С чем связаны переименования в Киргизии? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.05.2024 |

С чем связаны переименования в Киргизии?

Парламент (Жогорку Кенеш) 29 ноября принял в третьем чтении законопроект о переименовании ряда административных образований и сел в трех областях Киргизии. Тем самым республика, долго остававшаяся в стороне от этого процесса, повторяет путь других стран бывшего СССР, вступивших на него гораздо раньше.

Согласно принятому парламентом в третьем чтении закону, который теперь должен поступить на подпись к президенту, переименования затронут восемь административных образований Баткенской, Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей. В Баткенской и Джалал-Абадской областях, где значительного по численности русского населения никогда не было, эти переименования выглядят как смена одного местного названия на другое. Так, села Деш, Дукур и Чек Сайдыкумского айыльного аймака (муниципального образования) Базар-Коргонского района решено переименовать в села Тынчтык, Достук и Ынтымак. А вот в Иссык-Кульской области русские названия меняются на киргизские. Село Комсомольское Джеты-Огузского района решено переименовать в Кытай, Семеновский айыльный аймак Иссык-Кульского района – в Кожояр, а село Семеновку тот же района – в село Кожояр-Ата.

В связи с этими планами возникает вопрос о том, насколько переименования связаны с этнодемографическими процессами вообще и вызваны ли они сокращением численности местного русского населения в частности? Вопрос об этнической ситуации связан и с тем, что при смене названия населённого пункта, как отмечалось на посвященном этому вопросу сентябрьском заседании Жогорку Кенеша, необходимо учитывать мнение местного населения. К тому же киргизская статистика, в отличие от российской, позволяет проанализировать изменения в этническом составе населения регионов по годам, учитывая естественный и миграционный прирост различных этносов. Для большинства других республик бывшего СССР, собирающих этническую статистику лишь в ходе проведения переписей, такие возможности отсутствуют.

Численность русского, как и другого «европейского» населения Киргизии, после распада СССР стабильно сокращалась, виной чему был как отрицательный естественный прирост, так и миграционный отток. Согласно последней всесоюзной переписи 1989 г. в республике проживало 916,6 тыс. русских, тогда как по первой национальной переписи 1999 г. их насчитывалось уже 603,2 тыс., а по переписи 2009 г. – 419,6 тыс. За 20 лет численность русского населения сократилась более чем в два раза.

Однако в последние годы темпы его депопуляции существенно замедлились. Если с 1999 по 2009 г. численность русских сократилась на 30,4%, то с 2009 по 2019 г. – лишь на 16,8% (с 419,6 до 348,9 тыс.). То есть темпы депопуляции в «десятые» годы снизились по сравнению с «нулевыми» почти вдвое, что было вызвано главным образом сокращением миграционного оттока из республики.

На 1 января 2022 г. в Киргизии, по данным Национального статкомитета, проживало 335,2 тыс. русских, которые составляли 5% населения и являлись третьей по численности этнической группой, уступая только киргизам (74%) и узбекам (14,8%). Весьма заметной русская община КР выглядит и на фоне других азиатских стран СНГ. Среди восьми среднеазиатских и закавказских республик бывшего СССР по численности русского населения Киргизия занимает третье место, уступая лишь Казахстану (около 3 млн) с Узбекистаном (720 тыс.) и превосходя Таджикистан, Туркмению, а также все три страны Закавказья, вместе взятых. По удельному весу русских в населении Киргизию опережает лишь Казахстан (15%).

Вплоть до начала СВО в Киргизии наблюдался постоянный отток русского населения. Только за последние пять лет (2018-2022 гг.) из нее уехало 13,4 тыс. русских, прибыло – 1,6 тыс., а миграционная убыль составила 11,9 тыс. Прошлогодний приток российских релокантов статистически ощутимого воздействия на объемы иммиграции пока оказал. Так, за 2022 г. в республику прибыло 873 русских, а выбыло 2811, что привело к чистому оттоку в размере 1983 чел. Возможно, что приток релокантов пока не успел сказаться на численности русского населения. По данным главы Министерства цифрового развития КР Талантбека Иманова, озвученным им в конце октября 2022 г., в республику прибыли 192 тыс. граждан России, 7 тыс. из которых подали документы на получение гражданства. Наблюдатели при этом отмечают, что русские общины в крупных городах страны за прошлый год удвоились.

Отрицательными являются и показатели естественного прироста. Так, за 2022 г. в русских семьях родилось 2 382 ребенка, умерло 3 985 чел., в результате чего естественная убыль составила 1603 чел. На 1000 населения рождаемость среди русского населения республики составила 8,5 чел., смертность – 14,2 чел., тогда как у киргизов соответственно – 23,6 и 3,6 чел. Как следствие, у русских наблюдается естественная убыль в размере 5,7 чел., а среди киргизов – прирост в 20 чел. на 1000 чел. Во многом отрицательный естественный прирост связан с оттоком русской молодежи на учебу в Россию, откуда она уже не возвращается, оставаясь там на постоянное жительство и постепенно перевозя к себе остальных членов семьи. Тем самым половозрастная структура русского населения стареет, а рождаемость в его среде падает. В сочетании с эмиграцией все это ведет к усилению депопуляции.

При этом число русских от региона к региону сильно колеблется. В двух из трех областей, которые затронула последняя волна переименований, их крайне мало. Так, в Баткенской области, по данным на начало 2023 г., проживало всего 2 тыс. русских, составлявших 0,4% населения, а в Джалал-Абадской – 5 тыс. (0,4%). В Иссык-Кульской области, расположенной на севере Киргизии, русских насчитывается 27,4 тыс. (5,1%). В целом их демографическое присутствие в этих регионах незначительно. Большая часть русского населения Киргизии проживает в Бишкеке (100,4 тыс.) и прилегающей к нему Чуйской области (124,6 тыс.), где они составляют соответственно 9,6 и 11,7% населения. В совокупности на территориях этих регионов проживает 235,1 тыс. чел., или 84,7% всего русского населения республики. Возможно, именно из-за невысокой численности русских переименования в периферийных регионах особой реакции не вызывают. Если же они затронут столичный регион, негативный эффект вполне может быть заметным.

Что касается причин переименований, то они являются скорее политическими и с этнодемографическими изменениями связаны лишь косвенно. Об этом свидетельствуют планы по продолжению такой политики. 27 сентября 2023 г., когда законопроект о смене названий обсуждался Жогорку Кенешем в первом чтении, депутат Жусупбек Коргонбай уулу поинтересовался, когда будут изменены названия таких сел, как Петровское, Садовое, Маевка, Беловодское, Дмитриевка, Николаевка, Новопавловка, Новопокровка, Григорьевка, Комсомольское, а также четырех районов столицы – Первомайского, Октябрьского, Ленинского и Свердловского. По его словам, районы в Бишкеке следует назвать в честь известных киргизских деятелей - Курманджан датки (правительница алайских киргизов с 1832 по 1876 г. – Авт.), Чингиза Айтматова, Манаса (легендарный богатырь, герой киргизского эпоса), Исхака Раззакова (первый секретарь ЦК Компартии Киргизии в 1950–1961 г.). Причем менять названия депутат предлагал не выборочно, а в масштабах всей республики.

Однако при смене названий стоит учитывать международно-политический контекст. В той обстановке, которая сложилась на пространстве бывшего СССР, любые переименования говорят о намерении пересмотреть историю, вызвав в памяти населения те или иные ассоциации с историческим прошлым и олицетворявшими его деятелями. Не случайно переименования населенных пунктов в рамках политики «декоммунизации» активно использует Украина, которая всеми силами стремится стереть любые напоминания об общем с Россией историческом прошлом.

К концу 2022 г. на Украине было переименовано 7,6 тыс. связанных с СССР и Россией топонимов. В список десяти наиболее распространенных из них, рекомендованных к переименованию в первую очередь, вошли названия, связанные с именами Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Владимира Маяковского, Максима Горького, Юрия Гагарина, Валерия Чкалова, Александра Суворова. Их заменили на названия, связанные, как правило, с украинскими националистами.

Поэтому все переименования, которые происходят в странах Средней Азии, неизбежно имеют политический подтекст как вовне региона (реакция зарубежных стран), так и внутри проводящих такую политику государств (реакция русских, коренного населения и других этнических групп). И прежде чем изменять названия, возможные последствия этих действий лучше тщательно просчитать.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1358
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика