Наконец-то власти Узбекистана перестали испытывать безграничное терпение своего многострадального народа, испытывающего огромные сложности из-за наступивших аномальных холодов. Население явно пребывало в панике ввиду экстремальных морозов и возникшего масштабного энергетического кризиса.
В результате глава государства Шавкат Мирзиёев провел серию громких отставок чиновников, заваливших подготовку к отопительному сезону, за их преступную халатность: в зимние пиковые нагрузки наблюдался жесточайший дефицит газа по республике до 20 млн кубометров в сутки.
Причины очевидны: из-за истощения запасов, технологических потерь и отсутствия эффективной системы контроля поставки углеводородов за последние годы катастрофически снизились. За один только прошлый год добыча газа в республике уменьшилась на 4% по сравнению с 2021 годом и составила 51,7 млрд кубометров.
По прогнозным оценкам, в 2023 году Узбекистан сможет добыть всего 56,3 млрд кубометров природного газа, хотя в целом он способен на 70 млрд кубометров газа в год.
Когда страна попала в пиковую ситуацию, Ш. Мирзиёев, проигнорировав российские топливно-энергетические проекты, решил сотрудничать с Туркменией, закупив у нее порядка 1,5 млрд кубометров природного газа для удовлетворения внутреннего спроса. При этом Туркменистан то возобновлял, то приостанавливал по каким-то своим техническим причинам поставки газа.
По словам директора центра исследовательских инициатив Ма'nо Бахтиёра Эргашева, весьма здраво оценивающего текущую ситуацию, Туркменистан является крайне капризным партнёром, с которым очень сложно выстраивать долгосрочные газовые контракты. Поэтому Узбекистану нужны такие альтернативные поставщики природного газа, как Россия, у которой есть возможности и желание поставлять природный газ.
Властям просто необходимо принять кардинальные меры, дабы иметь возможность удовлетворить спрос со стороны населения, промышленности и экономики на природный газ.
Вероятно, посчитав, что опасность заморозить страну выше рисков введения западными странами санкций в случае более тесного взаимодействия с Россией, узбекские власти все же подписали в конце января «дорожную карту» сотрудничества с «Газпромом» в газовой сфере. К процессу подключился и Казахстан.
Документ предусматривает стратегическое взаимодействие сторон по таким вопросам, как переработка казахстанского газа на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, возможности поставок российского газа в Казахстан, а также перспективные проекты сотрудничества.
Определенные политические силы пытались вбросить в общественное сознание мысль, что контакты с Россией могут привести к попытке Москвы взять действующую газотранспортную систему Узбекистана под свой контроль. Глава Минэнерго РУз Ж. Мирзамахмудов прокомментировал: «Это “дорожная карта”, которая предусматривает меры по импорту природного газа из России. То есть мы изучим технические условия, а потом, исходя из технических возможностей, если мы договоримся о коммерческих ценах, будем рассматривать импорт газа из России. После поступления газа в трубопровод мы будем распределять его всем потребителям – жителям и производственным предприятиям… Ни о приватизации, ни об управлении газотранспортной системой (со стороны России. – Ред.) речи не идет».
В итоге руководством России, Казахстана и Узбекистана уже обозначена возможность наращивания поставок российского газа в обе страны ЦА с учетом роста внутреннего потребления и экспортных обязательств перед Китаем.
Для этого предстоит большая работа, связанная с модернизацией газотранспортной инфраструктуры для доставки газа и даже строительством новых газопроводов. В частности, инвестиции в развитие российской газотранспортной инфраструктуры составят порядка 260 млрд рублей.
Кроме того, в данный момент Узбекистан и Россия разрабатывают генеральный контракт на сооружение атомной электростанции, который позволит сэкономить целых 3 млрд кубометров газа ежегодно и создаст более 8 тыс. новых рабочих мест.
Одним из ключевых направлений взаимодействия стало Соглашение о сотрудничестве в области вывода из эксплуатации ядерных объектов и обращения с отходами, заключенное компанией ТВЭЛ и Институтом ядерной физики Академии наук Узбекистана, что также подразумевает совместное участие в реализации проектов по ликвидации «ядерного наследия» на территории СНГ.
Несмотря на всю выгоду сотрудничества Узбекистана с Россией по реализации вышеупомянутых проектов, в стране, естественно, находятся «доброхоты», массированно внедряющие в массмедийное пространство псевдоинформацию о том, что страна якобы полностью теряет контроль над Шуртанским газохимическим комплексом, БНПЗ, ФНПЗ, ГХК «Газли», поставками авиатоплива и заправкой самолётов в Ташкенте и Ташкентской области. Утверждается, что, по сути, газовая отрасль уже подконтрольна «Газпрому», а на «Лукойл» приходится 1/4 всей газодобычи Узбекистана по договору СРП.
Безусловно, в подобных грязных инсинуациях чувствуется «рука» Вашингтона, который, осознав, что теряет своё влияние над Узбекистаном, пытается помешать дальнейшему развитию «тройственного газового союза».
Между тем «доброхотам» невдомёк, что Узбекистан во время возникшего энергетического кризиса понял, кто действительно может помочь ему в столь сложной ситуации...
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram