ООН помогает Центральной Азии бороться с терроризмом - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

ООН помогает Центральной Азии бороться с терроризмом

В Ташкенте 3-4 марта прошла международная конференция на тему «Региональное сотрудничество между государствами Центральной Азии в рамках Совместного плана действий по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии ООН». По итогам мероприятия были приняты Ташкентская декларация и обновленная редакция Совместного плана действий, в которых страны Центральной Азии определяют конкретные задачи по противодействию терроризму.

Конференция была организована в гибридном формате с участием более 150 участников

Функцию лидера по борьбе с терроризмом в регионе

берет на себя Узбекистан

Политолог кандидат философских наук из Ташкента Равшан Назаров в интервью «Ритму Евразии» оценил предложения президента Узбекистана по усилению борьбы с терроризмом.

– Равшан Ринатович, какие из предложенных Шавкатом Мирзиёевым мер стоит реализовать в ближайшее время?

– На прошедшей Международной конференции Мирзиёев выдвинул пять предложений.

1. Открытие в Центральной Азии офиса Контртеррористического управления ООН.

Это актуальное предложение, т. к. есть необходимость постоянного мониторинга и критической оценки выполнения Совместного плана действий ООН. Было предложено усилить взаимодействие Узбекистана с ведущими международными и региональными организациями, вовлеченными в решение вопросов безопасности ЦА.

2. Создание Единой электронной сети по кибертерроризму в Центральной Азии для борьбы с терроризмом в цифровом пространстве.

Данное предложение особенно важно в связи с тем, что к сожалению, возрастает уровень технологической оснащенности современного международного экстремизма и терроризма.

3. Формирование регионального Экспертного совета из числа ведущих специалистов стран Центральной Азии.

Данный совет должен будет заняться вопросами социальной реабилитации и реинтеграции тех граждан государств ЦА, которые вернулись из «горячих точек» (зон военных конфликтов).

4. Созыв в 2023 году в Самарканде Молодежного совета стран Центральной и Южной Азии для обсуждения актуальных вопросов региональной безопасности.

Данное предложение связано с тем, что именно молодежь является главным объектом вербовки ос стороны сил международного терроризма.

5. Проведение в 2023 году Международной конференции высокого уровня «Просвещение и религиозная толерантность».

Данное мероприятие должно определить дальнейшие шаги в продвижении идей и практических мер по реализации Специальной резолюции ООН.

Поскольку 4-я и 5-я инициативы конкретно привязаны к определенному времени (2023 г.), то уже в 2022 году можно создать организационные комитеты по проведению данных мероприятий. Также в текущем году можно осуществить предварительные меры по реализации первых трех инициатив. Особенно актуальна вторая инициатива, поскольку киберпространство нуждается в постоянном контроле. 

– Почему Антитеррористическая конференция стран ЦА и ООН прошла именно в Ташкенте? Узбекистан берет на себя функцию лидера по борьбе с терроризмом в регионе?

– Антитеррористическая конференция проходит в Узбекистане по ряду причин:

во-первых, в Ташкенте расположена РАТС (Региональная антитеррористическая структура) ШОС, которая уже в течение двух десятилетий активно работает в сфере региональной безопасности;

во-вторых, Узбекистан имеет значительный опыт по борьбе с терроризмом, профилактике экстремизма и реабилитации бывших участников экстремистско-террористических группировок;

в-третьих, в «Глобальном рейтинге терроризма» на начало 2021 года Узбекистан занял 134-е место как государство с очень незначительными рисками, обойдя по уровню безопасности даже такие страны, как Швейцария, Австрия, Финляндия;

в-четвертых, именно в Узбекистане состоялись такие важные Международные форумы, как «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» (2017 г.), «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» (2018 г.), «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» (2021 г.), «Новый Узбекистан и региональное партнёрство в Центральной Азии» (2021 г.) и др.;

в-пятых, Узбекистан в последние годы принял целый ряд основополагающих документов в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом и приступил к их активной реализации. Среди них – закон РУз «О противодействии экстремизму» (2018 г.), «Оборонная доктрина» (2018 г.), «Концепция общественной безопасности РУз» (2021 г.), «Национальная стратегия по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2026 гг.» и другие документы;

в-шестых, в принятой в январе текущего года «Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 гг.» четко прописаны конкретные меры по профилактике экстремизма и борьбе с терроризмом, в т. ч. такие, как совершенствование международно-правовых основ противодействия экстремизму и терроризму; расширение договорно-правовых основ сотрудничества с зарубежными государствами, региональными и международными организациями в сфере противодействия экстремизму и терроризму; обмен информацией и опытом с зарубежными государствами и международными организациями в сфере противодействия экстремизму, терроризму и их финансированию; активное участие в международных и региональных организациях, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму и терроризму; координация совместных усилий по реализации Глобальной антитеррористической стратегии ООН в ЦА в рамках совместного плана действий.

– Как изменилась угроза международного терроризма для Центральной Азии с тех пор, как «Талибан»* захватил Афганистан? Повысилась или, может быть, понизилась?

– Нельзя сказать, что смена политического режима в Афганистане в августе 2021 г. и приход к власти движения «Талибан» очень сильно изменили степень влияния афганского фактора на безопасность Центральной Азии. Общая нестабильность и высокая конфликтогенность афганского общества, межэтническая и межплеменная рознь, социально-экономическая ситуация на грани гуманитарной катастрофы, неконтролируемые миграционные потоки, вопросы наркотрафика, продолжающаяся (пусть и с меньшей интенсивностью, чем ранее) гражданская война – все эти факторы вряд ли способствуют ожиданиям быстрой стабилизации ситуации в Афганистане.

На этом фоне полагать, что степень угроз со стороны Афганистана резко снизилась, – это выдавать желаемое за действительное. Приходится констатировать, что пока Афганистан ещё реально может представлять угрозу для безопасности государств Центральной Азии. Это связано с высокой концентрацией в различных регионах Афганистана террористических групп различного направления (ИГИЛ*, «Аль-Каида»*, «Хизб-ут Тахрир»*, ИДУ* и др.).

Перспектива дестабилизации

Президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» из Кыргызстана Юрий Погиба в интервью «Ритму Евразии» рассказал о важности международного сотрудничества для борьбы с терроризмом и экстремизмом.

– Юрий Леонидович, как вы оцениваете угрозу экспансии террористических группировок на территорию Центральной Азии?

– В данный момент мы наблюдаем общее обострение ситуации в мире, включая наш регион. Ситуация в Центральной Азии становится потенциально опасной, некоторые угрозы из теоретической плоскости перешли в практическую. По тем данным, которыми обладают спецслужбы, в Афганистане сильно активизировались группы «Талибана», а также других террористических группировок, таких как ИГИЛ и «Исламское движение Восточного Туркестана»*.

Недавно, по оперативным данным, они обсуждали вопрос возможного вторжения в наш регион в направлении Таджикистана и Узбекистана. На севере Афганистана, по разным оценкам, сосредоточено от 10 до 20 тысяч боевиков. Поэтому переговоры о безопасности, которые прошли в Ташкенте, прежде всего, направлены на профилактику возможного вторжения, а также на формирование инструментов взаимодействия с теми странами, которые участвуют в контртеррористических операциях.

– Иначе говоря, конференция в Ташкенте весьма своевременна?

– Это так. Международная солидарность – важнейшее условие в борьбе с терроризмом. Развитие контактов по линии борьбы с терроризмом не зависит от текущих отношений и идеологии различных стран мира. В этом плане спецслужбы даже не совсем дружественных стран успешно проводят спецоперации по противодействию терроризму, наркотрафику и другим глобальным угрозам.

Угроза дестабилизации обстановки в Центральной Азии вполне реальна. Некоторые аналитики на Западе говорят, что боевики в Афганистане жаждут военного и политического поражения России в специальной военной операции на Украине как возможности для атаки на Центрально-Азиатский регион. В этом случае они рассчитывают на неспособность России к быстрой военной перегруппировке.

Такие планы экспансии террористических группировок существуют потому, что ни одна из армий ЦА неспособна самостоятельно потянуть длительные боевые действия с серьезным соперником. На данный момент  это возможно только при поддержке России и ОДКБ в целом. Такая ситуация сложилась не из-за того, что военные стран региона слабо тактически подготовлены, а просто из-за недостатка у них собственных ресурсов для ведения активных боевых действий.

Поэтому конференция в Ташкенте является весьма знаковым событием. ООН и ранее своими программами оказывала довольно эффективную помощь, которую мы называем профилактической, позволяющей упреждать определенные угрозы. Существуют прекрасные проекты ООН по противодействию терроризму, по противодействию радикализации молодежи, направленные на борьбу с киберугрозами и многие другие. Они показывают свою эффективность, с ними поэтому работают соответствующие ведомства стран ЦА.

То есть все эти шаги, которые предпринимаются по линии международного сотрудничества и в которых активно участвует Кыргызстан, – абсолютно нормальная практика, и борьба с терроризмом не есть акт идеологизации или политизации каких-то наших позиций.

Терроризм является сильной угрозой для всего постсоветского пространства, особенно для Центральной Азии. Факты последних лет говорят о возросшей угрозе со стороны Афганистана, о концентрации там незаконных вооруженных группировок. Также не стоит забывать, что сегодня там идет жесткое укрепление вертикали власти со стороны талибов. Поэтому все не согласные с ними афганцы, а также часть террористического интернационала (который перебрасывался туда еще до вывода американских войск) постепенно будут выдавливаться на север в сторону стран ЦА с их нестабильными политическими режимами, относительно боеспособными армиями и слабой экономикой.

Сейчас это очень тревожная тенденция, которая хорошо видится. И пристальное внимание к борьбе с терроризмом более чем оправданно, потому что эти вопросы касаются каждого из нас, каждого гражданина Кыргызской Республики и других стран региона, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Это – наш общий дом, а терроризм – общая для всех нас угроза.

Фото: https://unrcca.unmissions.org/ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1920
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика