Заседание Межправсовета ЕАЭС: итоги 10-летия с перспективой на будущее - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Заседание Межправсовета ЕАЭС: итоги 10-летия с перспективой на будущее

Десять лет существования Евразийского экономического союза доказали, что объединение представляет собой устойчивую структуру с большими перспективами дальнейшего развития. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия сумели продемонстрировать всем недоброжелателям свою способность находить решения по самым непростым вопросам экономического, а в последнее время и политического характера. Очередным подтверждением этого служит заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), прошедшее в белорусском Несвиже 3-4 июня.

Необходимо напомнить, что основной функцией Межправсовета ЕАЭС является реализация и контроль исполнения решений Высшего Евразийского экономического совета, участниками которого являются президенты стран Союза. Причем заседания ЕМПС проводятся не реже двух раз в год, а предыдущее состоялось в феврале в Казахстане. Особенностью нынешнего мероприятия, которое было уже 39-м по счету, являлось то, что на него были приглашены премьер-министры Узбекистана и Кубы как представители стран-наблюдателей, а также глава правительства Азербайджана в качестве гостя. Определенную ложку дегтя, к сожалению, привнесла Армения, которая с учетом ее нынешнего критического отношения к евразийской интеграции направила на заседание вице-премьера. Впрочем, этот факт никоим образом не омрачил проведение мероприятия, а также не повлиял на его итоги.

В первый день участники ЕМПС еще до начала заседания в узком составе провели несколько часов вместе, возложив цветы к мемориалу «Курган Славы» под Минском, а также посетив индустриальный парк «Великий камень», где проходила выставка «Белагро – 2024» и была организована пленарная сессия «Продовольственная безопасность Евразийского экономического союза». Здесь министры сделали ряд важных заявлений, касавшихся продовольственной безопасности Союза, отметив, что на сегодня ЕАЭС, в отличие от многих других международных объединений, практически полностью обеспечивает себя продуктами питания.

Само же заседание было организовано в Несвиже в замке, некогда бывшем резиденцией князей Радзивиллов. Главными темами работы в течение двух дней были вопросы углубления евразийской экономической интеграции, в первую очередь транспортной инфраструктуры, таможенно-тарифного регулирования, а также цифровой и климатической повесток.

В ходе заседания в узком составе 3 июня стороны рассмотрели ряд отчетов за 2023 год, в том числе связанных с преодолением конкуренции на трансграничных рынках, изучили перспективы создания и развития транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве и ее сопряжения с китайской инициативой «Один пояс, один путь», а также обсудили реализацию плана цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в ЕАЭС. В ходе мероприятия представители стран Союза много говорили об итогах 10-летней интеграции и дальнейших перспективах, отмечая при этом наличие ряда моментов, тормозящих развитие объединения.

Однако наиболее громкие заявления и предложения были озвучены на следующий день, когда в Несвиже прошло заседание ЕМПС в широком составе. Именно здесь стороны высказали свои точки зрения на то, как в дальнейшем должен развиваться Союз и на что всем необходимо обратить особое внимание, чтобы процесс евразийской интеграции не тормозился.

В частности, белорусский премьер-министр Роман Головченко обрисовал позицию Минска по каждому из запланированных к обсуждению вопросов, сделав особой акцент на некоторых из них. При этом выступление главы белорусского правительства в последующем перекликалось с заявлениями его коллег. Так, Р. Головченко отметил важность повышения продовольственной безопасности ЕАЭС и качества продукции АПК, а также необходимость государственной поддержки сельхозпроизводителей.

Он также выступил за решение вопроса о взаимном признании цифровой подписи, призвав «поставить в нем точку». Выступил Р. Головченко и за развитие биржевой торговли в объединении, а также призвал своих коллег усилить работу по «международному позиционированию Союза и созданию дополнительных условий для доступа товаров ЕАЭС на зарубежные рынки через заключение соглашений о создании зон свободной торговли с третьими странами». В целом же позиция Белоруссии на ЕМПС была абсолютно понятна и привычна: интеграция на просоветском пространстве должна быть ускорена, а вопросы, которые сегодня мешают этому, – решены.

Аналогичные заявления прозвучали и со стороны представителей остальных стран-участниц ЕАЭС. Так, глава правительства РФ Михаил Мишустин отметил не только успехи Союза, но и имеющиеся проблемы, полностью согласившись со своим белорусским коллегой. Кроме того, он отдельно обратил внимание на таможенное регулирование, где, по его мнению, необходимо облегчить процессы для продавцов и покупателей, в том числе посредством «зеленых коридоров», «одного окна» и электронного декларирования товаров. М. Мишустин также выступил за скорейшую цифровизацию всех процессов в ЕАЭС и согласился с необходимостью расширения сотрудничества на международной арене. Кроме того, он предложил создать единую систему таможенного транзита и общих правил для маркетплейсов.

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов, в свою очередь, подчеркнул необходимость использования в работе Союза искусственного интеллекта и модернизации пунктов пропуска на евразийских границах. Он также высказался за скорейшую цифровизацию всех процессов в ЕАЭС, в первую очередь в сфере транспорта, фитосанитарных и ветеринарных мер, технического регулирования и интеграции систем прослеживаемости товаров. Актуальным вопросом О. Бектенов назвал и государственные закупки стран ЕАЭС, предложив скорректировать подходы к применению национального режима для стран-участниц объединения.

Выступая на заседании ЕМПС, глава правительства Киргизии Акылбек Жапаров не только рассказал о достижениях Союза и республики за последние годы, но и подчеркнул, что все решения в рамках ЕАЭС должны учитывать взаимную выгоду и особенности социально-экономического развития каждого государства объединения. В этой связи он отметил, что нельзя допустить, чтобы «углеродный» и «утилизационный» сборы, о которых сегодня много говорят в объединении, стали средствами неоправданной дискриминации и выполняли фискальные функции. По его мнению, в центре приоритетов должно стоять стимулирование внутреннего производства и потребления через усиление мер поддержки промышленной кооперации и устранение барьеров внутри Союза. А. Жапаров также призвал развивать транспортно-логистические пути и выступил с предложением снизить цены на авиабилеты внутри ЕАЭС.

Представитель Армении вице-премьер Мгер Григорян в своем выступлении сделал акцент на несколько иные вопросы, чем остальные участники заседания. Он указал на позитивные экономические показатели, с которыми ЕАЭС подошел к своему первому десятилетию, но отметил, что достижение поставленных перед объединением целей в виде единого рынка зависит «не столько от объемных показателей взаимной торговли членов ЕАЭС, сколько от ее качественных характеристик». В этой связи он подчеркнул важность скорейшего решения проблемы формирования общих энергетических рынков, а также призвал усилить продовольственную безопасность ЕАЭС путем устранения транспортно-логистических барьеров.

Выступления присутствовавших на заседании представителей Азербайджана, Кубы и Узбекистана в целом были направлены на подтверждение позитивного восприятия этими странами своего сотрудничества с ЕАЭС. Это, свою очередь, было воспринято как очередное доказательство серьезного потенциала выхода сообщества за пределы евразийского пространства. Более того, 4 июня стало известно, что количество наблюдателей при объединении вскоре может увеличиться. Как сообщил глава Коллегии ЕЭК Бакытжан Сагинтаев, 27 мая комиссией была получена нота Ирана, в которой Тегеран выразил свою заинтересованность в получении статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. Нота может быть рассмотрена уже в конце декабря текущего года.

Как показали итоги заседания, по всем запланированным к рассмотрению 12 вопросам стороны высказали свои соображения, которые в последующем должны будут вылиться в конкретные решения. Кроме того, участники мероприятия одобрили годовой отчет ЕЭК о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них, отчет о мониторинге проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК в 2023 году, а также заслушали доклад за прошлый год о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях ЕАЭС в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг».

Также стало известно, что в Союзе заработал единый механизм оценки фактического воздействия принятых решений, в рамках которого оцениваться теперь будут не только решения комиссии, но и проекты международных договоров. Стороны также подтвердили дальнейшую реализацию мероприятий Комплексного плана по развитию евразийских транспортных коридоров и плана по цифровизации железнодорожных грузоперевозок, в рамках которого уже дорабатывается проект договоренностей между Россией и Китаем. Все это, а также отсутствие каких-либо серьезных разногласий среди участников заседания и наблюдателей свидетельствует о том, что два дня в Белоруссии стороны потратили не впустую.

Следующее заседание ЕСМП, которое состоится в конце сентября – начале октября в Ереване, покажет, как на практике реализуется все то, о чем говорилось на нынешнем Межправсовете.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
411
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика