«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье моё с песком и с илом? За дерзость такову я голову с тебя сорву» – эти строки из бессмертной басни Ивана Крылова точно описывают отношение президента США Дональда Трампа к Европе, которая блеет, словно овечка, уговаривая агрессивного американца отказаться от аннексии Гренландии.
Евросоюз забыл, как силой отобрал у Сербии Косово в 1999 году, как разрушил единую Ливию в 2011 году. Теперь бумеранг возвращается: тот же метод Трамп грозит применить к члену Евросоюза – Дании и наказать пошлинами тех, кому это не нравится.
Формально Вашингтону достаточно увеличить численность американских войск на базе Питтуфик в Гренландии, чтобы захватить остров изнутри. По соглашению с Копенгагеном американцы разместились в Питтуфике (тогда он назывался Туле) в 1951 г. Раньше здесь находились 6 тыс. американских солдат, сегодня – всего 200, но соглашение позволяет Трампу нарастить их численность.
Пребывая в ужасе от планов задорного ковбоя Донни, ЕС поспешил сравнить возможную аннексию Гренландии с воссоединением Крыма с Россией в 2014 году. Такое сравнение нелепо.
Во-первых, Гренландия ранее никогда не входила в состав США. Крым в составе России пробыл дольше, чем в составе Украины.
Во-вторых, датские власти не угрожают гренландцам тюрьмой и смертью за их политические взгляды и не посылают на остров «поезда дружбы», набитые национал-боевиками, как делали в Крыму украинские власти. Автор сих строк видел в 2013 году в Севастополе следы от пребывания таких поездов – столбы на улицах были размалёваны неонацистской символикой. Так Киев учил крымчан любить Украину и Бандеру.
В-третьих, катализатором воссоединения Крыма с Россией стал госпереворот в Киеве, а не присутствие российских войск в Крыму на основании российско-украинского соглашения. Почему-то до госпереворота крымчане, несмотря на многолетнее присутствие российских солдат, референдум не проводили. В Дании госпереворота нет, датские боевики не едут убивать гренландцев. Так что случай Гренландии похож на случай с Крымом, как свинья на коня.
Впрочем, недовольство датским правлением в Гренландии всё-таки есть. Местные жители-эскимосы полагают, что Копенгаген не уделяет достаточно внимания развитию гренландской экономики. Помнят эскимосы и насильственную ассимиляцию, и попытки датчан полностью перехватить управление островом.
Многие воспринимают Данию как тихую миролюбивую страну, но эскимосы, и не только они, знают, что Дания не такова. Прочтите роман исландского писателя Хальдоура Лакснесса (1902-1998 гг.) «Исландский колокол» о периоде датского господства над Исландией. Датчане презирали исландцев и считали их расово неполноценными (не оставляй лошадь возле исландца, иначе у неё появятся блохи, тухлая рыба пахнет приятнее мытого исландца – такие выражения были в ходу среди датчан), практически все официальные должности в Исландии были в руках датчан.
Разговоры о расширении автономии острова вплоть до полного отделения от Дании продолжаются уже давно. В 2009 году датчане пошли на уступки: отдали Нууку право на землепользование, формирование правоохранительной и судебной системы, а также на добычу натуральных ресурсов, кроме урана, но оставили за собой контроль над его внешней политикой и экономикой.
Копенгаген понимает: если Гренландия станет независимой, Дания лишится форпоста у своих арктических ворот (Дания остаётся арктической державой, пока у неё есть Гренландия). Без датских субсидий в гренландский бюджет Нуук вынужден будет искать других экономических партнёров, не исключено, что это будут Китай, Россия и т. д. Учитывая богатые залежи урана на территории острова, полномочия на добычу которого принадлежат Дании, независимая Гренландия может стать объектом внимания для государств, заинтересованных в доступе к этим залежам (только одно месторождение Кванефьелд содержит более 200 тыс. тонн урана).
Аппетиты Трампа на гренландские недра продиктованы содержанием в них запасов молибдена, графита, цинка, угля, нефти, газа. Остров расположен в 1120 км от Полярного круга и 1520 км от Северного полюса. Его вхождение в состав США существенно укрепит стратегическую позицию Вашингтона в вопросах, касающихся Арктики. По объёмам добычи морских ресурсов на душу населения Гренландия занимает одно из первых мест в мире, в рыболовстве занято от 25% до 50% её трудоспособного населения. По старой ковбойской привычке американцы хотят всё это забрать себе.
В гренландском парламенте есть сторонники Трампа – партия «Налерак» во главе с Пеле Бробергом. Броберг обвиняет датчан в милитаризации острова и высказывается за прямые переговоры Нуука с Вашингтоном без посредничества Копенгагена.
В то же время, когда Вашингтон заявляет, что им движет беспокойство за судьбу гренландцев, это ложь. При подписании соглашения с Данией о размещении американской базы в Туле в 1951 году датчане отказались официально признавать эскимосское племя туле отдельным народом. Племя насильно выселили с места традиционного проживания, чтобы отдать территорию под базу. Требовать от датчан соблюдения прав туле Вашингтон тогда не стал, а сейчас, видите ли, озаботился.
Положение Евросоюза в свете претензий Трампа на Гренландию можно охарактеризовать пословицей: «Кто будет кусать кормящую руку, будет целовать пинающий сапог». Ввязавшись в войну с Россией на стороне киевских неонацистов, Евросоюз ввёл санкции против российской экономики, в том числе резко сократил потребление российского газа. Благодаря приемлемым ценам на российское голубое топливо, в свое время росла экономика Германии, Италии, Австрии и др. европейских держав.
Сейчас темпы экономического роста замедлились. Замена российского природного газа американским сжиженным привела к зависимости Европы от поставок из США. Западная пресса признаёт, что под лозунгом освобождения от российской газовой зависимости Европа попала в газовую зависимость от Вашингтона.
В такой позиции Евросоюзу сложно спорить с Трампом без последствий для европейской экономики и обороноспособности. Американский сапог безнаказанно пинает Европу.





