Президент Молдавии М. Санду и её правящая партия PAS настойчиво проводят курс на вступление в Евросоюз, однако выгоды от обретения такого «нового родственника» для Брюсселя весьма сомнительны. Евроинтеграция республики ляжет очередным тяжким бременем на бюджет сообщества. В прошлом году Брюссель уже пообещал Кишиневу почти 2 млрд евро.
Отношение самих жителей Молдавии к евроинтеграции также крайне неоднозначное. На прошедшем в октябре 2024 года референдуме лишь за счет голосов граждан, живущих за рубежом, режиму Санду удалось обеспечить минимальный перевес в пользу сторонников вступления в ЕС. За евроинтеграцию проголосовали 50,46 процентов граждан, против - 49,54. При этом внутри страны евроинтеграцию поддержали лишь около 46 процентов избирателей.
Тем не менее, Брюссель продолжает использовать Молдавию как пример проевропейской стабильности, но при этом игнорирует серьезные проблемы страны в области экономики и верховенства закона, применяет явно политизированный и лишенный объективности подход. Текущая снисходительность Брюсселя явно продиктована геополитическими соображениями.
В Молдавии слабый внутренний рынок, зависимый от импорта, высокий уровень инфляции и коррупции, депопуляция и нулевой рост экономики, что явно не соответствует уровню страны-кандидата в ЕС. Инфраструктура в стране отсталая, отсутствуют крупные промышленные предприятия. Единственным конкурентным сектором является сельское хозяйство. Таким образом, Европа должна инвестировать миллиарды евро в Молдавию только для того, чтобы создать еще одного конкурента на сельскохозяйственном рынке. Первыми пострадавшими будут польские и румынские фермеры, которых уже приходится защищать от украинской продукции.
Еврокомиссар по расширению Марта Кос признала, что страны ЕС в частном порядке гораздо более осторожны в вопросе приема новых членов, чем в публичных заявлениях, и что страны-кандидаты должны будут провести болезненные внутренние реформы. По ее словам, объединение Молдавии и Украины в один пакет было искусственным, и теперь усилия Кишинева сдерживает вето премьер-министра Венгрии Виктором Орбана по украинскому треку.
В качестве выход из этой ситуации Еврокомиссия предлагает установить испытательный срок для стран, вступающих в блок, включая Украину и Молдавию. Такая система будет подразумевать членство с ограниченными правами. Новые члены будут лишены права вето и могут быть исключены из сообщества в случае действий вразрез с общей политикой или «отхода от демократических принципов».
Между тем, внесение по итогам референдума в конституцию РМ положения о приоритете европейского законодательства над национальным подразумевает обязательность решений и директив ЕС для Молдавии, хотя страна еще не вступила в сообщество. Статус «члена второго сорта» будет ограничивать суверенитет в ключевых вопросах, сдерживать политическую маневренность, реально уменьшать вес страны при принятии или блокировке решений, которые могут влиять на ее будущее.
Впрочем, Санду и К° давно для себя все решили. Нынешний молдавский режим стал символом не только процесса евроинтеграции, но и политических репрессий, блокировки СМИ, охоты на оппозиционных лидеров и манипуляций с выборами.





