«Униря» особо и не нужна – Румыния и так управляет Молдовой - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.10.2024 |

«Униря» особо и не нужна – Румыния и так управляет Молдовой

Процессы, происходящие в маленьком государстве под названием Республика Молдова, в значительной степени обусловлены ее географическим расположением. Находящаяся вблизи Черного моря, но не имеющая к нему полноценного выхода, она оказалась буквально зажата между Украиной и Румынией – странами с ярко выраженной антироссийской политикой. Это в значительной степени обусловило приход к власти в РМ политических сил, которые в унисон с соседними странами заняли антироссийскую позицию.

Именно в Киев нанесла свой первый визит новый президент Майя Санду практически сразу после инаугурации. И именно президент Румынии Карл Йоханнис стал первым иностранным лидером, который совершил визит в Кишинев, чтобы оказать моральную поддержку гражданке своей страны, ставшей главой соседнего государства.

Для ясности понимания отношений между Молдовой и Румынией необходимо учесть, что само провозглашение независимости Молдовы в 1991 году многими политическими силами рассматривалось как переходный этап к поглощению нового государства Румынией. Конституция Молдовы и символика нового государства – флаг и герб – разрабатывались румынскими эмиссарами и мало чем отличаются от символики соседнего государства с другого берега Прута.

Правда, потом, как говорится, «что-то пошло не так». Приднестровский конфликт, спровоцированный для того, чтобы отделаться от преимущественно русскоязычного Приднестровья, тяжелое экономическое положение в Румынии в начале 1990-х годов и ряд других причин не позволили осуществить идею «унири» – «воссоединения», как называют идею поглощения Молдовы Румынией. Однако эта идея продолжает питать убеждения целого ряда маргинальных политических деятелей в Молдове, которые и формируют несколько мелких унионистских партий, пусть и все время воюющих между собой и спорящих, кто из них является «настоящим унионистом». 

Эти споры вовсе не означают, что никакой опасности для молодой молдавской государственности не существует. Существует, хотя можно с достаточно высокой долей вероятности утверждать, что «униря» в виде полной ликвидации государства под названием Республика Молдова сегодня маловероятна. В подтверждение этого тезиса есть целый ряд аргументов. Рассмотрим самые главные из них.

Во-первых, необходимо отметить, что если с вступлением Румынии в ЕС привлекательность этой страны и обладания ее паспортом для граждан Молдовы резко возросла, то при этом сама процедура возможной «унири» усложнилась, поскольку для этого Бухаресту пришлось бы заручиться согласием всех без исключения государств-членов ЕС. Трудно также предположить, что Евросоюз согласился «взвалить» на себе такой груз, как приведение присоединяемой территории в экономическое состояние, близкое хотя бы к той же Румынии. Очевидно, что самой Румынии, одной из самых бедных стран ЕС, такая задача не по силам.

       

В то же время благосклонность, с которой в ЕС встречают планы объединения столь же бедных Албании и Косово (о них на днях заявил албанский премьер-министр Эди Рама), говорит о том, что во имя реализации собственных геополитических планов Евросоюз может одобрить и поглощение Молдовы Румынией.

Во-вторых, нерешенный Приднестровский вопрос и наличие на юге Гагаузской автономии являются пока крепкими якорями, удерживающими Молдову от поглощения Румынией. В феврале 2014 года власти автономной республики провели референдум, в ходе которого 98% избирателей поддержали интеграцию в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и высказались за «отложенный статус автономии», который дает ей право выйти из состава Молдовы в случае утраты ею независимости. Но тот факт, что власти Молдовы объявили проведение референдума незаконным, а его результаты не имеющими юридической силы, говорит о том, что Кишинёв, а за ним и Брюссель могут, если посчитают момент «унири» подходящим, волеизъявление населения ПМР просто проигнорировать.

В-третьих, в самой Молдове уже ни для кого не является секретом, что Румыния не торопится форсировать события. Её вполне устраивает ситуация, когда в соседней стране главные государственные посты занимают лица, имеющие, кроме молдавского, также и румынский паспорт и давшие присягу на верность Румынии в процессе его получения. На сегодняшний день это президент Молдовы Майя Санду, премьер-министр Наталья Гаврилица, спикер парламента Игорь Гросу, председатель Конституционного суда Домника Маноле и целый ряд министров и депутатов парламента.  Количество чиновников рангом ниже, имеющих румынский паспорт, назвать сложно из-за их большого количества.

Словом, Молдовой и так управляют граждане Румынии, так зачем Бухаресту брать на себя ответственность за происходящее между Прутом и Днестром и тратить деньги на население, проживающее там?

Для контроля процессов, происходящих в Молдове, Бухаресту вполне достаточно поддерживать те политические силы, которые ориентированы на Запад. При этом главную «тяжесть» этой задачи и основные расходы берёт на себя вовсе не Бухарест, который сам выступает в качестве бэк-вокалиста на подпевке у Брюсселя и Вашингтона.

Основные финансовые расходы по поддержке проевропейских сил в Молдове как в период их нахождения в оппозиции, так и во время пребывания во власти берут на себя Евросоюз и такие международные финансовые организации, как МВФ, ЕБРР и другие. В подавляющем большинстве эпизоды, когда власти Румынии оказывали прямую помощь Молдове, заканчивались достаточно крупными скандалами.

Наиболее громкой и значительной по уровню задействованных должностных лиц стала эпопея с предоставлением Молдове безвозмездной материальной и технической помощи на сумму в 100 млн евро в течении 10 лет. Соответствующий документ был подписан 11 лет назад – 27 апреля 2010 года, однако из обещанных 100 млн Кишинёв в итоге получил от Бухареста в различной форме только 40 млн евро. Деньги должны были поступить в Молдову в течение четырёх лет, начиная с 2010 года, четырьмя траншами по 25 млн евро каждый и пойти на реализацию проектов в области инфраструктуры, ремонта дорог, модернизации школ в сельской местности.

В июле 2015 года новый президент Румынии Клаус Йоханнис вдохнул новую жизнь в загибающийся проект «Румыния предоставит Молдове безвозмездную помощь в размере 100 млн евро». Тогда Йоханнис промульгировал «Закон о ратификации третьего дополнительного протокола к молдавско-румынскому межправительственному соглашению о реализации программы технической и финансовой поддержки на основе безвозмездной финансовой помощи в размере 100 млн евро от 27 апреля 2010 года». Однако и это не сдвинуло процесс с мертвой точки, а в апреле 2020 года румынская сторона объявила, что срок действия соглашения по предоставлению помощи истек.

В период пандемии коронавируса Румыния предприняла ряд акций помощи Молдове. Летом прошлого года в РМ прибыла гуманитарная помощь для преодоления кризиса, вызванного пандемией. Однако вскоре оказалось, что поставленные Бухарестом средства защиты для молдавских медиков не соответствуют необходимым требованиям. Адриану Ионелу – директору румынской компании Unifarm, заподозренной в поставке некачественных средств защиты для молдавских медиков, Национальным антикоррупционным управлением Румынии были предъявлены официальные обвинения в коррупции. По информации румынской прокуратуры, А. Ионел «претендовал на 760 000 евро через посредника, представляющего коммерческую компанию, чтобы государственная Unifarm SA заключила контракт на закупку средств защиты от вирусной инфекции COVID-19 (250 000 комбинезонов и 3 миллиона хирургических масок)».

Еще факт. Румыния поставила в РМ несколько партий вакцины AstraZeneca. Казалось бы, нужное дело. Однако оказалось, что дар – с «двойным дном». Румынские чиновники закупили для иммунизации населения гораздо больше доз вакцины, чем требовалось. Национальное управление по борьбе с антикоррупцией начало расследование по этому поводу, но на этом проблемы не закончились. На деньги, потраченные на вакцины, было вакцинировано лишь 30% населения (AstraZeneca не пользовалась популярностью в самой Румынии), прежде чем срок действия закупленной вакцины истёк. Однако ЕС решил, что крайний срок годности для неё может быть продлён. Было принято решение раздать нереализованные партии другим странам, в том числе Молдове. На днях РМ было пожертвовано еще 50 тыс. доз вакцины AstraZeneca с продленным сроком годности.

       

Итак, как было сказано выше, «униря» в виде полной ликвидации государства под названием Республика Молдова сегодня маловероятна. Но ничто нельзя исключать уже в ближайшей перспективе. На сегодняшний день Молдова представляет собой для Румынии своеобразный полигон, на котором под руководством румынских граждан из числа высших молдавских чиновников отрабатываются различные технологии управления, политические технологии и осуществляется утилизация различных некондиционных продуктов и медикаментов под видом гуманитарной помощи.

Такая роль Молдовы пока вполне устраивает Бухарест. Самое печальное, что подобное положение устраивает и значительную часть молдавских политиков, и поддерживающий их электорат. Иначе, наверное, результаты последних президентских и парламентских выборов были бы принципиально иными.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3849
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика