают китайские автопроизводители, а это нарушает баланс. В конце октября стало известно, что в РФ установлен второй подряд месячный рекорд продажи новых китайских машин – более 93 тысяч. При дальнейшем развитии нынешних тенденций китайские производители, предлагающие, надо признать, достаточно качественную продукцию, подомнут под себя практически весь российский авторынок.

Д. Клатаевский напоминает, что в Японии собирают отличные машины высокой надежности, пользующиеся у россиян популярностью. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, со своей стороны, поясняет: «Китайский автопром захватывает мир – и места для всех остальных, в частности, для японцев, уже не остается. Они борются за Россию, как за рынок сбыта. Здесь сохранение рабочих мест, сохранение прибыли своих компаний для них важнее, чем ненависть к России».

В любом случае всего российского рынка японская автопродукция не заполнит. Гендиректор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков добавляет: «Эти автомобили (японские "мягкие гибриды". – Авт.) довольно дорогие. Кроме того, в России в значительных объёмах в настоящее время они не продаются, а это означает, что будут сложности с достаточным количеством запасных частей для их обслуживания и ремонта. В целом текущее предложение на отечественном рынке сильно поменялось. У тех, кто хочет купить машины брендов, которые поставляются по параллельному импорту, такие возможности тоже есть. А у авто с гибридными двигателями, учитывая, что у них нет существенных преимуществ по сравнению с другими предложениями в этих же классах, и потенциал будет небольшой».

Эксперт по сегменту рынка подержанных авто из Японии Денис Малых уточнил, что японские машины востребованы в основном на Дальнем Востоке и в Сибири, где распространены автомобили с правым рулем. Он также допустил, что со временем санкции ещё ослабят и к продаже в РФ будут разрешены и другие автомобили. «Россия играет важную роль как потребитель на мировом рынке. Японские компании сталкиваются с падением спроса на свои машины, и для них важно продолжать вести бизнес. Поэтому они начинают ослаблять ограничения, но не могут сразу снять все санкции», – объяснил Д. Малых.

Стоит напомнить: недавно на заседании клуба «Валдай» Владимир Путин отметил, что Москва готова вернуться к сотрудничеству с Токио в случае, если Япония проявит соответствующую инициативу. «Вдруг Япония взяла и ввела против нас санкции, да ещё и записала в список угроз: где-то на третье-четвертое место поставила Россию. Какая угроза? В чём мы Японии угрожаем-то? Ещё санкции ввели. Мы что вам плохого сделали?» – задавал российский лидер риторические вопросы. Он добавил, что Япония является естественным партнером РФ, потому что она наш близкий сосед. Президент отметил, что в России любят японскую культуру и кухню, а Москва в случае возвращения Токио к сотрудничеству не будет «валять дурака».

И адресаты этих заявлений не пропустили их мимо ушей. Депутат верхней палаты японского парламента Мунэо Судзуки сообщил, что «проведёт работу» с премьер-министром страны Сигэру Исибой и главой МИД Такэси Иваей, дабы донести до них сигнал, посланный Путиным с трибуны «Валдая». Судзуки отметил, что Путин выступил с высказыванием, «очень щадящим и внимательным к Японии», отправил Токио «очень добрый, тёплый месседж для Японии». Депутат пояснил: «Он сказал, что в Японии есть умные люди, которые продолжают сотрудничать с Россией, особенно в области энергетики, не уходят из российских компаний – несмотря на то что Токио ввёл санкции».

Щепотка прагматизма в кипящий котёл политики

Судзуки добавил, что Россия не стремится к конфронтации с Токио и готова к возвращению японских компаний. «Я считаю, что это важнейший сигнал Японии. Японскому правительству нужно прекратить действовать по указке Америки, как это было при Байдене, а завязать новые дипломатические отношения со страной-соседом Россией», – сказал парламентарий в беседе с российским агентством РИА «Новости». Этот политик считает, что сейчас всё зависит от решений Токио, поскольку это он первым начал с Россией санкционную войну.

Судзуки посетовал на то, что японские СМИ, хоть и уделили внимание высказываниям российского президента об итогах недавних президентских выборов в США, о ситуации на Украине, но почему-то обошли молчанием важный сигнал, предназначенный для их страны. «Японским СМИ не хватает образования. Они не понимают важности японо-российских отношений. Японские СМИ цитируют, что Путин любит японскую культуру и японскую кухню, а о том, что Россия готова (к возвращению на ее рынок японских компаний. – Авт.), вот этот важный месседж они не воспринимают», – с сожалением отметил депутат.

Надо пояснить, что Мунэо Судзуки – это не какой-нибудь маргинал, а влиятельный у себя на родине политик с более чем сорокалетним стажем. Он неустанно доказывает, что Токио должен заключить наконец-то мирный договор с Москвой (как известно, такое соглашение не удаётся подписать со времен Второй мировой войны) и всесторонне развивать отношения с РФ. В своё время Судзуки консультировал ныне покойного премьер-министра Синдзо Абэ, также являвшегося сторонником японо-российского сближения и много сделавшего для этого.  

Нельзя скрывать, что из-за новых санкций США возить машины из Японии в Россию станет сложнее. 21 ноября США ввели санкции против Газпромбанка, БКС Банка и зампредов ЦБ – под новую волну ограничений попали около 100 физических и юридических лиц. В списке оказались несколько банков, через которые шла значительная часть оплаты за подержанные праворульные автомобили – ББР, Промсоцбанк и Примтеркомбанк. По факту в России остались лишь два банка, через которые можно отправить свифт-перевод в Японию – АТБ и «Солид». У этих банков мало филиалов, которые в основном расположены в крупных городах. А это значит, что оплата заказанного в Японии автомобиля может стать проблемой. Не исключено, что оставшиеся «в живых» банки будут увеличивать комиссию и ограничивать количество переводов.

Это проделки уходящей администрации Джо Байдена, которая торопится напоследок напакостить России как можно сильнее. И всё же факт ослабления японских санкций знаменателен, тем более что японцы – это не единственные автопроизводители, стремящиеся вернуться на рынок РФ. Ещё одной примечательной новостью последних дней стало появление вакансий от «Фольксваген Груп Рус». Среди вакансий оказались менеджер по связям с общественностью и специалист по PR. Наличие в списке этих позиций явно нацелено на подготовку к восстановлению позитивного имиджа «Фольксвагена» на российском рынке. И если компания действительно снова начнёт работать в России, это станет важным шагом для возобновления нормальных экономических отношений РФ и ФРГ.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3234
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика