
Официальная белорусская статистика утверждает, что «экономика Беларуси чувствует себя бодро». Инфляция растет, но готовится пойти вниз, золотовалютные резервы на пике (9.4 млрд долл.), платёжный баланс сведен с плюсом в 174,5 млн долл., внешний долг сократился и составляет 46,28% ВВП. Санкции подтолкнули белорусские банки к отключению от западных финансовых рынков, сокращению внешнего долга и снижению уровня долларизации. Однако высокая внешняя задолженность белорусских банков (4,7 млрд долл.) всё ещё создаёт определённые риски, хотя в целом финансовые итоги достаточно позитивные.
Ставя задачи на текущий год, вновь назначенный премьер-министр РБ Александр Турчин подчеркнул необходимость закончить создание объединённых энергетических рынков, завершить формирование единой промышленной политики, решить вопросы, связанные с унификацией регулирования транспортного рынка. Он отметил, что Россия является стратегическим партнером по всем направлениям сотрудничества, включая внешнеторговые отношения. На РФ приходится более 60% товарного экспорта Белоруссии. При сохранении нынешней динамики к концу года товарооборот России и РБ достигнет рекордных показателей и превысит 60 млрд долл.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, встречаясь 4 апреля с Александром Турчиным, подчеркнул важность отрегулировать цену по поставкам российской нефти. Россия является ключевым партнером Белоруссии в торгово-экономической сфере. За 8 месяцев 2024 года двусторонний товарооборот вырос на 6% практически по всем группам товаров и составил свыше 35 млрд долл. (более 60% всего объема внешней торговли товарами). Россия поставляет нефть, автомобили, железнодорожную технику, оборудование для АЭС, а Белоруссия – одежду, мясо, молочную продукцию, бытовую технику.
Российский бизнес реализует ряд крупных инвестиционных проектов, включая предприятие по производству технического углерода, маслоэкстракционный завод и т. д. Рассматривается проект строительства еще одной АЭС. В 2024 году российские инвесторы вложили около 5 млрд долл., из которых 3,5 млрд долл. составили прямые инвестиции в реальный сектор экономики. Важная роль отводится получению российских кредитов для реализации программ импортозамещения, отсрочки платежей по основному долгу РБ перед РФ. Развивается военно-техническое сотрудничество.
Вторым торгово-экономическим партнером Белоруссии является Китай, который важен для увеличения объема белорусских товаров за рубеж и привлечения иностранных инвестиций. Объём двусторонней торговли в прошлом году составил 8,4 млрд долл., с китайцами обсуждаются 15 новых крупных проектов стоимостью 3 млрд долл. Внешний долг Китаю составляет 3,52 млрд долл. Минск надеется привлечь большую часть китайского капитала через проект индустриального парка «Великий камень», расширяется военно-техническое сотрудничество.
Вместе с тем, как признают в Минске, сотрудничество с Китаем имеет чёткие пределы. Нарастает дисбаланс в торговле: по итогам 2024 года белорусский экспорт в КНР сократился на 30,5%, составив 1,8 млрд долл., а китайский экспорт вырос на 12,8% до 6,6 млрд долл. В первую очередь это объясняется снижением объёмов поставок калийных удобрений. Пекин последовательно предпочитает предоставлять связанные кредиты, а не прямые инвестиции.
Как отмечают западные эксперты, сейчас Минск стремится максимально загрузить страну китайскими проектами и кредитами. Имеются в виду такие проекты, как индустриальный парк «Великий камень», «Белорусская биотехнологическая корпорация», совместное предприятие по сборке автомобилей «БЕЛДЖИ», предприятия микроэлектроники. Однако следует учитывать, что конкурировать с китайцами на их же оборудовании пока придется на одном рынке – российском. При этом Китай не передаёт Минску передовые технологии, оборудование для белорусских предприятий будет стоить дороже, чем для китайских заводов, китайские компании работают в более благоприятных условиях, не сталкиваются с санкциями. Результат очевиден.
Важным направлением торгово-экономического сотрудничества являются страны «дальней дуги» (Азия, Африка, Ближний Восток, Латинская Америка). Администрация президента РБ распределила обязанности по направлениям: политическое, военно-техническое, торгово-экономическое. Политическим занимается президент, его администрация, спецпосланники, экономическим – белорусские посольства в стране пребывания.
Вместе с тем зарубежные партнёры давали понять, что намерены использовать возможности Минска для более широкого межрегионального сотрудничества. Так, во время визита А. Лукашенко в Пакистан в ноябре прошлого года рассматривались вопросы формирования транспортного коридора Белоруссия – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан. В ходе визита в Оман белорусского премьера местное высшее руководство делало акцент на позиционировании себя в качестве посредника между Евразией и Восточной Африкой. Во время визита в январе делегации МИД РБ в Кабул обсуждали масштабные проекты в рамках Евразийского экономического союза.
Именно Лукашенко, заняв пост председателя ЕАЭС, в обращении к главам государств-членов призвал развиваться и выходить на другие рынки, сотрудничать, а не конкурировать. Белорусская сторона имеет полное право в контактах с иностранцами представлять себя как полномочного представителя одного из центров многополярного мира, насчитывающего порядка 190 млн человек, к которому уже примкнули Сербия, Иран, Вьетнам. Планируют сделать это Египет, Индонезия и ОАЭ. В то же время конкретные действия на этом направлении Минску придется согласовывать с другими государствами Союза.
При этом очевидно, что внешнеэкономическая многовекторность неспособна заменить Белоруссии потенциал сотрудничества с Россией.