Кому и почему не нравится новая концепция миграционной политики России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.10.2025 |

Кому и почему не нравится новая концепция миграционной политики России

Новая концепция миграционной политики вызвала критику со стороны целого ряда либерально настроенных экспертов, политиков и СМИ. В результате с подробными разъяснениями того, какую именно миграционную политику в обозримом будущем намерена проводить Россия, пришлось выступить самому президенту.

23 октября Владимир Путин в ходе заседания Совета по реализации государственной демографической и семейной политики, образованного в декабре прошлого года, детально изложил те идеологемы, цели и задачи, которые лежат в ее основе. Произошло это спустя неделю после утверждения им нового варианта концепции государственной миграционной политики на 2026-2030 гг. Поскольку же эта концепция вызвала критику со стороны целого ряда либерально настроенных экспертов, политиков, СМИ, а также тех, кто с этой сферой так или иначе связан, выступление главы государства оказалось своего рода ответом на эту критику. Причем в его выступлении обрисован и тот негативный сценарий развития миграционной ситуации, который новый подход к иммиграции призван предотвратить.

Главное место в выступлении президента было отведено именно миграции, что отнюдь не случайно. Дело в том, что демографические проблемы в виде сокращения трудоспособного населения, дефицита рабочей силы, проблем с выплатой пенсий, пособий, нагрузкой на систему здравоохранения и т. п. возникают не сразу, а по мере старения населения. То есть у общества и государства есть запас времени для того, чтобы к этим проблемам подготовиться и, хотя бы отчасти, их решить. Проблема нехватки рабочей силы по мере роботизации экономики в обозримом будущем вообще может отойти на второй, а то и третий план. Миграция же в отличие от демографии способна изменить общество, его этническую и конфессиональную структуру в короткие сроки, а в случае миграционного кризиса – буквально за несколько лет. Причем изменения эти, как правило, являются уже необратимыми.

Ключевой тезис выступления В. Путина – необходимость противодействия неконтролируемой миграции, которая необратимо меняет европейские общества и уже привела многие из них к состоянию глубокого кризиса. «Разные страны выбирают разные способы ответа на демографический вызов – заявил президент, – вплоть до фактического поощрения неконтролируемой… даже, хаотичной миграции, замещающей коренное население той или иной страны, жертвуя при этом и своей идентичностью, и культурной самобытностью, и, что немаловажно, внутриполитической стабильностью». Вместо этого В. Путин предлагает сделать ставку на поддержку семьи, защиту семейных ценностей и традиций. То есть ответом на демографический вызов должна стать не миграция, а «сбережение и приумножение численности всех коренных народов России», а также поддержка возвращения на Родину «русских и русскоговорящих людей, составляющих государствообразующую основу нашего общества».

Для значительной части российского экспертного сообщества, причем как академического, так и тех, кто занимается более прикладными вещами наподобие журналистики, тезис о том, что повышение рождаемости и репатриация русского и русскоязычного населения составляют «залог нашего будущего, сохранения этнокультурного баланса российского общества, прочности нашего суверенитета» звучит в лучшем случае как ничем не обоснованные надежды. Распространённая в связи с этим схема рассуждений заключается в том, что проблему естественной убыли населения за счет повышения рождаемости в развитых странах никому еще решить не удалось.

По их логике остаются мигранты, но а для иных мигрантов, кроме среднеазиатских, Россия не привлекательна. Хотя примеры заметного повышения рождаемости в развитых странах есть, и они не являются едиными – послевоенный беби-бум в США, Франции, да и заметный рост рождаемости после введения маткапитала в России, который остроту демографического кризиса заметно снизил. Да и приток европейского населения после прошлогоднего указа президента о «ценностной» иммиграции является довольно заметным.

Вообще реакция тех, кто так или иначе связан с миграцией, на появление в середине октября новой концепции миграционной политики весьма примечательна.  Отношение к ней разделило политиков, ученых, экспертов, журналистов и СМИ на два лагеря: те, кто настроен патриотически, концепцию приветствовали, а либерально ориентированные, напротив, с большей или меньшей осторожностью ее критиковали. Проблема заключается в том, что значительная, а то и преобладающая часть отечественного экспертного сообщества, особенно академического, ориентирована на западные подходы к трактовке миграции, которые рассматривают ее в исключительно позитивном ключе, как необходимый элемент развития экономики и решения демографических проблем. Причем в качестве экспертов в СМИ и различных консультативных советах при органах власти нередко выступают именно они.

