Ужесточение условий оргнабора проблему нелегальной миграции не решит - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.05.2024 |

Ужесточение условий оргнабора проблему нелегальной миграции не решит

11 марта Минтруд РФ предложил ужесточить условия организованного набора трудовых мигрантов, обязав их покинуть Россию в случае работы не по профилю. Однако очевидно, что при сохранении безвизового въезда из стран СНГ проблему неконтролируемой миграции, которая становится все более острой, эти меры решить не помогут.

Не случайно сама по себе система организованного набора, которая в 2010-е гг. рассматривалась как один из главных инструментов решения проблемы неконтролируемой трудовой миграции из стран СНГ, широкого распространения не получила. К настоящему времени Россия заключила два межгосударственных договора об организованном найме иностранной рабочей силы: в апреле 2017 г. с Узбекистаном, и в декабре 2019 г. с Таджикистаном. Выбор этих стран не случаен, так как именно они генерируют большую часть потоков трудовой миграции в Россию из Средней Азии. Еще один участник этой миграционной «тройки» Киргизия является членом ЕАЭС, в рамках которого ее граждане в случае легального трудоустройства уравниваются в правах с гражданами России. А потому особой потребности в создании еще одного канала легальной миграции в РФ Киргизия не испытывает.

Во многом причина неэффективности оргнабора мигрантов состоит в том, что его условия, предусмотренные межгосударственными договорами, являются слишком сложными. Так, российско-узбекистанское межправительственное соглашение, подписанное 5 апреля и вступившее в силу 21 декабря 2017 г., предусматривает создание целой системы, в которую вовлечено множество государственных структур и частных предприятий. С российской стороны в нем задействованы шесть (МВД, МИД, Минтруд, Минздрав, Минобрнауки, Федеральная служба по труду и занятости), а с узбекистанской – пять центральных государственных ведомств, список которых в основном (за исключением Агентства по вопросам внешней трудовой миграции при Минтруде) совпадет с российским. Организовать эффективное взаимодействие между таким числом учреждений из двух стран – задача крайне непростая.

При этом у каждого из этих ведомств свои функции. Минтруд, например, должен размещать в специальной информационно-аналитической системе данные о российских работодателях, которые испытывают потребность в иностранной рабочей силе, наличии вакансий, характере, режиме работы, заработной плате, квалификационных требованиях, социальных гарантиях и т. п. Минобрнауки предоставляет узбекистанским ведомствам информацию о нормативных актах и организациях, принимающих у трудовых мигрантов экзамены. МВД организует выдачу мигрантам разрешений и осуществляет за ними контроль. В Узбекистане главную роль должно играть Агентство по внешней трудовой миграции, которое информирует население о возможностях работы в России, осуществляет подбор кандидатов, обучает их, согласовывает кандидатуры и трудовые договоры с работодателями, организует медосвидетельствование, выезд и возвращение мигрантов на родину.

На первый взгляд, такая система является гораздо более прозрачной и, что самое главное, страхует мигрантов от недобросовестных работодателей, которые могут за работу не заплатить и уволить их без объяснения причин. Однако обязанности, которые соглашение возлагает на самого работодателя, его заинтересованность в такой системе найма рабочей силы во многом сводят на нет. Помимо размещения в информационно-аналитической системе всей информации о вакансиях для мигрантов, работодатель должен обеспечить их жильем в соответствии с «необходимыми санитарно-гигиеническими и иными нормами», безопасными условиями труда и гарантировать зарплату не ниже установленного в России минимального уровня. Он в обязательном порядке должен заключить договор с отправляющей мигрантов организацией, а также с самими трудовыми мигрантами. Кроме того, следует заключить договор добровольного медицинского страхования со страховой компанией или же договор о предоставлении трудовым мигрантам платных медицинских услуг. И, конечно же, за мигрантов придется выплачивать все положенные по закону налоги.

Столь сложная система лишает трудовых мигрантов в глазах работодателя всех тех преимуществ, из-за которых их и нанимают –  неформального характера занятости, который позволяет не оформлять их как граждан России в соответствии с Трудовым кодексом. Нелегальное использование труда мигрантов означает, что за них не надо платить налоги и социальные взносы, а, следовательно, можно сократить затраты на оплату труда и повысить собственную прибыль. Таким работникам не надо оплачивать отпуска, больничные и т. п., а в случае каких-то затруднений их можно просто уволить, прекратив выплачивать зарплату.

Однако в неформальной занятости, как ни покажется странным, заинтересованы и сами мигранты, которым в таком случае не надо оплачивать стоимость патента, сдавать экзамены и проходить медосвидетельствование, которые тоже являются платными. Как следствие, в указанной системе не заинтересованы ни работодатели, ни сами мигранты.

О неэффективности оргнабора мигрантов говорит опыт тех регионов, которые поспешили воспользоваться его преимуществами с целью решения проблем нелегальной миграции. В их числе оказался С.-Петербург, который, по данным председателя Комитета по труду и занятости населения Дмитрия Чернейко, в течение 2018 г., сразу после заключения соглашения с Узбекистаном, планировал привлечь из республики по оргнабору 50 тыс. трудовых мигрантов. Однако вместо этого, по одним данным, таким образом удалось привлечь не более 2 тыс., а по другим – всего около 500 человек, то есть от 1 до 4% от запланированного объема.

В то же время вне системы оргнабора в северную столицу за восемь месяцев 2018 г. приехали 103,5 тыс. мигрантов из Узбекистана, которые оформили патенты. Поскольку же большинство трудовых мигрантов из стран СНГ патенты не оформляют, предпочитая работать нелегально, число привлеченных по оргнабору выглядит ничтожным.

В последнее время популярность системы оргнабора несколько выросла. Однако доминирующей формой трудовой миграции она так и не стала. По данным Агентства по внешней трудовой миграции Узбекистана за январь-август 2023 г., по оргнабору в зарубежные страны выехали более 28,2 тыс. граждан республики, что на 7,5% больше аналогичного показателя предыдущего года. Почти три четверти из них (20,45 тыс.) выехали на заработки в Россию. Еще 3,18 тыс. узбекистанцев отправились в Южную Корею, 1,8 тыс. – в Великобританию, 812 – в Казахстан, 387 – в Германию, 194 – в Турцию. Кроме того, среди стран, принимающих трудовых мигрантов из Узбекистана, фигурируют Румыния, Болгария, Япония, Литва, Польша и Латвия.

Причем организованная миграция в Россию, по данным агентства, с конца весны выросла в 12 раз. Однако ее доля в общем потоке трудовой миграции по-прежнему невелика. За январь-июль 2023 г. на миграционный учет в России было поставлено 1,7 млн трудовых мигрантов из Узбекистана, а патенты оформили 823 тыс. человек.

Единственным периодом, когда заинтересованность и работодателей, и самих мигрантов в системе оргнабора заметно выросла, была эпидемия COVID-19. Причиной стали карантинные ограничения и сложности с въездом в Россию вне системы оргнабора. «Самолёты не летали, поезда не ходили, а работники были нужны, потому что инфраструктурные проекты дополнительные планировались, требовались рабочие руки, – прокомментировал сложившуюся во время эпидемии ситуацию эксперт по миграции Вадим Коженов. – Где их взять? Тут же договорились: если по оргнабору, тогда можно привезти за короткий период».

Однако вскоре после снятия карантинных ограничений интерес к оргнабору вновь стал падать. В феврале 2023 г. Минтруд предложил приостановить оргнабор узбекистанских мигрантов, позволявший им в упрощенном порядке въезжать в Россию для работы в строительстве, сельском хозяйстве и легкой промышленности. При отсутствии каких-либо ограничений функционирование системы оргнабора быстро потеряло смысл.

Поскольку число приезжающих по оргнабору мигрантов крайне невелико, их обязательное возвращение на родину в случае работы не по профилю заметного влияния на миграционную ситуацию не окажет. Измениться положение может лишь в том случае, если исчезнет возможность свободного въезда в РФ и самостоятельного поиска работы «на месте». Но это требует существенного ужесточения контроля над миграционными потоками на всех стадиях – от въезда в страну до выезда из неё.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
761
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика