После начала СВО миграционный отток населения из Киргизии сменился притоком - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.09.2024 |

После начала СВО миграционный отток населения из Киргизии сменился притоком

СВО на Украине остановила отток населения из Киргизии. Более того, он сменился притоком. Причем главным миграционным донором республики на протяжении двух последних лет, как для других стран СНГ, стала Россия.

В течение всего постсоветского периода сальдо внешней миграции населения Киргизии было отрицательным, а главными направлениями эмиграции выступали Россия и Казахстан. На протяжении 2011-2021 гг. чистая миграционная убыль населения республики, по данным Национального статкомитета, составляла 8,3 тыс. чел., в том числе в результате эмиграции в Россию – 7 тыс. Помимо нее, заметный миграционный отток из Киргизии наблюдался в Казахстан (-1,6 тыс.), а в незначительном объеме – в большинство других зарубежных государств. Чистый приток населения в Киргизию наблюдался только из Узбекистана и Таджикистана, с последним из которых у нее существует многолетний пограничный конфликт из-за анклава Ворух, периодически выливавшийся в ожесточенные боестолкновения между военными двух стран.

После начала СВО миграционная убыль населения Киргизии неожиданно сменилась приростом, составившим в 2022 г. 5,3 тыс., а в 2023 г. – 8,9 тыс. Причем из 14,2 тыс., составивших положительное сальдо миграции за эти два года, 12,6 тыс. прибыли из России. Цифры эти небольшие. Но, во-первых, они укладываются в среднегодовые размеры миграционного оттока предыдущего десятилетия. А это свидетельствует о смене долговременных миграционных трендов, сложившихся в последние десятилетия существования СССР и усилившихся после его распада. А во-вторых, «официальная», регистрируемая внешняя миграция составляет лишь небольшую часть общих миграционных потоков, большинство участников которых с регистрации по месту жительства в стране исхода предпочитают не сниматься, а в стране прибытия не регистрируются или же оформляют временную регистрацию.

Особенностью Киргизии, отличающей ее от соседнего Казахстана, является то, что отрицательное сальдо миграции наблюдалось не только у «некоренных», преимущественно европейских, но и всех коренных народов Средней Азии. Экономические возможности республики прокормить растущее население, а тем более запустить, как в Казахстане, репатриацию представителей титульного этноса, не позволяют. Поэтому на протяжении последних полутора десятилетий уезжали представители практически всех населяющих Киргизию народов и этнических групп. Причем объемы миграционного оттока киргизов в 2010-е гг. были вполне сопоставимы с аналогичными показателями русских.

На протяжении 2011-2020 гг. чистая миграционная убыль киргизского населения страны составила 25,4 тыс. чел., а русского – 36,9 тыс. Наряду с ними уезжали узбеки (-12,6 тыс.), украинцы (-3 тыс.), татары (-2,5 тыс.), немцы (-2 тыс.), казахи (-2 тыс.) и многие другие народы.

Миграционная ситуация изменилась в 2021 г., когда миграционный отток киргизов из республики впервые за 13 лет сменился их притоком. Причем его размеры последовательно нарастали год от года. Если в 2021 г. чистый миграционный прирост киргизского населения в результате внешних миграций составил 3,6 тыс., то в 2022 г. – 7,2 тыс., а в 2023 г. – 9,5 тыс. Причиной этого, по всей видимости, вначале стала эпидемия COVID–19 и сопровождавшие ее карантинные ограничения в основной стране, принимающей киргизских мигрантов – России, а затем – начало СВО на Украине.

Одновременно заметно снизились темпы миграционной убыли русского населения республики. В 2011–2020 гг. его среднегодовая миграционная убыль составляла 3,7 тыс. В последнем «предвоенном» 2021 г. она сохранялась практически на том же уровне (-3,5 тыс.), тогда как в 2022 г. упала почти в два раза (-1,9 тыс.), а в 2023 г. – более чем в четыре раза (-0,8 тыс.). Положительное сальдо внешней миграции, помимо киргизов, в 2021–2023 г. наблюдалось только у узбеков и таджиков, что объяснялось теми же возвратными миграциями, что и у киргизов. У всех остальных этнических групп сальдо внешней миграции в эти годы оставалось отрицательным.

После начала СВО (2022–2023 гг.) прирост населения у Киргизии наблюдался в миграционном обмене с Россией, Узбекистаном и Таджикистаном, а убыль – с Казахстаном. Причем приток населения из Таджикистана происходил на всем протяжении 2011–2023 гг. и в общей сложности составил за этот период 5 тыс. чел. С Узбекистаном положительное сальдо миграции наблюдалось в 2013–2017 гг. и в 2020–2023 гг., составив по итогам полутора десятилетий 1,8 тыс. чел.

Со всеми остальными странами объемы постоянной миграции были слишком незначительными по объему, чтобы на основании этих данных можно было делать какие-либо выводы. Примечательно также, что в 2022–2023 гг. положительное сальдо внешней миграции наблюдалось во всех регионах Киргизии, включая «столичную» Чуйскую область, ранее имевшую самый высокий уровень миграционной убыли населения.

Отдельным вопросом является миграция российских релокантов, большая часть которых в статистику постоянной миграции не попала. Киргизия после начала СВО оказалась одной из стран СНГ, которую релоканты выбирали в качестве места жительства или последующего транзита в другие страны. Ее преимуществом оказалось достаточно широкое, особенно в городах, владение населением русским языком и членство в ЕАЭС, заметно упрощавшее миграционные процедуры. Безвизовый режим позволяет гражданам России находиться в Киргизии без регистрации 90 дней на протяжении полугода, а при оформлении временной регистрации, разрешения на временное проживание или вида на жительство продлевать их можно неограниченное число раз. К недостаткам Киргизии относились отдаленность от России и более узкий рынок труда, не позволявший найти работу жителям крупных городов.

По некоторым данным, на протяжении 2022 г. в Киргизию перебрались от 30 до 60 тыс. российских релокантов, часть которых попыталась осесть в республике надолго. Оценки киргизских властей в целом укладываются в эти цифры. По сведениям погранслужбы Киргизии, за 9 месяцев 2022 г. в страну въехали 479 тыс. граждан России, а выехали 445 тысяч. То есть остались в республике из них более 30 тысяч. Схожие цифры приводит министерство труда, по данным которого в Киргизию за этот период въехали 760 тыс. россиян, а выехали – 730 тыс.

И это до второй волны притока релокантов, которая последовала после объявления частичной мобилизации и оказалась более массовой, чем первая. По оценкам The Bell, на постоянное жительство в Киргизию приехали 12,6 тыс. россиян, что ставит ее на 12-е место среди принявших их стран. В рамках СНГ Киргизия по притоку российских релокантов оказалась на четвертом месте после Армении (110 тыс.), Казахстана (80 тыс.) и Грузии (74 тыс.).

Каким образом миграционные процессы, стартовавшие после начала СВО, повлияли на численность русского населения республики, пока непонятно, поскольку данные о его динамике за последние два года отсутствуют. На начало 2011 г. в Киргизии, по данным Национального статкомитета, проживало 394,7 тыс. русских, а на начало 2022 г. – 335,2 тыс. За 12 лет их численность сократилась на 59,4 тыс. чел., или на 15,1%. Причем темпы их демографической убыли на всем протяжении этого периода были достаточно стабильны (среднегодовая убыль – 5 тыс. чел.) и определялись, прежде всего, отрицательным сальдо внешней миграции (среднегодовая убыль – 3,5 тыс.) и уже потом – естественной убылью русского населения. Резкое сокращение миграционного оттока «киргизских» русских в 2022–2023 гг. должно было привести к замедлению их депопуляции, а приток релокантов, часть которых так или иначе должны была осесть в стране официально, – к увеличению численности.

Продолжение в обозримой перспективе конфронтации между Россией и Западом даже в случае завершения военного конфликта на Украине, а следовательно и консервация антироссийских санкций заставляют предположить, что Киргизия сохранит свою роль как одно их направлений российской демографической, политической и экономической релокации. А значит, темпы убыли русского населения республики могут вполне ощутимо замедлиться. Их увеличение возможно вследствие двух причин: в случае внутренней нестабильности в Киргизии, которая после распада СССР пережила уже три политических революции (2005, 2010 и 2020 гг.), а также прекращения военного противостояния на Украине. Основные векторы этого процесса, по всей видимости, должны обозначиться на протяжении следующего года.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2156
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика