Транспортно-логистический комплекс ЕАЭС: где тонко, там рвётся - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Транспортно-логистический комплекс ЕАЭС: где тонко, там рвётся

В ходе недавнего юбилейного саммита ЕАЭС в Москве президент Казахстана К.-Ж. Токаев призвал к формированию «бесшовной логистики», к которой можно прийти «через гармонизацию таможенных процедур и создание единого евразийского коридора». Глава Казахстана пояснил в этой связи, что «нужно упростить логистику, согласовать тарифы и таможенные процедуры, запустить единый евразийский цифровой коридор».

Рекомендовано также внедрить механизм удаленной проверки товарных документов через QR-коды и цифровое взаимное признание таможенных документов.

Эти предложения весьма актуальны, тем более что между странами ЕАЭС пока еще имеются несостыковки в транспортно-логистической, в том числе в транзитной, политике.

Как известно, в транспортно-логистическую сферу включаются не только перевозки грузов, их погрузка-выгрузка, но также комплексная система складирования, сортировки отправляемых-прибывающих грузов, их доставка (развоз) до конечных потребителей. Очевидно, что наименьшие затраты по всей этой системе обеспечиваются, прежде всего, устоявшимися маршрутами – магистральными и локальными. Как и апробированными, устоявшимися схемами логистического обеспечения, точнее  сопровождения грузовых маршрутов.

Но известные внешнеэкономические и геополитические условия требуют отработки новых вариантов доставки, транзита, логистического сопровождения внешнеторговых грузов. С тем чтобы, во-первых, добиться меньшей затратности означенной системы, и, во-вторых, свести к минимуму риски так называемых вторичных санкций Запада против стран-партнеров России и Белоруссии.

       

Все эти факторы в контексте упомянутой инициативы К.-Ж. Токаева проявляются в ЕАЭС в конкретных, взаимосвязанных друг с другом вопросах. Соответственно, их решение не может быть выборочным, не состыкованным с решениями смежных вопросов в транспортно-логистической сфере.

Скажем, в странах ЕАЭС еще не унифицированы полностью таможенные и смежные, в том числе пограничные, процедуры пропуска транзитных грузов, особенно из третьих стран (и в обратном направлении). По неофициальным оценкам региональных таможенных управлений РФ (2023 г.), неодинаковые условия проведения этих процедур на границах стран Союза на 20-25% задерживают пропуск грузов и, как следствие, удлиняют срок их доставки. Особенно это касается высокотехнологичных и крупногабаритных грузов.

Нередко в странах ЕАЭС завышаются на какой-то период расценки на транзит грузов, взаимопоставляемых между странами Союза, а также на транзит из третьих стран. Так, в Казахстане данные расценки увеличены с 16 апреля по 31 декабря с. г.; то же периодически происходит в РФ, других странах ЕАЭС, причем в разные временные периоды в течение одного года. Это, естественно, приводит отнюдь не к единовременному удорожанию логистического обслуживания грузов. Данный факт подтверждает, что единая политика стран ЕАЭС по тарифам на транзит грузов пока не выработана в полной мере.

Сопутствующая проблема, проявляющаяся с начала 2023-го, – официальные или фактически ограничения в ряде стран ЕАЭС, исключая Белоруссию, на поставки-транзит в РФ товаров, внесенных Западом в санкционные списки. Такие меры обусловлены угрозами вторичных санкций против стран-партнеров по ЕАЭС. Поддаваясь таким угрозам, Казахстан еще с середины 2022 г. ограничил или запретил экспорт в Россию свыше 100 наименований товаров двойного назначения. Уже только этот фактор нарушает издавна сложившиеся, притом взаимовыгодные транспортно-логистические цепочки между Казахстаном и РФ. Между тем в профильных документах Евразийской экономической комиссии и ЕАЭС не предусмотрены односторонние меры по ограничению взаимных торговых связей. А ведь они вводятся еще и под давлением третьих стран.

Что же касается логистики в сфере параллельного импорта, его основной поток в РФ (и другие страны ЕАЭС) направляется из Китая и через Китай. В конце февраля – начале марта с. г. сообщалось о проблемах в логистическом обеспечении грузоперевозок по данному направлению, особенно на многих приграничных и припортовых ж/д станциях РФ. Их пропускная способность и перевалочно-складские мощности не поспевают за быстрорастущими грузопотоками, в том числе транзитными.

По имеющейся информации, ситуация стала улучшаться примерно с середины апреля. А для полноценного ее урегулирования РФ и КНР с весны текущего года запускают новый логистический сервис RailJet. Он предусматривает, во-первых, заблаговременную подготовку логистических и смежных объектов к конкретным объем поступающих грузов. А во-вторых, по данным гендиректора Российского экспортного центра Вероники Никишиной, в новом сервисе участвует специализированный ж/д состав, «нацеленный на ускорение логистических операций». По оценке В. Никишиной, новый логистический сервис «ускорит доставку в том числе высокотехнологичных и других ценных грузов, как и поставки в рамках электронной торговли».

Отметим в этой связи, что восточный вектор внешнеэкономической политики стран ЕАЭС, особенно России, ввиду известной геополитической ситуации имеет стратегическую значимость, дополняемую самой географией внешнеторговых и транзитных грузопотоков. По имеющейся информации, за 2022 г. – 1-й квартал 2024 г. во внешнеторговых перевозках РФ доля магистралей и портов сибирско-дальневосточного региона РФ и казахстанско-китайских транспортных погранпереходов (в целом) превысила 45% против примерно 30% на рубеже 2010-х - начале 2020-х.

То есть эти потоки активно переориентируются на сухопутные коридоры и примыкающие к ним порты именно в Азиатском регионе РФ и в целом – Евразийского союза. Что, в свою очередь, требует надлежащего логистического сопровождения.

Основные транспортно-логистические коридоры в ЕАЭС-СНГ

По оценке профильного российского портала «Логистика» (май 2018 г.), пять лет назад сеть международных транспортно-логистических центров (МТЛЦ) в ЕАЭС включала порядка 30 региональных центров. Для сравнения: в это же время в регионе ЕС их насчитывалось более 10 тыс. К середине 2023 г. число МТЛЦ в регионе Евразийского союза почти достигло 50. Но достаточна ли такая планка?

К тому же важно не только число этих центров. Как отмечает вице-президент «Газпромбанка» Валентин Мурашов, «на железнодорожной инфраструктуре, особенно в центре России, скапливаются контейнеры и вагоны-платформы, а на Дальнем Востоке их не хватает». Поэтому дальнейшая внешнеэкономическая переориентация на Восток «требует обновления сети не только пунктов пропуска и транспортных магистралей в сибирско-дальневосточном регионе, но и всех логистических объектов в этом регионе, связанных с обслуживанием внешнеторговых и транзитных товаропотоков». С этим мнением вполне можно согласиться.

А в целом в ЕАЭС – абсолютно прав глава Казахстана – требуется выработать единую политику по общесоюзному развитию транспортно-логистического комплекса, которая включала бы согласованные решения по транзитным расценкам, равноправному и ускоренному доступу к логистическим услугам. И, конечно, с обязательным учетом возрастающей роли восточного вектора во внешнеэкономических связях России и всего Союза.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1468
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика