Чтобы обуздать бурю, Всемирный банк советует Узбекистану высаживать деревья - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Чтобы обуздать бурю, Всемирный банк советует Узбекистану высаживать деревья

Не так давно Всемирный банк анонсировал исследование «Значение восстановления ландшафтов в Узбекистане с целью сокращения песчаных и пыльных бурь со дна Аральского моря», посвящённое будущему экологии Приаралья. Сегодня это обширный регион, который включает в себя образовавшуюся на дне высохшего моря пустыню Аралкум. Её площадь составляет примерно 6 млн гектаров, а верхний покров содержит высокую концентрацию соли, которая разносится частыми бурями на расстояние 100-200 и более километров от прежней береговой линии. А это от 15 до 75 млн тонн белой пыли ежегодно. По мнению экспертов, едва ли Узбекистану получится стать «повелителем ветров», но снизить массу вредных частиц в воздухе вполне под силу.

Как говорится в докладе Всемирного банка: «Цель настоящего исследования заключается в проведении экономического анализа преимуществ лесопосадки на высохшем дне Аральского моря в Узбекистане». Каковы выгоды, а точнее убытки? Возникает именно этот вопрос, поскольку эксперты Всемирного банка подсчитывали прежде всего ущерб от халатного промедления с высадкой на дне исчезнувшего моря устойчивых к суровому климату кустарников и деревьев.

В исследовании говорится, что «бури из Аралкума приводят к тому, что Каракалпакстан ежегодно теряет 44,2 млн долларов», что составляет 2,1% ВВП региона. Если пустыня не превратится в зелёный оазис, то в течение 20 лет ущерб достигнет 844 млн долларов, или чуть более 40 млн долларов в год. Также подсчитаны потери выгод в отношении почв. Они составили 32,6 млн долларов (примерно 1,54% ВВП Каракалпакстана), или 652 млн долларов в течение 20 лет. В год – 32 млн долларов. При этом вред для здоровья населения и производства сельскохозяйственных культур оказался меньше других – 11,6 млн долларов в год. Что касается выгод, то «меры по восстановлению ландшафта в Аралкуме могут принести дополнительные выгоды в размере около 39 млн долларов в год (1,9% ВВП Каракалпакстана)».

Если разобраться, показатели не настолько критичные, как можно было представить. Тем более что речь идёт не о национальной экономике Узбекистана, а о Приаралье – Каракалпакстане и Хорезмской области. Их уязвимость перед песчаными бурями связана с тем, что убытки приходятся на сельское хозяйство, которое чувствительно к природным аномалиям.

Ущерб можно снизить за счёт диверсификации экономики регионов. Но особого смысла в этом нет. При высоких темпах роста ВВП северные области не ощутят потерь от пылевых бурь. Единственное, в чём можно согласиться с экспертами Всемирного банка, так это в том, что экологическая аномалия будет сдерживать рост уровня жизни местного населения, не говоря уже о качестве его жизни. Поэтому акцентировать внимание уместно не на экономическом ущербе, а на пагубном влиянии бурь на флору и фауну и, прежде всего, на здоровье населения Приаралья. Тем более что ураганы и сильные ветра в этом регионе Узбекистана случаются часто, а на фоне глобального потепления усилятся. При этом подорванное здоровье и жизни людям не вернуть.

Песчано-пылевые бури – это естественное явление в природе, вызванное физическими процессами в атмосфере. Поэтому выдавать ураганный ветер за экологическое бедствие не совсем корректно. Другое дело, что буря в Приаралье поднимает верхний слой со дна высохшего моря и нередко переносит его за сотню километров. Причём опасность представляет не пыль, а содержащиеся в ней соли. В течение десятилетий вода из реки Сырдарья отводилась для полива полей, где применяли токсичные удобрения, после чего она попадала в Аральское море. Сегодня химические вещества кристаллизовались и осели в виде соли.

Так, в мае 2018 года в узбекском Приаралье пронеслась сильная буря. Скорость ветра достигала 20 метров в секунду, а содержание предельно допустимой концентрации пыли в воздухе в Каракалпакстане, Хорезмской области превысила норму в 5,9 раза. В ноябре 2021 года приаральская буря достигла Ташкента, снизив видимость в столице до 200 метров. По оценке специалистов, сильный ураган наблюдался впервые за 150 лет. Как заметил по этому поводу президент Узбекистана Шавкат Мерзиёев, инцидент показал те вызовы, с которыми сталкивается страна в сфере экологии. «Все более острый характер приобретает ситуация, связанная с высыханием Аральского моря», – отметил он.

Чтобы сократить негативный эффект от песчано-пылевых бурь, Всемирный банк в рамках исследования рекомендует озеленять дно исчезнувшего моря. Спич, скорее всего, был адресован узбекистанскому правительству. Но дело в том, что власти страны с 2018 года сами инициировали политику по высадке деревьев и кустарников в Приаральском регионе. Причём этот факт признают и авторы исследования, которые пишут, что «цель по восстановлению 500 000 гектаров к 2030 году в Узбекистане фактически была достигнута к 2020 году». Позиция Всемирного банка напомнила нравы отдельных чиновников в странах Центральной Азии, привыкших ставить цели, которые уже достигнуты.

Более того, в 2021 году Приаралье по инициативе президента Узбекистана приобрело статус «зоны экологических инноваций и технологий». По этому случаю были утверждены «Дорожная карта» и перечень приоритетных инновационных проектов, в реализации которых мог бы принять Всемирный банк.

Что касается РУз, то ещё в 2018 году в ходе заседания Международного фонда спасения Арала (МФСА) Ш. Мирзиёев сообщил, что за 10-12 лет его страна может озеленить всё дно высохшего моря. Работы в этом направлении ведутся каждый год. Буквально на днях в республике приступят к высадке 700 тонн саженцев на площади 18 тыс. гектаров. В планах – в течение 5 лет покрыть зеленными насаждениями территорию 1 млн гектаров, из них 200 тыс. в текущем году.

23 февраля Шавкат Мирзиёев осмотрел лесопосадки на высохшем дне Арала

Однако эффект от озеленения дна высохшего моря можно будет ощутить только после того, как деревья приживутся в суровом климате. На что уйдут годы. Поэтому оптимально не затягивать с мероприятиями, о чём предупреждают специалисты Всемирного банка.

Кстати в соседнем Казахстане выбрали другой способ снизить негативное влияние исчезнувшего моря. В 2005 году при финансовой поддержке Всемирного банка была построена Кокаральская дамба, которая удерживала воду в Малом Арале. Решение частично восстановило экобаланс. Объём воды в северной части Арала увеличится с 27 до 59 кубокилометров, а климат в регионе смягчился. Но вариант с посадкой деревьев не стоит снимать со счётов. В 2021 году неожиданно обмелела река Сырдарья, которая на протяжении тысячелетий питала Арал. Как заявили в Минэкологии РК, причиной стало то, что «в этому году объем накопления воды в Токтогулском водохранилище (в Кыргызстане. – Ред.) на 5 млрд кубометров меньше, чем в 2019 году».

       

Воду трансграничных рек страны Центральной Азии делят на договорной основе. Но как предупредил министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев, «здесь [надо учитывать] ещё маловодный сезон, поэтому эта проблема не только от переговорного процесса зависит». В данном случае интереснее почитать не исследование Всемирного банка 2022 года, а его доклад за 2019 год. В нём прямо говорится, что в случае изменения климата «к 2050 году поток воды в бассейне реки Сырдарьи может уменьшиться на 2-5%, а в бассейне реки Амударьи – на 10-15%, что усилит дефицит воды». Это значит, что экологическая катастрофа Арала осталась не позади, она ещё впереди. Воды в двух «питающих» реках не хватит для поддержания существующего уровня в остатках Аральского моря. Поэтому Казахстану имеет смысл держать в загашнике вариант с посадкой деревьев в Приаралье на случай экологического рецидива.

Кроме фауны и флоры, следует подумать и о населении. Ещё до обретения Казахстаном независимости Приаралье было объявлено зоной экологического бедствия. Пострадавшему от плохой экологической обстановки населению государство предусматривало компенсацию. Уже в тот момент в Приаралье наблюдался отток населения по очевидным причинам. Однако в законодательстве Казахстана до сих не разработан механизм экологической миграции. Жертвам экологической катастрофы государство предусматривает материальную компенсацию, но они не признаются мигрантами или беженцами. Правительство не могло им помочь тогда с переездом на новые территории, не может и сегодня.

Поэтому остаётся открытым вопрос: а сможет ли государство помочь им в будущем? Тем более что призрак экологической катастрофы продолжает бродить не только в Приаральском регионе.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

_____________________________

Фото: https://nuz.uz

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1658
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика