Шаг в будущее. Как Узбекистан переходит на зеленую экономику - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Шаг в будущее. Как Узбекистан переходит на зеленую экономику

Человечество сталкивается с новыми вызовами. Население мира продолжает расти, а природные ресурсы неуклонно сокращаются. Данная диспропорция, безусловно, ставит страны в затруднительное положение. Наблюдается тенденция обострения глобальных экологических проблем. Специалисты говорят о необходимости внедрения принципов зеленого роста в мировую экономику. Этот подход также отражен в Целях устойчивого развития ООН.

 В 2019 году в Узбекистане принята Стратегия по переходу на зеленую экономику. В ближайшие десять лет планируется резко сократить выбросы углеродов, внедрить экологически чистые и ресурсосберегающие технологии во все отрасли экономики, широко использовать возобновляемые источники энергии. О том, что сделано и предстоит сделать в данном направлении, – в интервью с узбекским экономистом, руководителем исследовательской компании ERGO Analytics Рауфом Салоходжаевым.

Узбекистан стремится перейти к зеленой экономике к 2030 году. Чем обусловлено такое решение и к каким результатам для экономики страны приведет?

– Переход к зеленой экономике имеет для Узбекистана много плюсов. Поэтому считаю стратегию 2019 года, положившую начало реформам в данной сфере, очень правильным и своевременным решением. Правительство стремится восстановить допандемические макроэкономические показатели и добиться более высоких темпов роста в ближайшие годы. В свою очередь, численность населения, как и доходы граждан, растут. В таких условиях, конечно же, увеличивается спрос на энергоресурсы.

Важной составляющей зеленой экономики является рациональное использование возобновляемых источников энергии. В этом плане потенциал Узбекистана огромен. По данным международных финансовых институтов, годовые запасы альтернативной энергии (особенно солнечной) в стране эквивалентны 270 миллионам тонн условного топлива. Это в три раза превышает фактическую потребность страны. Кроме того, реализация проектов в области зеленой энергетики позволит в ближайшее десятилетие увеличить долю возобновляемых источников энергии в Узбекистане более чем в три раза. Это, бесспорно, приведет к экономическому росту и благосостоянию населения.

Согласно исследованиям, Узбекистан ежегодно теряет не менее 4,5% своего ВВП из-за использования углеводородной энергии – нефти, газа и угля. Кроме того, почти половина генерирующих мощностей страны морально устарела. На их восстановление или модернизацию потребуются огромные средства. А переход на зеленую энергетику, которая экономически и экологически эффективна, намного лучше. Весь мир идет по этому пути. Примечательно, что Узбекистан первым из стран Центральной Азии присоединился к данной повестке. По сути, принятая два года назад Стратегия по переходу на зеленую экономику означает, что наша страна выбрала зеленый путь развития.

Конечно же, зеленая экономика – это не только структурное обновление энергетического сектора. Концепция включает в себя широкомасштабные реформы в вопросах чистой питьевой воды, продовольственной безопасности, сельскохозяйственных инноваций, устойчивости городов, рационального управления отходами, расширения лесных площадей и сокращения опустынивания.

Главное, зеленая экономика будет полезной для простых людей, а не только для государства или бизнеса. В этом и заключается социальная значимость выбранной стратегии.

Мировой опыт показывает, что внедрение зеленых технологий в разные отрасли экономики положительно влияет на качество жизни населения. В результате жить в городах становится приятней и комфортней, повышается качество жизни, увеличивается ее продолжительность, снижается детская смертность и так далее. В некоторых странах Латинской Америки и Африки это даже привело к сокращению внешних миграционных потоков и развитию человеческого капитала.

Следует отметить, что Узбекистан присоединился к Целям в области устойчивого развития ООН до 2030 года и Парижскому соглашению об изменении климата. Оба документа обязывают национальное правительство соблюдать базовые требования зеленого развития. Так что рано или поздно нам все равно придется перейти на зеленую экономику и энергетику. У нас нет другого выбора.

С какими проблемами и препятствиями может столкнуться Узбекистан в процессе зеленого роста?

– Внутренние и внешние проблемы разной интенсивности неизбежны. Задачи по их своевременному выявлению и устранению заложены в стратегии по переходу на зеленую экономику.

При переходе на такую экономику необходимо прежде всего провести аудит национального законодательства, систематизировать его и привести в соответствие с мировыми стандартами. Некоторые государства сталкивались с дополнительными трудностями, когда делали наоборот – сначала предпринимали практические меры по переходу к зеленой экономике, а затем подгоняли под них законодательно-правовую базу. Такой подход приводит к обратному эффекту и замедляет процесс перехода.

В национальном правовом поле много нестыковок и противоречий в сферах энергетики, науки, инноваций и туризма, которые, по сути, призваны быть драйвером зеленого развития. Законодательных актов тоже великое множество. Скажем, порядок обеспечения потребителей электроэнергией, ценовая политика и методы оплаты вписываются в рамки действующей традиционной экономической системы. Правовых норм, позволяющих работать в области альтернативной энергетики, нет. Например, кто производит солнечную или другие виды возобновляемой энергии, во сколько это обходится, в каком порядке осуществляется и по какой цене зеленая энергия отпускается населению? Механизм не до конца проработан. Необходимо оттачивать эти вопросы, отражать их в законодательстве и одновременно регулировать отношения между новыми участниками рынка.

Второй важный вопрос – определить, какие финансовые инструменты намерено использовать государство при переходе к зеленой экономике. Ведь на начальном этапе ему придется инвестировать в экономику нового уклада. Совершенно очевидно, что государственный бюджет не потянет такое бремя, поэтому придется обращаться к международным донорским организациям. Однако на каких условиях будет предоставляться внешняя поддержка? Также важно, в какой форме ее смогут получить местные бенефициары – население, предприятия, бизнес. Если предпринимателей не поощрять и не мотивировать работать на принципах зеленой экономики, все усилия государства пропадут даром.

Как правило, предприятиям и организациям, а также различным слоям населения предоставляются льготные или беспроцентные кредиты, субсидии, гранты, налоговые льготы для использования альтернативных источников энергии, достижения углеродной нейтральности в производстве, использования зеленых технологий и закупки соответствующего оборудования. В свою очередь, важно, чтобы банковско-финансовая система тоже была заинтересована в этом, чтобы банки уделяли особое внимание бизнес-проектам, связанным с Целями устойчивого развития ООН.

Вышеперечисленные инструменты финансовой помощи в первую очередь необходимо задействовать для поддержки малого бизнеса. Так как этот сегмент предпринимательства весьма чувствителен к любым изменениям рыночной конъюнктуры и не всегда в состоянии адаптироваться к новой конкурентной среде. У крупных предприятий естьти. Поэтому некоторым компаниям не составит труда перейти на зеленую экономику. В крайнем слу они могут минимизировать потенциальные риски от этого путем диверсификации видов продукции или услуг.

Также важно определить секторы экономики, которые будут играть ключевую роль в переходе к зеленой экономике. На мой взгляд, на начальном этапе стоит инвестировать в туризм и сферу услуг. Кроме того, больших результатов можно ожидать от автомобильной промышленности. Словом, государство должно решить, какой сектор, когда и каким образом переводить в русло зеленой экономики.

В ближайшее время мы также столкнемся с проблемой нехватки квалифицированных кадров, которые являются интеллектуальным драйвером зеленого развития. Перед Узбекистаном стоит задача подготовить таких специалистов. Если мы не начнем это делать сейчас, то в будущем придется затрачивать дополнительные средства на иностранную рабочую силу, что сделает нас зависимыми от стран-экспортеров.

Ускоренное развитие науки и инноваций необходимо для более быстрого и относительно безболезненного перехода к зеленой экономике. Так как в основе зеленой экономики лежат передовые научные достижения и эффективные инновационные решения. Приведу простой пример. За последнее десятилетие затраты на использование солнечной энергии во всем мире снизились на 80%. И эта тенденция сохраняется. Потому что ученые, инженеры постоянно совершенствуют свои разработки, создают технологические новинки, появляется новое оборудование, которое позволяет снизить себестоимость продукта.

Узбекистану также нужны сильные умы, которые проводили бы современные исследования в сфере возобновляемых источников энергии. Иными словами, необходимо самим производить конкурентоспособную инновационную продукцию и экспортировать ее за границу. В принципе работа в этом направлении уже ведется.

– Насколько важно, чтобы остальные страны Центральной Азии поддерживали принципы зеленого развития?

– Конечно, в этом плане идеально было бы добиться региональной солидарности. Тогда процесс ускорится. Такие вопросы, как обеспечение экологического баланса и рациональное использование природных ресурсов, актуальны для всех центральноазиатских стран. В природе нет политических границ. От создания системы зеленой энергетики или экологически чистых производств выиграет не только Узбекистан, но и его соседи. В таких вопросах необходимо консолидировать усилия и работать вместе исходя из общерегиональных стратегических задач. Однако переходить или не переходить к зеленой экономике – каждое государство решает самостоятельно. Узбекистан уже определился с этим вопросом.

– В прошлом году президент Шавкат Мирзиёев заявлял, что Узбекистан готов присоединиться к партнерству P4G. Что это означает для граждан?

P4G – это институционализированная структура, поддерживаемая рядом влиятельных международных ассоциаций и финансовых институтов. С ее помощью Узбекистан может привлечь необходимые инвестиции для реализации стратегии по переходу на зеленую экономику. Я уже говорил, что зеленая экономика в первую очередь отвечает интересам простых людей. Присоединение к партнерству P4G в конечном итоге приведет к повышению уровня и качества жизни узбекистанцев, улучшению условий жизни в городах, восстановлению экологического баланса в нашем регионе.

– Может ли зеленое развитие повысить инвестиционную привлекательность Узбекистана?

– В современном мире это движение стало новым трендом. Крупные компании и транснациональные корпорации внедряют в свою деятельность принципы зеленого развития. Они разделяют Цели устойчивого развития и придерживаются его принципов. Это улучшает их корпоративный имидж. В свою очередь, страны, избравшие путь зеленого роста, привлекают внимание международных организаций и бизнес-сообщества. Иностранные инвесторы и кредиторы проявляют к ним большую лояльность. Переход Узбекистана к зеленой экономике является важным сигналом мировому сообществу. Неудивительно, что влиятельные донорские организации, в частности западные компании, изъявили желание финансировать крупные инвестиционные проекты, направленные на достижение национальных целей зеленого развития.

– Как переход к зеленой экономике повлияет на конъюнктуру внутреннего рынка? Появятся ли новые правила игры и игроки?

– Не думаю, что это сильно повлияет на конъюнктуру рынка. Однако появление новых видов товаров и услуг вполне вероятно. Это будет обусловлено созданием зеленых секторов экономики. Возможно, такие преобразования окажут болезненный эффект для тех предпринимателей, которые привыкли работать по канонам традиционной рыночной экономики. В некоторых отраслях экономики производственные мощности могут сократиться, так как не все игроки готовы принять принципы зеленого роста. Как я уже говорил, в переходный период государство должно поддержать предпринимателей, особенно малый бизнес, задействовать дополнительные финансовые инструменты, чтобы помочь адаптироваться к новым реалиям.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2082
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика