Турция и Центральная Азия: «тюркская интеграция» упирается в реалии региона - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.07.2024 |

Турция и Центральная Азия: «тюркская интеграция» упирается в реалии региона

С наступлением Года дракона или, как его называют тюрки, «нак илан» («крокодила-змеи»), утверждая, что этот мифический зверь издревле считается частью культуры кочевников и приносит неслыханную удачу, президент Турции Реджеп Эрдоган не теряет надежды стать главой всего тюркского мира – Великого Турана.

Для воплощения «наполеоновских» мечтаний по воскрешению Османской империи турецкий лидер засобирался совершить незабываемый вояж по странам Центральной Азии. Вероятно, он намеревается реализовать свои имперские амбиции по возрождению идей пантюркизма, которые, безусловно, несут опасность экстремизма и раскола в центральноазиатских обществах, приводя их к разобщению и конфронтации.

Очевидно, что турецкий лидер по обыкновению будет руководствоваться популистскими обещаниями, спекулируя на общей религии, как это было еще в 1990-х гг., когда государства Центральной Азии в поисках национальной идентичности, культурных и цивилизационных ориентиров воспринимали турецкую «мягкую силу» как благо.

Недаром 2023 год в Организации тюркских государств, в которую входят Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция и Узбекистан, при Венгрии и Туркменистане в качестве наблюдателей, был объявлен Годом развития тюркской цивилизации. А на состоявшемся в ноябре 2023 года в Астане X Юбилейном саммите ОТГ, прошедшем под девизом «Тюркская эра», собравшиеся подтвердили решимость развивать многостороннее сотрудничество в рамках этого объединения на основе общей истории, языка, культуры, традиций и ценностей тюркских народов.

По итогам встречи было подписано 12 документов, правда, по мнению скептиков, ни одна из президентских пресс-служб, входящих в ОТГ государств, не стала публиковать их тексты, поскольку многие принимаемые решения не были приняты на коллегиальной основе и могут рассматриваться разве что как отдельные заявления того или иного политика.

Несмотря на всю помпезность широко распиаренного мероприятия, по оценке ряда экспертов, ОТГ сейчас только проходит путь первичной интеграции, а в рамках самой организации наблюдаются две условные подсистемы: первая – Турция и Азербайджан и вторая – Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, у которых, похоже, складывается ощущение некоторой своей «вторичности» в этой организации.

К тому же финансово-экономические показатели объединения оставляют желать лучшего. Например, экспорт несырьевых товаров и взаимные инвестиции у стран Центральной Азии и Турции не идёт ни в какое сравнение с аналогичными показателями товарооборота России с государствами региона.

В связи с этим для построения собственного тюркского «макрорегиона» под флагом Анкары необходимы огромные финансовые вложения, а, учитывая, что Турция такими возможностями не обладает ввиду недостаточного социально-экономического развития, на сегодняшний день амбициозный замысел Эрдогана выглядит как не более чем раздутый пиар-проект.

Безусловно, у турецкого лидера возникает сильный соблазн подмены экономической компоненты военной составляющей с предоставлением членам ОТГ силового «донорства» и военных технологий.

На всё том же последнем по времени саммите было принято решение создать так называемую мягкую форму военной интеграции стран тюркского мира – механизм гражданской защиты стран ОТГ для обеспечения тесной координации по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес, включая взаимодействие в области оборонной промышленности и военного сотрудничества.

По весьма справедливому мнению авторитетных аналитиков, Турция намеревается заметно усилить своё военное присутствие в странах Прикаспия. Поэтому Анкара заинтересована не только в продаже своих беспилотных летательных аппаратов, но и в организации их производства в Казахстане и Кыргызстане, а также в сбыте танков и другой военной техники.

Необходимо подчеркнуть, что до недавнего времени порядка 90% военных поставок в республики бывшей советской Средней Азии осуществлялись из России, местные военнослужащие проходили обучение в основном в российских военных учебных заведениях. Поэтому государствам современной Центральной Азии будет крайне сложно развивать внутреннее военное производство по стандартам НАТО.

Вероятно, в этих и других вопросах, касающихся построения «тюркского мира» под началом Турции, у Анкары имеется расчет на то, что во властных центральноазиатских элитах происходит смена поколений, готовых следовать западным ориентирам с русофобской направленностью.

Однако Туркменистан и Таджикистан не желают играть в этой нехитрой одноходовой турецкой схеме роль «младших братьев», оставаясь где-то «на заднем дворе», и предпочитают держать дистанцию. В частности, Ашхабад всегда подчеркивает свой нейтральный статус и возможность участия в качестве наблюдателя в таких объединениях, как ЕЭАС, СНГ, ШОС и ОТГ. Более того, учитывая планы Туркменистана по расширению возможностей для экспорта природного газа (сейчас он идёт в основном в Китай), развитию внутренней инфраструктуры и новых месторождений, Ашхабаду принципиально и в дальнейшем развивать отношения с Россией, нежели с Турцией, мало что способной предложить в этом плане.

Что касается нетюркского Таджикистана, здесь еще более однозначно. Опытный политик с многолетним стажем Эмомали Рахмон насквозь чувствует лицемерную геополитическую игру Эрдогана, связанную с попыткой «влезть» в урегулирование приграничных споров с Кыргызстаном.

Собственно, поэтому в ходе визита в Душанбе 9 января министра иностранных дел Турции Хакана Фидана, некогда руководившего национальной разведывательной организацией, МИД Таджикистана отказался от совместной пресс-конференции. Официальные лица даже не скрывали, что причиной этого стало несовпадение позиции Душанбе с турецкой в вопросе приграничных территорий, а также стремление не допустить вмешательства Анкары во внутренние дела государства.

В свою очередь, кыргызское руководство не скрывало своей радости по поводу приезда столь дорогого гостя, в ходе визита которого стороны обсудили процесс демаркации границ между Кыргызстаном и Таджикистаном, а также планируемый визит президента Турции в КР в текущем году.

Не были обойдены вниманием и грандиозные планы Эрдогана по созданию новой партии в Кыргызстане, выдвигающей кандидатов в Жогорку Кенеш и работающей на фантасмагорическую идеологему Великого Турана, что еще раз доказывает намерения Анкары усилить влияние на правящий класс нынешнего Кыргызстана. В конце января министр иностранных дел Жээнбек Кулубаев и посол Турции Ахмет Садык Доган провели подготовительную встречу к предстоящему визиту президента Турции. Среди возможных тем обсуждений – поставки беспилотников Bayraktar, транспортные коридоры и Великий шелковый путь, роль Кыргызстана в тюркском мире.

Укрепляет свои позиции турецкий лидер и в Узбекистане, наращивая военное и прочее сотрудничество с крупнейшей страной региона вопреки военно-политическому и экономическому присутствию здесь России. Кстати, после избрания нынешний президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев свой первый государственный визит совершил именно в Турцию, где принял участие в заседании глав государств тогда ещё Совета сотрудничества тюркоязычных стран. Даже бытует мнение, что на роль «собирателя тюркских земель» в Центрально-Азиатском регионе Эрдоган присматривал именно Узбекистан как наиболее экономически мощное государство ЦА, граничащее со всеми остальными и располагающее определённым влиянием на узбекские общины в Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане.

Ну и, наконец, Казахстан, всячески стремящийся к консолидации «тюркского мира», что проявляется, прежде всего, в переходе национального алфавита на латиницу, как в Турции. Более того, в преддверие приезда Р. Эрдогана для открытия подразделений турецких СМИ началась активная зачистка медийного поля страны с блокировкой как западных, так и российских медиаканалов и объявлением их журналистов персонами нон грата.

Необходимо напомнить, что подобные кардинальные действия в отношении Москвы резко ухудшают её дружественное взаимодействие с Астаной, основанное на многолетнем сотрудничестве.

Кроме того, не стоит забывать, что Россия по-прежнему остаётся гарантом стратегической стабильности и в рамках ОДКБ, и на приграничных территориях, обеспечивая общность системы ПВО и ряд других мер защиты.

И в этой бездумной динамичной погоне за эфемерными обещаниями Анкары странам Центральной Азии следовало бы хоть ненадолго остановиться, трезво оценить обстановку и кардинально пересмотреть отношения с Турцией, чтобы случайным образом не оказаться на обочине «тюркского мира».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
870
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика