В самый канун нового года, 30 декабря 2025 г., глава российского правительства Михаил Мишустин утвердил план мероприятий в сфере миграционной политики на 2026-2030 гг. Его содержание проливает свет на те изменения, которые ожидают эту сферу в ближайшие годы.
Появление плана стало результатом утверждения президентом России 15 октября прошлого года Концепции государственной миграционной политики на ближайшие пять лет, которая ознаменовала кардинальный поворот в миграционных взаимоотношениях со странами СНГ. Указ предписывает правительству обеспечить реализацию концепции, утвердив до 31 декабря 2025 г. необходимый для этого план мероприятий, а также контролировать его исполнение. Именно федеральное правительство в соответствии с указом обеспечивает проведение единой миграционной политики. Два других высших органа власти – Совет безопасности и МВД отвечают соответственно за координацию действий госорганов, а также выработку и реализацию миграционной политики.
Указ определяет и основные результаты миграционной политики, которые должны быть достигнуты к 2030 г. Их можно разделить на две группы: ограничительные и стимулирующие. К первым из них относится снижение тех видов миграции и их последствий, которые негативно влияют на ситуацию в стране – числа нелегальных мигрантов, уровня преступности и правонарушений иностранцев, незаконно работающих в стране трудовых мигрантов, а также детей иностранцев, которые не учатся. Увеличивать предполагается долю иностранных студентов в российских вузах, число трудовых мигрантов, привлекаемых в рамках оргнабора, а также «ценностных» мигрантов – иностранцев, которые разделяют традиционные российские ценности и переселяются в страну для постоянного проживания.
Среди предусмотренных планом мероприятий можно выделить несколько основных направлений: 1) стимулирование тех видов иммиграции, которые рассматриваются как желательные для России; 2) сокращение объема и усиление контроля над миграционными потоками, которые рассматриваются в качестве реальной или потенциальной угрозы; 3) переход на организованный набор трудовых мигрантов с «безвизовыми» странами СНГ; 4) создание системы социальной и культурной адаптации тех иностранных граждан, которые уже находятся в стране.
Любопытно, что на первом месте в плане оказались меры по стимулированию иммиграции соотечественников и «ценностных» мигрантов. Механизмы их переселения предлагается объединить, для чего МВД до 30 октября 2026 г. должно представить соответствующие предложения. В перспективе 2027-2028 гг. меры поддержки для отдельных категорий переселенцев из числа соотечественников планируется расширить, а представляющим интерес для РФ иностранцам будет предоставлена возможность обращаться с просьбой признать их таковыми через портал госуслуг.
В составе участников программы переселения соотечественников в течение последнего года произошли позитивные изменения, связанные с сокращением постоянной иммиграции из тех стран, где славянского населения почти не осталось. Однако число переселенцев в условиях СВО заметно снизилось, что не позволяет в сколько-нибудь заметной мере компенсировать естественную убыль населения. Между тем мероприятия по увеличению числа переселенцев в плане не предусмотрены.
В сфере усиления контроля над входящими миграционными потоками и сокращения «нежелательных» видов иммиграции первым (и, судя по всему, наиболее важным) мероприятием является подготовка предложений по изменению законодательства, которое позволило бы регионам вводить запреты и ограничения с целью «недопущения формирования этнических анклавов и пространственной сегрегации». Предложения на этот счет МВД, ФСБ и Минэкономразвития должны представить до 1 июля 2026 г. Столь краткий срок, отведенный на их разработку, говорит о том, что угрозу образования этнических анклавов в России власти оценивают как вполне реальную. В научной литературе выделяются до шести мест «резидентной концентрации мигрантов» в Подмосковье, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске, где их удельный вес среди местного значительно превышает средние показатели. Причем далеко не факт, что все такие места исследователям известны.
Помимо этого, до 1 сентября 2026 г. планируется обязать вузы в электронной форме уведомлять МВД о прибывших для обучения иностранных студентах и вообще совершенствовать методы контроля над их пребыванием в стране. Основной упор в плане усиления контроля над миграционными потоками планируется сделать на цифровые инструменты. До 15 октября должны быть подведены промежуточные итоги эксперимента по контролю пребывания иностранцев в столичном регионе с помощью мобильного приложения «Амина».
До 1 декабря планируется оценить результаты другого эксперимента – по созданию «Цифрового профиля иностранного гражданина». На первом этапе (1 декабря 2024 – 30 июня 2025 г.) в столичных аэропортах и автомобильном пункте пропуска Маштаково в Оренбургской области осуществлялся сбор биометрических данных иностранцев. На втором этапе (30 июня 2025 – 30 июня 2026 г.) въезжающие в РФ граждане безвизовых стран СНГ (кроме Белоруссии) должны предварительно регистрироваться с помощью мобильного приложения на портале госуслуг. В дальнейшем это позволит отказаться от заполнения миграционных карт.
Отдельным пунктом прописана выработка подходов к работе с детьми иностранных граждан, не посещающих учебные заведения. Определиться с ними необходимо до 31 марта 2027 г. Вопрос этот стал особенно острым после того, как весной прошлого года выяснилось, что из числа детей, на которых были поданы заявления для приема в школы, попасть туда смог лишь каждый десятый. А экзамены сдала лишь половина из допущенных к ним детей. Впоследствии оказалось, что экзамены не смогли сдать и некоторые русские дети, переехавшие в Россию с родителями из ближнего зарубежья. В то же время именно семейная миграция и является наиболее очевидной причиной формирования этнических анклавов. К тому же переезд не трудовых мигрантов, а семей с детьми означает, что вместо рабочей силы, дефицитом которой трудовая миграция обычно и объясняется, Россия получает дополнительную бюджетную нагрузку в виде расходов на лечение и обучение детей.
Целый раздел плана посвящен проведению эксперимента по переходу на организованный набор мигрантов в странах СНГ, который должен заменить их свободный въезд в Россию с целью поиска работы на месте. Проекты федеральных законов, обеспечивающих проведение этого эксперимента, следует подготовить к 15 мая, а 1 декабря должна быть готова информационная система и мобильное приложение для мигрантов. Сам эксперимент пройдет с 1 января 2027 г. по 31 декабря 2029 г. и затронет все регионы страны, за исключением Москвы и Московской области. Нанимающие мигрантов предприятия и предприниматели будут включены в реестр работодателей, а сами мигранты – в реестр иностранных работников. Другие способы трудоустройства иностранцев на период проведения эксперимента будут исключены. По итогам эксперимента к 30 октября 2030 г. МВД и Минтруд должны представить окончательные предложения по внесению изменений в законодательство.
Самый проблемный раздел плана – создание условий для адаптации иностранцев к жизни в России, за которую отвечает Федеральное агентство по делам национальностей. Попытки создать такую систему предпринимаются давно, однако заметных результатов пока не достигнуто, поскольку заниматься адаптацией мигрантов после их прибытия в страну во многом уже поздно. Планом предусмотрена реализация в отдельных регионах РФ пилотного проекта по созданию инфраструктуры для социальной и культурной адаптации иностранцев. В качестве первой отчетной даты указано 1 марта 2026 г. Помимо создания инфраструктуры, к 10 июля планируется реализовать в регионах с участием гражданского общества и работодателей адаптационный курс для иностранцев, а к 20 июля провести информационную кампанию по доведению до мигрантов сведений об условиях жизни в РФ.
Значительная часть предусмотренных планом мероприятий должна быть осуществлена уже в текущем году. Поэтому итоги его реализации можно будет оценить довольно скоро. Вместе с тем сложные проекты, такие как перевод трудовой миграции из безвизовых стран СНГ на систему оргнабора, требуют гораздо более длительного времени, и их результаты можно будет оценить лишь в долгосрочной перспективе.





