Узбекистан хочет ослабить миграционную зависимость от России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.05.2024 |

Узбекистан хочет ослабить миграционную зависимость от России

В начале апреля Узбекистан после теракта в «Крокус Сити Холле» и усиления антитеррористических мероприятий в России приступил к поиску способов ослабить зависимость от российского рынка труда. Для этого часть потоков внешней трудовой миграции предполагается направить в страны дальнего зарубежья.

На днях на совещании у президента Узбекистана были рассмотрены предложения по вопросам упорядочения трудовой миграции и поддержки мигрантов. Разработаны они были в соответствии с поставленными ранее главой государства задачами облегчить для трудовых мигрантов доступ на внешний рынок труда и обеспечить адаптацию тех из них, кто возвращается на родину. Проблема эта беспокоит узбекские власти давно, и последствия теракта в «Крокус Сити Холле» лишь придали стремлению решить её дополнительный импульс. По итогам совещания у президента был принят ряд решений, который призван ослабить зависимость республики от России в сфере трудовой эмиграции, а также снизить остроту социальных проблем, которая может вызвать массовое возвращение мигрантов.

4 апреля президент Узбекистана подписал указ «О дополнительных мерах по совершенствованию процессов трудовой миграции и поддержке лиц, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом». В соответствии с ним решено преобразовать Агентство внешней трудовой миграции при министерстве занятости и сокращению бедности в государственное учреждение, директор которого одновременно будет являться заместителем министра занятости и руководителем Фонда поддержки трудовых мигрантов. В дипломатических и консульских учреждениях Узбекистана в Великобритании, Германии, Польше, Венгрии, Латвии, ОАЭ и Японии вводится должность атташе по вопросам трудовой миграции, в задачи которых входит содействие ей, а в Саудовской Аравии – должность представителя агентства.

Главными задачами Агентства по внешней трудовой миграции будет организация набора граждан республики для работы за рубежом, включая контроль за их профессиональной подготовкой, адаптацией, трудоустройством, обучением иностранным языкам, соблюдением прав, а также реинтеграцией в узбекское общество по возвращении домой. Большинство из этих функций агентство выполняло и ранее.

А вот должность «трудовых атташе» до сих пор в РУз отсутствовала. В их задачи будут входить переговоры с потенциальными зарубежными работодателями на предмет трудоустройства узбекистанских мигрантов, защита их прав, оказание необходимой помощи, оформление документов, а также ведение учета трудовой миграции. Кроме того, при Агентстве по внешней трудовой миграции планируется открыть центр по обучению иностранным языкам и целевой подготовке к работе за рубежом.

Судя по списку приведенных в указе стран, а также переносу работы по поиску внешних рынков труда в зарубежные диппредставительства, основной упор в решении проблем трудовой миграции предполагается сделать на европейские страны, где ранее узбекские трудовые мигранты широко представлены не были. Если не брать в расчет Россию, куда до сих пор едет работать подавляющее большинство узбекских гастарбайтеров, основным зарубежным рынком для них до сих пор была Южная Корея. Однако все попытки увеличить потоки трудовой миграции в эту страну пока заметного результата не дали. Во многом из-за жестких требований к уровню профессиональной подготовки мигрантов, предъявляемых южнокорейской стороной, которая большой потребности в неквалифицированной рабочей силе не испытывает.

Фонд поддержки и защиты прав и интересов трудовых мигрантов, созданный в 2018 г., наделяется новыми функциями по их поддержке. Так, с 1 июня 2024 г. за его счет трудовым мигрантам, зарегистрированным на специальном информационном ресурсе, будет покрываться часть расходов на сдачу экзамена по иностранным языкам или профессиям, оформление рабочей визы, приобретение проездных билетов, страхование жизни и здоровья, а также другие риски. Получившим международный сертификат по языку компенсируется 50% процентов расходов на его изучение. Мигрантам, попавшим в сложное положение, будут оплачиваться услуги адвоката или юридических организаций. Отменяется сбор за постановку на постоянный консульский учет в зарубежных диппредставительствах Узбекистана. Кроме того, для трудовых мигрантов планируется создать круглосуточный колл-центр, позвонить в который из-за рубежа можно будет бесплатно, а также мобильное приложение с возможностью поиска работы и осуществления денежных переводов.

Большое внимание в рамках комплекса предусмотренных указом мер уделяется адаптации тех, кто вернулся на родину из-за рубежа, что свидетельствует о подготовке к возможному значительному увеличению обратного миграционного потока. Вернувшимся мигрантам планируется оказывать финансовую помощь для ведения приусадебного хозяйства и трудоустройства. Банки должны будут предоставлять им льготные кредиты по программе поддержки малого бизнеса, а предприятия, принимающие мигрантов на работу, получат помощь из бюджета. За каждого принятого на работу сотрудника, вернувшегося из эмиграции, такому предприятию из Фонда поддержки занятости будет выплачиваться ежемесячная субсидия в размере 500 тыс. сумов. Всего же на эти мероприятия только в 2024 г. Узбекистан планирует выделить 100 млрд сумов (более 700 млн руб.).

Все это свидетельствует, что перспектива массового возвращения мигрантов рассматривается Ташкентом как вполне реальная.

С масштабами возвращения мигрантов, как и трудовой эмиграции миграции в целом, полной ясности нет. 10 мая президент республики Шавкат Мирзиеев сообщил, что за январь-март в Узбекистан вернулись 115 тыс. человек, а до конца года ожидается возвращение ещё 250-300 тыс. Продолжается ли при этом отъезд мигрантов на заработки за рубеж и каков его масштаб, не сообщается.

Между тем объем денежных переводов в Узбекистан из-за рубежа в первом квартале этого года увеличился с 2,3 млрд до 2,5 млрд долларов (на 8,6%). Несмотря на то что доля России в них несколько сократилась (с 78−87% до 68%), это свидетельствует скорее о росте объемов трудовой эмиграции. Общий объем денежных переводов в Узбекистан, по оценкам Всемирного банка, в 2023 г. составлял 16,1 млрд долларов, что эквивалентно около 18% ВВП. Причем около 80% всех денежных переводов в прошлом году поступили из России.

Согласно данным, озвученным в конце марта пресс-секретарем Агентства по внешней трудовой миграции Ортикхужой Норовым, в России находятся более 1 млн трудовых мигрантов из Узбекистана. Между тем, по информации МВД России, объемы трудовой миграции гораздо выше озвученных узбекистанскими властями. В 2022 г., за который опубликованы последние полные данные, на миграционный учет было поставлено 6,3 млн граждан Узбекистана. Причем с 2016 г. эта цифра практически удвоилась. Из них работу в качестве цели прибытия указали 5,8 млн (92%).

За первое полугодие 2023 г. (после этого публикацию миграционной статистики МВД прекратило) на учет было поставлено 1,9 млн граждан Узбекистана, в том числе прибывших с целью работы – 1,7 млн. Даже если предположить, что регистрацию в течение года мигрант может оформить дважды, количество трудовых мигрантов из Узбекистана в России все равно оказывается на порядок выше оценок официального Ташкента. И это без учета тех, кто вообще не оформляет регистрацию или же предпочитает на краткий период выехать из РФ, чтобы иметь возможность находиться в стране еще 90 дней в течение полугода.

Насколько Узбекистану реально удастся ослабить зависимость от денежных переводов, поступающих от работающих в России трудовых мигрантов, за счет роста переводов из других стран – большой вопрос. Все предыдущие усилия ощутимого эффекта пока не дали, поскольку работодателям из развитых стран нужна прежде всего квалифицированная рабочая сила. А российский рынок до сих пор в больших масштабах принимал неквалифицированных и малоквалифицированных мигрантов из Средней Азии.

Вместе с тем, если республике удастся направить несколько десятков тысяч мигрантов в Европу или страны Персидского залива, где уровень оплаты труда заметно выше, это позволит диверсифицировать географию трудовой эмиграции и хотя бы отчасти сбалансировать значение для узбекистанской экономики доминирующего сегодня российского рынка труда.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1951
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика