Станет ли коридор «Север–Юг» конкурентом Суэцкому каналу? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.05.2025 |

Станет ли коридор «Север–Юг» конкурентом Суэцкому каналу?

Иранский телеканал Press TV 31 октября сообщил, что Индия, Иран и Россия в ближайшее время собираются запустить международный транспортный коридор «Север–Юг», который свяжет район Персидского залива и Индийского океана с Россией и Северной Европой через территорию Ирана и Каспийское море. Планируется, что этот маршрут станет более дешевой и короткой альтернативой пути через Суэцкий канал.

Транспортный коридор «Север-Юг» пройдет от Индии до иранского порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива, откуда грузы автомобильным транспортом пройдут в другой иранский порт Бендер-Энзели, расположенный на южном берегу Каспийского моря. Далее грузы будут морем отправлены в Астрахань и далее – по железной дороге через Россию в страны Северной Европы. Протяженность маршрута составит 7200 километров, а время доставки грузов между Бомбеем и Москвой сократится примерно на 20 дней. Расчетная пропускная способность нового маршрута составит 20-30 млн. тонн грузов в год. В результате МТК «Север–Юг» должен превратиться в одну из ключевых транспортных артерий, связывающих страны Южной Азии с Европой.

Маршрут «Север–Юг» (на карте – красным цветом) заявлен как конкурирующий с уже существующим транспортными потоком, проходящим от Мумбая в сторону Суэцкого канала, затем через Средиземное море, Гибралтар и Атлантику до Гамбурга (зеленым цветом)

Каждый из участников этого проекта преследует свои цели. Индия с его помощью стремится получить еще один торговый путь в Европу и Центральную Азию, Россия – диверсифицировать свои внешнеторговые связи и модернизировать транспортную и портовую инфраструктуру на южном направлении, а Иран – превратиться в крупный транзитный центр.

Сама идея создания такого транспортного коридора возникла в 1993 г. В сентябре 2000 года в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Россия, Индия и Иран подписали межправительственное соглашение о создании МТК «Север–Юг», которое к маю 2002 года было ратифицировано всеми участниками и вступило в силу. Впоследствии к нему присоединилось более 10 стран – Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина.

Для МТК «Север–Юг» изначально планировалось использовать три маршрута. Первый должен был пролечь по железным и автомобильным дорогам России и Ирана с использованием паромной переправы через Каспийское море. Именно этот вариант и фигурирует в сообщении иранских СМИ. Второй маршрут должен был пройти по восточному побережью Каспия, соединив Россию и Иран через железные дороги Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а третий – по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан или, как вариант, Армению. Конечными пунктами этого транспортного коридора в России должны стать балтийские порты, а также пропускные переходы на границе с Финляндией, Белоруссией и странами Балтии. На юге маршрут заканчивается в портах Персидского залива, откуда грузы морем доставляются в Индию. Чисто сухопутные маршруты Нью-Дели и Тегеран пока не рассматривают.

Главным лоббистом проекта на сегодняшний день выступает индийская сторона. По данным Press TV, в конце октября министр торговли и промышленности Индии Суреш Прабху встретился в Нью-Дели с российской бизнес-делегацией, на переговорах с которой заявил, что необходимо запустить МТК «Север–Юг» как можно скорее. Министерство торговли и промышленности Индии в своем заявлении охарактеризовало МТК «Север–Юг» как «кратчайший мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий Индийский океан и Персидский залив через Иран с Россией и Северной Европой». 23 ноября Россия, Индия и Иран планируют провести трехстороннюю встречу для оперативного решения проблем, препятствующих реализации этого проекта. Из материала Press TV становятся очевидными и мотивы, побуждающие Индию лоббировать этот проект. «Чтобы получить доступ к богатой ресурсами Центральной Азии, – говорится в нем, – Индия должна направлять свои товары через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и Европу являются длинными, дорогими и трудоемкими, при этом [путь через] Иран является наиболее жизнеспособным».

В статье упоминается и то, что проект МТК «Север–Юг» будет реализован в условиях, когда Китай уже приступил к осуществлению своего проекта «Один пояс – один путь», направленного на выстраивание широтных транспортных коммуникаций с Европой через Россию, Центральную Азию, Ближний и Средний Восток. Один из маршрутов «Пояса и пути» пройдет через Иран, на территории которого он пересечется с МТК «Север–Юг», что принесет Исламской Республике дополнительную выгоду. Именно конкуренция с Пекином за влияние в Центральной Азии, которая рассматривается Индией как крайне важный в стратегическом отношении и хорошо обеспеченный ресурсами регион, и является одной из наиболее очевидных причин лоббирования Нью-Дели МТК «Север–Юг». Напряженные отношения между двумя крупнейшими экономиками Азии ни для кого секретом не являются, хотя для открытого соперничества их транспортных проектов дело до сих пор не доходило.

О внимании Индии к Центральной Азии свидетельствует и ее стремление задействовать в проекте МТК «Север–Юг» расположенный на юго-востоке Ирана порт Чабахар. 23 октября в Тегеране состоялось первое заседание Координационного совета соглашения о создании международного транспортного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора). По его итогам было подписано соглашение о транзите товаров через порт Чабахар, который планируется использовать для создания транзитного коридора, обеспечивающего выход к морю Афганистана. Последний западные аналитики однозначно относят к региону Центральной Азии. Обеспечить транзит афганских грузов до моря можно через территорию того же Ирана, что позволит Нью-Дели создать транспортный маршрут в обход Пакистана, который является давним союзником Китая и главным врагом Индии.

Неудивительно, что развитию Чабахара Индия в последнее время уделяет повышенное внимание. В мае 2015 г. между Ираном и Индией был подписан договор о совместном развитии порта, по которому индийская сторона обязалась финансировать строительство двух терминалов, позволяющих обрабатывать до 9 млн. тонн грузов в год. Помимо прочего, Чабахар должен был разгрузить основной порт Ирана на побережье Персидского залива – Бендер-Аббас. В мае 2016 года Иран, Индия и Афганистан подписали в Тегеране трехстороннее соглашение по созданию на базе Чабахара нового транспортного маршрута, который должен был идти в обход Пакистана. Договор был подписан в присутствии президентов Ирана Хасана Роухани, премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента Афганистана Ашрафа Гани. Тогда же Индия заявила о планах инвестировать в развитие порта 500 млн. долл.

В августе прошлого года министр автомобильного транспорта, автомобильных дорог и судоходства Индии Шри Нитин Гадкари во время визита в Тегеран заявил, что Нью-Дели выделит на развитие Чабахара ещё 150 млн. долл. и рассмотрит формат своего участия в строительстве 600-километровой железной дороги Чабахар–Захедан, которая должна связать порт с транспортной системой Афганистана. По словам секретаря по экономическим отношениям индийского МИД Т. К. Тирумурти, Нью-Дели рассматривает Чабахар в качестве транзитного хаба всего региона. Причиной такого внимания к порту он назвал расположение Чабахара на маршруте, связывающем Индию со странами Центральной Азии. Именно это обстоятельно побуждает Индию вкладывать средства в развитие транспортной и портовой инфраструктуры Чабахара.

С точки зрения России выстраивание долготных транспортных коридоров, большинство которых в Северной Евразии выстроены в широтном направлении, является несомненным плюсом. Однако проект МТК «Север–Юг» в его нынешнем виде обладает довольно сложной логистикой. Двойная, а то и тройная перевалка грузов с морского на автомобильный и железнодорожный транспорт и наоборот может привести к тому, что доставка грузов по сравнению с дешевым морским транспортом окажется слишком дорогой. Аналогичный проект Украины по доставке грузов в Китай через Черное море, Закавказье, Каспий и Казахстан, предпринятый ею после резкого обострения отношений с Россией в 2014 г., во многом закончился провалом именно из-за слишком сложной и дорогой логистики. По схожим причинам до сих пор не заработал и МТК «Север–Юг», который обсуждается уже четверть века.

Не стоит забывать и о том, что Индия в рамках МТК «Север–Юг» преследует отнюдь не только экономические, но и геополитические интересы, стремясь расширить торговые связи и укрепить свое влияние в Центрально-Азиатском регионе. России же этот проект интересен, прежде всего, с экономической точки зрения, а участвовать в противостоянии Индии с Китаем и Пакистаном ей совершенно незачем.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5046
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика