Астана наводит порядок в управлении водными ресурсами - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.06.2025 |

Астана наводит порядок в управлении водными ресурсами

Казахстан не первый год испытывает недостаток воды, из-за чего вынужден вести политику сохранения и пополнения водоёмов. С другой стороны, ряд регионов каждую весну сталкиваются с угрозой паводков.

Для сбалансированного управления жизненно важным сектором водообеспечения власти продолжают разработку Национальной информационной системы водных ресурсов. В конце прошлого года анонсирован запуск этой масштабной программы, которая усилит мониторинг состояния водоемов в реальном времени и позволит точнее прогнозировать паводки и засухи. К выполнению этой задачи привлечено Министерство водных ресурсов и ирригации РК.

В первых числах июня директор Департамента цифровизации МВРИ республики Мейргуль Куандыкова заявила, что проект разрабатывают за счет гранта Евразийского банка развития. Чиновница подчеркнула важность внедрения системы, которая «позволит повысить точность прогнозов водного баланса, обеспечить эффективное управление водными ресурсами, а также повысить эффективность эксплуатации гидротехнических сооружений и ирригационной инфраструктуры».

К настоящему моменту в пилотном формате успешно реализуются четыре модуля: «Администрирование», «Водопользование», «Трансграничные воды» и «Картография». При помощи модуля «Администрирование» осуществляют централизованное управление системой, координацию пользователей, настройку функциональных компонентов, контроль доступа и информационную безопасность. На модуль «Водопользование» возложен ежедневный сбор и обработка данных с 86 водохранилищ республики. Надзор позволяет быстро мониторить состояние водных ресурсов и вовремя принимать необходимые меры.

Третий модуль «Трансграничные воды» соединяет на себе данные с 43 гидропостов «Казгидромета», дополнительно он получает информацию из региональных источников по поводу расходования воды на межгосударственных каналах и режимов работы водохранилищ. С его помощью выполняется комплексный подход к управлению водными ресурсами в бассейнах трансграничных рек.

Самым наглядным модулем является «Картография». С его помощью можно визуально наблюдать данные по более 250 гидротехническим сооружениям, рекам и озерам Есильского и Жайык-Каспийского бассейнов, а также получать показания с 334 гидропостов. Разработчики смогли реализовать алгоритмы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования водных расходов, температуры, осадков и таяния снегов.

С весны прошлого года по распоряжению президента Касым-Жомарта Токаева проводят оцифровку 3,5 тыс. км оросительных сетей. Например, в Кызылординской области реконструируют водозаборные станции и устанавливают автоматизированную систему учета воды на пяти каналах: Новошиелинский, О-2, Келинтобе, Айтек и Сунаката. Указывается, что в области Жетісу, Туркестанской и Жамбылской областях с 2024 по 2026 год автоматизируют 16 оросительных каналов. В дальнейшем на них планируют потратить за период с 2026 по 2027 год средства Исламского банка развития. Автоматизация каналов позволит обеспечить качественный и точный учет воды.

Как задействовать Водный кодекс для спасения от засухи

9 апреля нынешнего года был принят новый Водный кодекс страны. Кодекс направлен на снижение дефицита водных ресурсов, в нём учтены вызовы изменения климата, а также политика приграничных государств, вместе с которыми Казахстан управляет общими водными ресурсами.

Ведущий эксперт Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии Куралай Яхияева считает стратегически важным значение нового Водного кодекса. Самыми важными статьями специалист считает те, которые касаются «водной безопасности Казахстана, адаптации водного сектора экономики к изменению климата, а также экологического стока».

Учитывая, что 44% объёмов всей пресной воды Казахстан получает от соседей – Киргизии, Узбекистана, Китая и России, отрадно, что наконец-то в национальном законодательстве появилось понятие «водная безопасность». Обеспечение таковой является залогом устойчивого развития страны.

«Ритм Евразии» уже не первый год освещает проблему паводков в регионах РК. Специалисты уверены: происходит подтопление в связи с тем, что при обновлении генпланов городов и сёл сперва нужно анализировать наличие водных ресурсов, учитывать их гидрографическую сеть. Эксперт Яхияева полагает, что «основной причиной затопления населённых пунктов в стране становится строительство жилых массивов в путях формирования стока, несоблюдение границ водоохранных зон и полос».

Свои проблемы возникают и при застройке в засушливых регионах. Для полноценного обеспечения населения питьевой водой ещё на стадии проектирования кварталов и микрорайонов городов необходимо сразу учитывать систему водоснабжения и водоотведения. Это должно происходить параллельно на всех этапах застройки и расширения населённых пунктов. Городские и сельские системы, аграрные и промышленные зоны должны обеспечиваться водой в полном объёме, иначе засуха влечет за собой сопутствующие бедствия в виде распространения саранчи, неурожая, пересыхания природных водоёмов.

Ответственность повышается

Власти на уровне законодательства ужесточают ответственность за нарушения в водной сфере. С недавнего времени бассейновые инспекции министерства выполняют не только функции государственного контроля, но и надзирают за соблюдением требований по охране водных объектов, ведут борьбу с их самовольным использованием, обеспечивают выполнение правил эксплуатации гидротехнических сооружений.

Как полагают специалисты, создание Министерства водных ресурсов и ирригации РК можно только приветствовать. Системной проблемой остаётся то, что в Казахстане структура министерств сводится к комитетам, что значительно усиливает бюрократию. Вместо конструирования подобных надстроек, по словам экспертов, необходимо усилить структуру нижнего уровня на местах. Чтобы сотрудники первичного звена выполняли свою работу добросовестно, они должны быть обеспечены техникой передвижения по объектам, а также жильём и достойной оплатой труда.

Что такое водный стресс?

Этот термин описывает забор пресной воды из всех источников в процентном отношении к уровню годового речного стока. Хотя пресная вода берётся не только из рек, но также и из озёр, водохранилищ, за счёт опреснения морских вод, из подземных горизонтов, шахт, рудников. Просто реки – это основной источник. По статистике, в Казахстане 85% всей пресной воды забирают именно из рек.

Республика испытывает высокий водный стресс, когда расход доступных ей запасов превышает 40%. Именно такой забор речных ресурсов позволяет источникам восстанавливаться естественным путем, а экосистемам избежать исчезновения. Возникает такое процентное значение и когда спрос на воду превышает предложение. Если власти РК забирают в оборот более 80% ресурсов, то возникает ситуация водного дефицита или водного кризиса.

Спрос на воду – это забор воды, предложения воды – доступные ресурсы пресных вод. Дефицит возникает, когда спрос превышает предложение.

По данным Института географии и водной безопасности, водный стресс в Казахстане равен 24% – из 102,3 куб. км используется 25 куб. км. Однако не везде картина равномерная. По данным специалистов, повышенная нагрузка на речной сток имеется в Арало-Сырдарьинском и Шу-Таласском бассейнах, здесь изымают 57% запасов пресных вод. Хуже дело обстоит только в Нура-Сарысуском бассейне, где водный стресс достигает 88%.

Сухой остаток водных проблем

Отметим, что сложности с водой в трех водохозяйственных бассейнах не означает трудностей с отсутствием воды у многомиллионного населения здешних регионов. В этих шести регионах, согласно данным Бюро национальной статистики РК, которые относятся к Арало-Сырдарьинскому, Шу-Таласскому и Нура-Сарысусскому бассейнам, проживают свыше семи миллионов человек, все они обеспечены водой. В расчеты включены Туркестанская, Кызылординская, Жамбылская, Карагандинская, Улытауская области, а также город Чимкент (Шымкент).

После изучения ситуации получается, что от дефицита воды страдают, прежде всего, отрасли экономики, потребляющие воду в больших количествах. «С явным дефицитом воды в Казахстане сталкиваются фермеры, выращивающие влагоемкие культуры, и то сезонно. Они ощущают кратковременную нехватку влаги (от 10 до 20 дней) в июле и августе, когда проходит пик полива» – с таким комментарием выступила уже известная Куралай Яхияева.

На промышленность Казахстана приходится 24% водозабора. Указанные Карагандинская и Улытауская области, входящие в Нура-Сарысуский бассейн, являются именно промышленными регионами. Коммунально-бытовой сектор потребляет лишь 4% изымаемых водных запасов.

В заключение отметим, что цифровизация водного сектора должна подстегнуть реагирование на экстренные ситуации и повысить прозрачность управления, создавая условия для устойчивого использования водных запасов. Будем надеяться, что так оно и будет в итоге.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
802
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика