
Грамотная, взвешенная политика нашей страны в годы Великой Отечественной войны способствовала, в частности, тому, что уже в первые военные годы активно развивались взаимовыгодные политико-экономические связи с Ираном и Афганистаном. Причем для нужд фронта использовались мощности оборонной промышленности Ирана. Кроме того, нашей стране оказывалась гуманитарная помощь со стороны упомянутых государств.
Иранская газета «Навиди озоди» («Вестник свободы», Тегеран) 23 февраля 1942 г. отмечала, что «Красной Армии принадлежит исключительная роль в сдерживании фашистского натиска. Как и в защите Ирана и многих других стран от возможного германского вторжения». А по мнению афганской «Анис» («Друг», Кабул) от 25 февраля 1942 г., «Советская армия отметила 24-ю годовщину со времени своего создания в условиях героической борьбы с германской агрессией. Эта борьба показывает, что агрессорам никогда не победить Советский Союз».
За 1941-1945 гг. совокупный объем экспорта из Ирана и Афганистана в СССР возрос более чем вдвое. Причем наиболее быстро иранский и афганский экспорт в СССР стал расти с февраля 1942-го в связи с новыми торговыми контрактами и в целом ввиду укрепления дружественных взаимоотношений нашей страны с Ираном и Афганистаном. До 80-85% общего объема этих поставок приходилось на мясо и мясопродукты, хлопок, вату, шерсть, кожсырье и лекарственные травы. Иранский и афганский экспорт в СССР включал также уголь, цитрусовые, оливковое масло, рыбные изделия, чай, пищевую соль и овощи, включая картофель.
Более того: гражданам Афганистана с декабря 1941 г. разрешили торговать на рынках соседних среднеазиатских республик. Мало кто знает сегодня и о том, что наши пограничники в те годы пропускали многочисленные товарные караваны верблюдов и мулов. Собранные таджиками, туркменами и узбеками Северного Афганистана и Северо-Восточного Ирана, они были безвозмездной помощью соотечественникам в советской Средней Азии.
Кроме того, невоенные грузы из западных стран-союзников в СССР в те годы частично следовали и через афгано-узбекскую и афгано-туркменскую границы. Эти перевозки превысили 10% от общего объема ленд-лизовских невоенных поставок в СССР. Для ввоза западных ленд-лизовских, иранских и афганских товаров использовались также порты Аральского моря, куда эти товары поступали по железным дорогам Туркменистана и Узбекистана.
Нелишне напомнить, что еще 16 августа 1941 г. СССР и Великобритания совместно потребовали от Тегерана принять срочные меры к прекращению подрывной деятельности германских агентов и настаивали на их скорейшей высылке из страны. 25 августа 1941-го Москва направила иранскому правительству новую ноту, в которой обращала внимание на то, что «враждебная Советскому Союзу и Ирану деятельность германских фашистских заговорщических групп на территории Ирана приняла угрожающий характер. Это требует от Советского правительства немедленного проведения в жизнь всех тех мероприятий, которые оно не только вправе, но и обязано принять в целях самозащиты, в точном соответствии со ст. 6 Договора 1921 г.». Если точнее, в соответствии с этим пунктом советско-иранского договора, для устранения опасности, угрожавшей национальным интересам Ирана и СССР, советские войска 26 августа 1941 г. были введены в северный регион Ирана.
Одновременно 25 августа 1941 г. британский посол в Иране вручил иранскому правительству ноту с изложением схожих обстоятельств, побудивших британские власти ввести свои войска (и войска британских доминионов) в южную часть Ирана. И уже 8 сентября 1941 г. в Тегеране было подписано трехстороннее соглашение, основные положения которого отражали причины ввода союзных войск в Иран и согласие с этими мерами со стороны иранских властей. То есть был создан военно-политический блок Иран–СССР–Великобритания, впоследствии закрепленный договором о военном союзе между СССР, Великобританией и Ираном, подписанным 29 января 1942 г. в Тегеране.
Столь же успешную политику Москва и Лондон проводили по аналогичным причинам и в Афганистане. По предварительной договоренности советский и британский послы в Афганистане 11 октября 1941 г. одновременно вручили ноты афганскому правительству. В советской ноте отмечалось, что «Советское правительство, руководствуясь чувством дружбы к афганскому народу и уважения его национальной независимости, выразило в свое время готовность оказывать всемерное содействие дальнейшему процветанию Афганского государства. А также укреплять и развивать экономические отношения между СССР и Афганистаном». Но при этом «развитию советско-афганской дружбы, однако, угрожает подрывная деятельность немецкой и итальянской агентуры на территории Афганистана. Учитывая сложившуюся международную обстановку и основываясь на советско-афганском договоре 1931 года (о дружбе, границе и взаимном ненападении. – Ред.), Советское правительство сочло необходимым рекомендовать афганскому правительству высылку членов немецкой и итальянской колоний из Афганистана и взятие под строгое наблюдение деятельности германской и итальянской миссий в Кабуле».
Уже 16 октября министр иностранных дел Афганистана сообщил послу СССР в Кабуле, что эмир и афганское правительство, «исходя из дружественных отношений, существующих между Афганистаном и СССР, и желая ещё раз показать Советскому правительству, что дружба Афганистана к его соседям и, в частности, к СССР является искренней, решили принять совет правительства СССР и удалить из Афганистана немцев и итальянцев». Что и было осуществлено к началу 1942 г.
Поистине выдающиеся политические успехи СССР и союзников в этих странах позволили наряду с развитием дружественных связей с теми же государствами – заметим, в кратчайший срок – наладить транзитный коридор через Иран и частично через Афганистан для поставок в нашу страну разнообразных грузов по ленд-лизу. То были танки и военная авиация, БТР и боеприпасы, автомобили и оборудование, взрывчатые вещества и авиабензин, керосин и смазочные масла. Не говоря уже о широком ассортименте невоенных ленд-лизовских товаров. Причем по тому же коридору в СССР поставлялись и иранские товары.
19 декабря 1941 г. были изданы приказы Гостаможуправления СССР об открытии новых таможенных постов в гг. Красноводске, Серахсе, Баят–Ходжи (Туркменстан); в Ашхабаде в тот же период было организовано отделение ГТУ. А 13 апреля 1942 г. в Ашхабаде и Мары были организованы таможенные посты для обслуживания самолетов, курсирующих через эти пункты между СССР и Ираном (досмотр и оформление авиатранспорта, грузов и пассажиров). Вдобавок 3 октября 1942-го в ашхабадском отделении ГТУ был организован таможенный пост в г. Кызыл-Арват (северо-западнее Ашхабада) для досмотра/оформления боевых и транспортных самолетов с пассажирами и грузами. Именно через Кызыл-Арват пролегала в военный период основная воздушная трасса между СССР и Ираном.
Упомянутые решения были связаны, прежде всего, с растущими объемами поставок по ленд-лизу через Иран в нашу страну. А также, повторим, с ростом иранского экспорта в СССР. Кстати, именно 29 января 1942 г., т.е. в день подписания договора о военном союзе между СССР, Великобританией и Ираном, британская сторона завершила поставку (в основном из британской Индии) около 1200 грузовых вагонов разных типов и 110 паровозов для Трансиранской железной дороги. То есть для стержневой артерии транзитного коридора в СССР через Иран, называемого иранцами «Пол-е-Пирузи» – «Мост Победы».
Всего по этому коридору в нашу страну поступило до 4,2 млн. тонн различных ленд-лизовских грузов, что составило почти 25% от общего объема поставок в СССР.
Маршруты поставок по ленд-лизу в СССР через Иран
Что же касается использования оборонной промышленности Ирана для советских военных нужд, то 18 сентября 1941 г. ГКО поручил НКИД «немедленно приступить к переговорам с правительством Ирана об использовании иранской военной промышленности». В этой связи обсуждались вопросы получения в Иране для нужд Красной армии около 100 тыс. винтовок, 1500 легких, 1000 тяжелых пулеметов и патронов к ним. Шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви в середине декабря 1941-го объявил о своем принципиальном согласии на передачу СССР примерно трети от объема упомянутой заявки, причем по низким расценкам. Одновременно иранской стороной было предложено СССР всё, что производят иранские военные заводы. Причем шахиншах акцентировал внимание на крупном пулеметном заводе в Тегеране, который находился на стадии строительства. Фундамент завода был уже возведен, оставалось собрать станки и оборудовать предприятие. При двухсменной работе этот завод мог выпускать два тяжелых и шесть легких пулеметов за один день.
Советская сторона предложила завершить строительство этого предприятия, в связи с чем Мохаммед Реза Пехлеви заявил советскому послу в январе 1942 г.: «Нас больше устраивает предложение СССР (британцы предлагали переместить этот завод в граничащий с Ираном Западный регион тогдашней Британской Индии. – Ред.). Так как в этом случае мы сможем подготовить и обучить наши кадры, будем иметь первоклассное предприятие. И, наконец, из Тегерана лучше и быстрее доставлять продукцию завода в СССР, чем из Индии. А если бы речь шла о продаже, то его следовало бы продать СССР».
В начале 1943 г. упомянутый завод стал работать, благодаря его дооснащению советским оборудованием. И до 80% объема его продукции направлялось в СССР. Вдобавок советской стороне в 1942-1943 гг. было передано (безвозмездно и за символическую оплату – в равных пропорциях) почти 60% вооружения и боеприпасов каспийской военной флотилии Ирана.
Редкий снимок: И.В. Сталин и шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви вместе с сопровождающими их лицами во время Тегеранской конференции 1 декабря 1943 г.
Словом, Иран с Афганистаном внесли посильный вклад в обеспечение Победы над фашизмом, как и в экономическое укрепление нашего тыла в военные годы. А всё это стало возможным, повторим, благодаря тщательно выверенной политике нашей страны в отношение соседних, стратегически значимых государств.
____________________
Фото – http://ig-kuv.livejournal.com/16268.html; http://www.pseudology.org/razbory/Land_lease.htm