Такое полярное отношение к новой концепции не случайно. Дело в том, что ее принятие ознаменовало резкий разрыв с прежней линией миграционной политики России, ориентированной на решение социально-экономических проблем путем неограниченного по сути приема мигрантов из безвизовых стран СНГ. Теперь же государство пытается перейти к гораздо более жесткому контролю за миграционными потоками.

Недовольство либерально настроенной части экспертного сообщества вызывают практически все ограничивающие приток иностранцев инструменты, предусмотренные новой концепцией. В их числе – препятствование приезду семей с детьми, организованный набор трудовых мигрантов, а также средства цифрового контроля за их передвижением. Большинство из этих инструментов пока существуют только в теории. Но даже перспектива их разработки и внедрения воспринимается негативно.

Наиболее резкую критику вызывают ограничения на прием в школы детей иностранцев, которые не прошли тесты по русскому языку, а также предусмотренное концепцией ограничение пребывания таких детей и их родителей в России. Однако семейная миграция – это прямой путь к появлению в стране этнических анклавов, которые возникают в том случае, когда мигранты переселяются на постоянное место жительства. Если же их семьи и дети останутся на родине, то и они будут вынуждены туда вернуться после временной работы в РФ. Причем именно семейная миграция создает повышенную нагрузку на социальную инфраструктуру. Дети должны пойти в детсад, школу, затем в вуз и все это время лечиться в больницах и поликлиниках. Именно конфликты между детьми местного населения и мигрантов часто создают напряженную ситуацию в тех населенных пунктах, где их становится слишком много. Наглядный пример – ситуация в Калужской области, где подобные инциденты случались неоднократно.

В качестве аргумента либералами выдвигается тезис о том, что формирование территориальных моноэтнических анклавов или даже многоквартирных домов в России почему-то невозможно или же они по каким-то причинам не складываются. Но при этом академические ученые имеют в виду именно «классические» этнические анклавы в том виде, как они сформировались сегодня в развитых странах Запада или же веками существовали на Востоке – с полным доминированием населения какой-либо одной национальности, этнической экономикой – системой кафе, банков и различных сервисных предприятий, ориентированных на обслуживание этого населения, религиозными учреждениями и т. п.

В России их формирование пока находится в начальной стадии, поэтому полностью моноэтничные или моноконфессиональные районы (к счастью!) пока не сложились. Но тенденции такого рода обозначились уже достаточно четко. Особенно сложной является ситуация в ряде районов Подмосковья, где формирование анклавов в связи с более дешевым жильем идет гораздо быстрее.

Отдельный разговор – связанная с мигрантами экономика, относительно которой сложилась и до сих пор существует масса мифов. Через несколько дней после утверждения концепции российский Forbes выпустил обзор исследования ВШЭ, посвященный вкладу мигрантов в экономику Москвы. Из него следует, что мигранты создают 23-25%, то есть четверть всего столичного ВРП. Но при этом 14-15% из них приходится на внутренних мигрантов, то есть граждан России. А международные мигранты создают всего лишь 7,9% экономики столицы. Причем далеко не все они являются выходцами из Средней Азии. В наибольшей мере от мигрантов зависят строительство (от 15 до 33%), торговля (6–12%), а также некоторые другие отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, гостинцы и общепит (5–14%). То есть подавляющая часть столичного ВРП создается либо жителями самой столицы, либо других регионов РФ, а вклад внешних мигрантов составляет менее 1/12. Получается, что если зависимость экономики от них и есть, то совсем не критическая, как утверждают либеральные эксперты и представители бизнеса.

В заключение следует отметить, что новая концепция миграционной политики, будучи принятой в условиях СВО, носит не временный, а долгосрочный характер. Свидетельство тому – ссылки президента на глубокий миграционный кризис в европейских государствах, повторять опыт которых Россия не хочет. Именно их пример и является лучшим аргументом в пользу ужесточения миграционной политики.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
69
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика