Кара-Киргизская автономия: 100 лет неблагодарности - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.04.2024 |

Кара-Киргизская автономия: 100 лет неблагодарности

В Киргизии полным ходом идет подготовка к празднованию 100-летия Кара-Киргизской автономной области. В рамках юбилейной программы запланировано свыше 30 мероприятий, в том числе ожидается выпуск юбилейной медали, монеты, почтовой марки, проведение культурных мероприятий в стране и за ее пределами, издание книг, создание исторических фильмов и театральных постановок, проведение форумов и выставок.

Информационные уголки, где представлены архивные документы, книги и брошюры по истории республики, а также фотографии отцов-основателей, уже развернуты в Центрах обслуживания населениях (в ЦОНах) республики. Но вот незадача – некоторые из соседствующих на стендах киргизских революционеров друг друга при жизни, мягко говоря, недолюбливали. В своих «Письмах Сталину» председатель Совета народных комиссаров Киргизской АССР Юсуп Абдрахманов характеризовал народного комиссара земледелия Баялы Исакеева, портрет которого висит на тех же стендах рядом, «послушным холуем, способным променять все и вся на то, что называется секретарством», «больше дорожившим своим положением, чем интересами республики».

Не учли организаторы предстоящего юбилея еще одного обстоятельства: большинство лиц, «стоявших у истоков создания кыргызской государственности», в 1937 году были обвинены в намерении растворить и без того малочисленный киргизский народ в замешанном ими пантюркистском винегрете. Избежать этой участи и обрести национальную государственность киргизам удалось исключительно благодаря европейским товарищам-коммунистам, имена которых в Киргизии намеренно вычеркнуты из общественно-политического дискурса.

* * *

К началу XX столетия население Средней Азии представляло собой настолько сложный сплав самых разнообразных идентичностей, что с победой Октября естественных предпосылок к созданию национальных республик в регионе не было. Подобных планов не строили ни в высших партийных кругах, ни в кругах местной политической элиты, вынашивавшей собственные автономистские идеи. Единственно возможным для всех представлялся проект «Туркестан», не имевшего однозначно выраженного этнического или языкового характера.

Так, 30 апреля 1918 года на V Краевом съезде Советов в составе Российской Советской Федерации была образована Туркестанская Советская Республика (ТСР), включившая территории бывшего Туркестанского края – Закаспийскую, Самаркандскую, Семиреченскую, Сырдарьинскую и Ферганскую области.

Вот только факт образования в Средней Азии советской республики вовсе не означал утверждения здесь советской власти. Вовлеченная в полномасштабную гражданскую войну ТСР в первые годы своего существования погрузилась в пучину первобытного хаоса, в котором разнородные общественные группы, заключая недолговечные политические союзы, шли на все ради власти. И немудрено, что огромный регион, населенный семью миллионами тюрков-мусульман, с XIX столетия находившийся в объективе внимания различных пантюркистски ориентированных политических сил, стал благодатной почвой для прорастания здесь идей советского пантюркизма.

В январе 1920 года председатель Туркестанского Центрального исполнительного комитета большевик казахского происхождения Турар Рыскулов, движимый желанием «пробудить здоровое революционное чувство в среде мусульман, которое в форме национально-освободительного движения отозвалось бы и в сопредельных странах Востока», выступает с идеей создания Тюркской советской республики, а по сути – «Большого Туркестана».  

Теоретически свою идею Рыскулов обосновал 17 января 1920 года на V Краевой партконференции, заявив о несоответствии утвержденной Конституции Тюркской Советской республики духу автономии края и необходимости ее отмены; о неприемлемости жесткого подчинения Центру, распоряжения которого не соответствуют местным условиям жизни; о целесообразности объединения тюркских народов РСФСР под знаменем тюрков во избежание розни между ними, а также с целью сплочения вокруг республики иных тюркских народностей.

Принятая по докладу Рыскулова резолюция гласила: «В интересах интернационального объединения трудящихся и угнетенных народов провести путем коммунистической агитации идею уничтожения стремления тюркских народностей делиться по существу и названию: на татар, киргиз, башкир, узбеков и т. д. и составлять отдельные мелкие республики, а объединить в целях сплоченности и привлечения других тюркских народностей, не входящих в состав РСФСР, вокруг Тюркской Советской республики…»

Однако созданная в февраля 1920 года Туркестанская комиссия ВЦИК и СНК РСФСР во главе с Михаилом Фрунзе – уроженцем города Пишпека, а потому признанным экспертом по Туркестану – однозначно высказалась за сохранение прежнего положения в государственном устройстве Туркестанского края как автономной республики в составе РСФСР и за признание реформ Рыскулова как национал-уклонистских, способных ослабить «федеративную связь с центром мировой революции – Советской Россией» и сделать Туркестан «достоянием английского империализма».

Такие выводы можно было бы считать, как утверждают иные националисты, «советской паранойей по поиску “врагов народа”», если бы не подтверждающие их свидетельства очевидцев. Так, в Центральном архиве ФСБ РФ хранится протокол допроса Султанбека Ходжанова, до 1937 года занимавшего должность заместителя уполномоченного Комиссии Советского контроля по Узбекской ССР. Согласно его показаниям, в 1918 году пантюркисты развернули большую антисоветскую работу в бывшем Туркестанском крае, в особенности в Ташкенте, и при участии турецких офицеров, находившихся на территории Туркестанского края, создали пантюркистскую организацию «Иттихад-Ва-Таракки» («Единение и прогресс»). В эту организацию вошел ряд видных националистов Туркестанского края и Бухары, в том числе Рыскулов. Рассматривая возможную победу большевизма как наступление «колониальной кабалы над тюрко-татарскими народами», «Иттихад-Ва-Таракки», имевшая свой центральный комитет и филиалы во всех областях ТСР, стремилась к объединению тюрко-татарских народов и установлению буржуазной республики, независимой от РСФСР.

Сразу после отклонения проекта Тюркской Советской республики Рыскулов участвует в организованном в Москве подпольном совещании с алаш-ордынцем Ахметом Байтурсуновым и руководителем башкирских националистов Заки Валидовым, где принимается решение объединить против советской власти силы всех буржуазно-националистических организаций Средней Азии, Казахстана и Башкирии на платформе пантюркизма.

В противовес коммунистическому пантюркизму ЦК РКП(б) и ВЦИК РСФСР утверждает новое Положение об автономии Туркестана, в котором говорится, что Туркестан – республика «…основных народов, его населяющих: туркмен, узбеков, киргизов, с областным делением по существующим национальным группировкам, экономическому и бытовому укладу…». Тогда же рождается план разделения Туркестана на три национальные части, в интерпретации Ленина «на Узбекию, Киргизию (имелся в виду Казахстан. – О.Б.) и Туркмению», который с существенными коррективами претворяется в жизнь в 1924 году.

Коррективы состояли в выделении в качестве субъекта РСФСР Кара-Киргизской автономной области. На этом настаивали каракиргизские делегаты ХII съезда советов Туркестанской АССР, в январе 1924 года обратившиеся в ЦК РКП(б) и Национальный совет ЦИК СССР с письмом, в котором излагалось требование рассмотреть право каракиргизского народа на национальное самоопределение. В обращении говорилось, что руководящий аппарат партии и правительства Туркестана не знает и не учитывает особенности еще одной нации – кара-киргизов (киргизов. – О.Б.), которых с кайсак-киргизами (казахами. – О.Б.) из-за схожести языка, ведения хозяйства и образа жизни принято рассматривать как одну нацию.

В защиту своих земляков тогда выступил заместитель председателя Реввоенсовета СССР и наркома по военным и морским делам, начальник Штаба РККА и начальник Военной академии РККА Михаил Фрунзе, в одночасье пресекший попытки национальной партийной элиты Туркестана – секретаря ЦК КП(б) Туркестана, председателя Узбекской подкомиссии по национальному размежеванию Средне-Азиатского бюро ЦК РКП(б) Абдулло Рахимбаева, первого заместителя председателя Центрального исполнительного комитета Туркестанского Совета Султанбека Ходжанова, третьего секретаря ЦК Компартии Туркестана Санжара Асфендиярова и небезызвестного Турара Рыскулова – в ту пору председателя СНК Туркестанской ТСР – растащить исконно киргизские территории по своим уделам, присоединив южную часть современного Киргизстана к Узбекской, а северную – к Казахской ССР.

Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР, объединившая 75 волостей, в которой насчитывалось 4 округа, 6 городов, 721 село, 727 аилов и 5 хуторов, была образована постановлением II сессии ЦИК СССР от 27 октября 1924 года. Спустя два года Киргизия стала союзной республикой.

Карта Средней Азии (середина 1920-х годов)

Памятуя о вкладе своего покровителя в создание киргизской государственности, благодарные киргизские товарищи назвали в честь Михаила Фрунзе свою столицу. Однако этому имени подхваченные волной декоммунизации потомки киргизских «солдат революции» в 1991 году предпочли название мутовки для взбивания кумыса, именуемой пишкеком (бишкеком).

Достойных европейских имен в истории киргизской государственности десятки: Илья Фатьянов, Василий Буров-Петров, Николай Узюков… Но, как говорил великий Дюма, «бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1384
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика