Год 2018-й открыл новую страницу в отношениях братских стран ЦА. Судя по сообщениям СМИ, недавние переговоры руководителей Таджикистана и Узбекистана оправдали возлагаемые на них надежды, стороны достигли договоренностей по ряду весьма чувствительных вопросов.
Так, одним из самых важных для граждан обеих стран является вопрос смягчения существующих визовых ограничений, а в идеале – пересмотра положений двустороннего соглашения о взаимных поездках граждан от 16 мая 2000 г. и полной отмены виз. К радости граждан, достигнутые договоренности, при условии подписания нового соглашения, позволят находиться таджикистанцам на территории РТ и узбекистанцам на территории РТ до 30 суток без регистрации. Учитывая многовековую дружбу и добрососедство двух народов, огромное количество родственных и дружеских связей, взаимный интерес во всех отраслях экономики, новогодний подарок руководителей получился. Вкупе с открытием авиарейса Душанбе–Ташкент это – серьезная заявка на возрождение былого уровня взаимных поездок.
Хотя, конечно, о том, чтобы достичь существовавших при СССР параметров - количества ежедневных авиарейсов из Душанбе и Ленинабада в города Узбекской ССР (25-30 ежедневно), географии полетов (Ташкент, Самарканд, Андижан и т.д.), количества перевозимых в обе стороны пассажиров – пока можно только мечтать.
Не менее важные для населения обеих стран являются и вопросы возобновления в полном объеме пассажирского автобусного и особенно железнодорожного сообщения между странами, открытия функционирующих в недавнем прошлом и закрытых узбекской стороной пограничных переходов и пунктов пропуска, а также создание новых.
С особым вниманием жители приграничных районов следят за развитием отношений с соседями, ожидая принятия решительных двухсторонних шагов по разминированию таджикско-узбекской границы, минирование которой было произведено в одностороннем порядке узбекской стороной при И. Каримове. Власти РУз аргументировали тогда свои действия необходимостью борьбы с незаконными вооруженными формированиями, которые потенциально могли проникать в Узбекистан через территорию Таджикистана из сопредельных стран.
Точное количество мирных жителей, подорвавшихся на минах за прошедшие годы, доподлинно неизвестно. Хотя сообщения в СМИ об очередной трагедии появлялись все эти годы с ужасающей регулярностью. Количество же членов незаконных бандформирований (если, конечно, есть такие случаи), подорвавшихся на минах во время перехода таджикско-узбекской границы, если и известно, то, скорее всего, исключительно работникам силовых органов обеих стран.
Силовые структуры и спецслужбы обеих стран обладают в настоящее время потенциалом, достаточным для эффективной охраны таджикско-узбекской границы и противодействия террористам, членам преступных формирований, экстремистам и радикалам, в связи с чем разминирование государственной границы между странами должно стать приоритетом в переговорах между властями обоих государств.
Еще одним актуальным вопросом является завершение демаркации таджикско-узбекской границы и решение всех территориальных споров. И отрадно, что данный вопрос, лоббируемый таджикской стороной на протяжении всех лет независимости, нашел свое отражение в новой «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» и закреплен как императивный посыл в «сфере обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики».
Судя по предварительным договоренностям, достигнутым в ходе январского визита делегации Республики Узбекистан в Таджикистан, первые, но решительные шаги уже сделаны. Стороны достигли компромисса в вопросе о Фархадской ГЭС, который является на протяжении долгих лет камнем преткновения в межгосударственных отношениях. Выработанное решение, что водохранилищем Фархадской ГЭС будет владеть Таджикистан, а самой ГЭС – Узбекистан, может стать символом стремления руководства обеих стран к взаимовыгодному сотрудничеству. Примечательно, что, согласно договоренностям, безопасность ГЭС будет обеспечивать таджикская сторона, а эксплуатацию – узбекская.
Этот «жест доброй воли» с обеих сторон зародил в гражданском обществе двух стран надежду на взаимовыгодное сотрудничество и в вопросе строительства Рогунской ГЭС, ярым противником строительства которой уже много лет выступал Ташкент. Меры его противодействия строительству удивляли экспертов и наблюдателей, ведь не секрет, что проект Рогунской ГЭС является детищем Узбекистана, а ее строительство в первую очередь направлено на решение комплекса ирригационно-энергетических проблем РУз.
Проводимая президентом Шавкатом Мирзиёевым политика «перезагрузки» во внутренней и внешней политике вселяет надежду, что и в вопросе о Рогунской ГЭС узбекская сторона начнет руководствоваться прагматическим подходом и стремлением к партнерству. И создание консорциума стран ЦА и России (а возможно, и других стран евразийского региона) по строительству и совместной эксплуатации ГЭС, предлагаемое рядом экспертов, может стать реальностью.
Тесно переплетается с этим и вопрос о возобновлении работы Единой энергосистемы Центральной Азии, созданной во времена СССР и обеспечивающей перетоки излишков производимой электроэнергии, централизованное регулирование генерации и бесперебойную безаварийную работу всех энергосистем стран Центрально-Азиатского региона. Данная система показала свою эффективность и после развала Союза, на протяжении всех 90-х годов позволяя всем центральноазиатским странам использовать ее преимущества. Эффективно функционировала она и в «нулевые годы». Однако в 2009 году Узбекистан в одностороннем порядке вышел из Единой энергетической системы. Учитывая географическое расположение этой страны и дислокацию центральной диспетчерской в Ташкенте, с выходом РУз де-факто прекратила существование и Единая энергосистема.
Проведенные в 2017 году переговоры глав энергетических ведомств подтвердили намерения руководителей центральноазиатских стран восстановить систему. Это позволит полноценно использовать гидроэнергетический потенциал Таджикистана и Кыргызстана на благо всех стран ЦА и снизит потребность в производстве электроэнергии тепловыми электростанциями (работающими на газе и мазуте), на которые в последние годы делали ставку Узбекистан и Туркменистан. А следовательно, приведет к улучшению экологической обстановки во всем центральноазиатском регионе.
Также требует скорейшего решения болезненный для Таджикистана вопрос, который многие СМИ окрестили «неофициальной блокадой южных регионов». Речь идет о временном прекращении с 2011 года, как это аргументировала узбекская сторона, из-за технических причин, работы железнодорожного участка Амузанг–Термез, который соединял Южный Узбекистан с Хатлонской областью Таджикистана и являлся важнейшей транспортной артерией для всего Южного Таджикистана. Ущерб, нанесенный экономике юга страны этой транспортной блокадой, затормозил развитие важнейших отраслей республики на многие годы.
Впрочем, аналогичное негативное, разрушительное воздействие на экономику РТ оказало и прекращение поставок природного газа узбекской стороной, что поставило на грань выживания многие предприятия, такие как Таджикский алюминиевый завод (сумевший переориентироваться на использование газа, производимого из угля специальными установками), а некоторые предприятия (бывшие гордостью республики при Союзе), такие как Яванский химкомбинат, привело к полной остановке и многолетнему простою. Именно поэтому вопрос возобновления поставок газа из Узбекистана для промышленного использования, как нам кажется, станет одним из ключевых в будущей повестке переговоров лидеров двух стран, предварительно запланированных на 1 полугодие 2018 года.
Анализ ряда новых законов и программ, принятых в Узбекистане с приходом нового президента, укрепляет надежду на развитие двухсторонних отношений. Так, Комплексной программой совершенствования транспортной инфраструктуры, диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы предусмотрена отмена дополнительного сбора за въезд и транзит с автотранспортных средств иностранных государств, пересекающих государственную границу Узбекистана с Таджикистаном. Установлен и срок отмены – I квартал текущего года. Этот дополнительный сбор лежал тяжелым бременем на таджикских предпринимателях.
Тесно переплетается с отменой дополнительного сбора за транзит грузов через территорию Узбекистана и вопрос со снижением тарифов на транзит грузов в Таджикистан и из него по железным дорогам, находящимся в ведении РУз. Наряду с организацией полноценного транспортного грузового и пассажирского сообщения между двумя странами, эти шаги позволят вывести взаимную торговлю на качественно иной уровень. По мнению экспертов, товарооборот между странами в короткие сроки может достигнуть объема в 1 млрд. долларов, что позволит Узбекистану войти в тройку ведущих торговых партнеров Таджикистана наряду с Китаем и Россией.
Проблем в двухсторонних отношениях, требующих безотлагательного решения, много, но достигнуто главное: на смену долгим годам взаимных упреков и разногласий приходит эпоха взаимовыгодного сотрудничества.
В этой связи с особым интересом ожидается официальный визит Ш. Мирзиёева в Душанбе, анонсированный на май текущего года. Ждать осталось совсем недолго.