
В Армении будет создан автодорожный коридор Север–Юг, а в Киргизии реконструирована трасса Бишкек–Ош. Строительство будет профинансировано из Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС. Соответствующие договоры с двумя странами подписал Евразийский банк развития (ЕАБР). Эксперты считают, что проекты позволят вывести Армению из транспортной изоляции и улучшить путесообщение Европа–Кавказ–Азия, а также «сшить» северную и южную части Киргизии в единое целое. И коридор Север–Юг, и трасса Бишкек–Ош повысят деловую активность и улучшат инвестиционный климат в регионах. Впрочем, на этом работа единственного антикризисного фонда на постсоветском пространстве не ограничивается.
Что такое АКФ ЕврАзЭС?
В 2009 г. в ответ на кризис мировой экономики Армения, Беларусь, Казахстан, Россия и Таджикистан создали Антикризисный фонд размером $8,513 млрд. Структура финансируется всеми государствами-участниками, но основным донором фонда остается РФ, хотя за последние три года доля российских взносов снизилась (с 94,14% до 82,1%), а казахстанских увеличилась (с 5,68% до 17,74%). Стоит отметить, что почти все страны (кроме Беларуси и Киргизии) стараются нарастить свое финансовое участие в фонде.
Хотя получение дохода не является целью АКФ, с 2012 по 2014 г. фонд нарастил свою чистую прибыль с $55,6 млн. до $99,3 млн. Выросли за последние два года и чистые активы фонда (с $2,3 млрд. до $3,3 млрд.). Управлять средствами АФК поручено ЕАБР. Решения о предоставлении кредита принимает Совет фонда, представленный министрами финансов, при помощи Экспертного совета ЕАБР. Кроме преодоления негативных последствий глобального кризиса, АФК призван обеспечить долгосрочную устойчивость экономик стран-участниц и содействовать их интеграции.
Как уверяет председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов, несмотря на санкции против российского финансового сектора, пересмотра подходов в управлении антикризисным фондом в ближайшей перспективе не предвидится. Но сама структура может быть переименована. «В связи с прекращением работы ЕврАзЭС фонд сменит название на Евразийский фонд стабилизации и развития», – сообщил российский премьер-министр Дмитрий Медведев в начале этого года.
Чем занимается фонд?
АФК предоставляет финансовые и инвестиционные кредиты правительствам стран-участниц. Первые используются для поддержки государственных стабилизационных программ или платежного баланса. Вторые, как в случае с Арменией и Киргизией, предусматривают содействие долгосрочным проектам. Минимальный объем денежных ресурсов, доступный для кредитования каждой из стран-участниц, начинается с $10 млн., а максимальный устанавливается пропорционально их валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения. Например, для Таджикистана это $170 млн., для Беларуси – $1,78 млрд., а для России – $3,15 млрд. Фонд предоставляет инвестиционный кредит только в случае его софинансирования получателем (не менее 20%) и невозможности привлечь ресурсы на открытом рынке.
Первым воспользоваться помощью АКФ ЕврАзЭС решил Таджикистан. В 2010 г. Душанбе попросил $70 млн. на поддержку социальных расходов бюджета (образование, здравоохранение) и получил соответствующий кредит на 20 лет под 1% годовых. Эксперты фонда, контролирующие эффективность расходования средств, пришли к выводу, что цель кредита достигнута.
В 2011 г. Совет АКФ одобрил выделение Республике Беларусь $3 млрд. для нормализации платежного баланса и повышения конкурентоспособности ее экономики. Для этого России пришлось «поделиться» с Минском своим лимитом кредитования на $1,2 млрд. Деньги планировали перечислить шестью траншами до 2013 г. по мере реализации Беларусью стабилизационной программы своего правительства. В связи с невыполнением целого ряда показателей последний транш так и не был выделен. С 23 по 27 марта команда экспертов из ЕАБР и директор проектной группы АКФ Алишер Мирзоев посетили Минск для обсуждения белорусской заявки на выделение нового финансового кредита. Как отмечается на сайте фонда, эксперты евразийских финансовых институтов считают, «что достижение устойчивых темпов экономического роста в стране в среднесрочной перспективе будет возможно только при условии проведения решительных структурных реформ через одновременную либерализацию цен и рынков и дальнейшую оптимизацию роли государства в экономике».
Кроме финансовых кредитов, Советом АФК одобрены инвестиционные кредиты по целому ряду проектов. Это и уже упомянутые реконструкция дороги Бишкек–Ош ($60 млн.), и строительство в Армении автодорожного коридора Север–Юг ($150 млн.), и финансирование поставок сельхозтехники в Киргизию ($20 млн.). Последний проект позволит республике, где у 90% сельхозмашин выработан ресурс эксплуатации, а во многих хозяйствах применяется конно-тягловая сила и ручной труд, привлечь в отрасль инвестиции, уменьшить себестоимость агарной продукции и увеличить объем ее производства. По словам И. Финогенова, благодаря механизму субкредитов, выделенные $20млн. успеют обернуться шесть раз, и фермеры реально получат комбайнов и тракторов на $120 млн.
Предварительно согласовано с фондом выделение средств на развитие оросительных систем для сельского хозяйства в Армении ($40 млн.), строительство ($80 млн.) и модернизацию ($75 млн.) объектов гидроэнергетики в Киргизии, а также создание логистической цепи для первичной обработки и поставок киргизской аграрной продукции в страны Евразийского союза ($25 млн.). Для Армении это означает, что около 10% всех пахотных земель будут обеспечены надежным водоснабжением, на 19% снизятся затраты сельхозпроизводства, а рост урожайности позволит увеличить доходы фермеров в несколько раз. Для Киргизии – это легализация экспорта плодоовощной продукции и его прирост на 18 тыс. тонн в год, повышение энергетической безопасности и возможность продажи электроэнергии в соседние страны.
Зачем ЕАЭС понадобился свой фонд?
Если выгоды от деятельности АКФ для стран-бенефициаров понятны, то что, кроме бюджетных расходов, он несет государствам-донорам (России и Казахстану) и всему Евразийскому союзу? Даже в тактическом плане поставки узлов для гидроэнергетики или сельхозмашин, произведенных в странах АКФ, иначе как выгодными долгосрочными вложениями не назовешь. Кредиты на их закупку странам-заемщикам предоставляются на возвратной основе, и просрочек по их выплатам пока нет. К тому же АКФ стабильно приносит прибыль своим участникам, которую премьер-министр России планирует «использовать для финансирования государственных программ в социальной сфере».
На стратегическом уровне все еще интереснее. Поскольку любая экономическая интеграция нацелена на общий рост благосостояния через свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, в укреплении ЕАЭС объективно заинтересованы все его участники. Устойчивость союзов во многом зависит от способности «подтянуть» отстающие страны к уровню лидеров и эффективного распределения факторов производства. Достигнуть этого можно путем выравнивания макроэкономической политики, реализации долгосрочных инвестиционных проектов и передачи технологий от более развитых стран менее развитым. Если этого не удается достигнуть, то любые внешние и внутренние негативные факторы чреваты кризисами для экономик слабых стран и эффектом домино, который в союзе распространяется гораздо быстрее.
Цель фонда – упредить или выровнять дисбалансы в экономиках государств-участников, а не финансировать их. Потому такие региональные механизмы, как АКФ ЕврАзЭС не только помогают странам реализовывать перспективные инвестиционные проекты, но и корректируют их макроэкономическую политику. Если такого механизма нет, то одни участники союза будут жить «не по средствам», а другие – платить за них. Такой взгляд на региональные финансовые структуры еще в декабре 2013 г. презентовал в Южной Корее заместитель председателя правления ЕАБР Сергей Шаталов.
Он уверен, что Антикризисный фонд должен действовать в одном направлении с правительствами стран и глобальными институтами, а не подменять собой их функции. Одна из его главных обязанностей – эффективный надзор за макроэкономической политикой стран-участников союза. Сбор и обмен информацией, обусловленность финансовой помощи и контроль над выполнением рекомендаций экспертов фонда снижают вероятность возникновения кризиса или минимизирует его последствия. Надзор должен быть постоянным и независимым от выделения или не выделения кредитов государству, только в таком случае АКФ может максимально способствовать интеграционным процессам внутри ЕАЭС.