
На рынке мясной продукции России–ЕАЭС к середине текущего года усиливаются позиции дальнезарубежных поставщиков. Максимально это проявляется на российском рынке, где сокращается присутствие мясопродукции из других стран союза. Последнее связано – в масштабе союза – и с низким уровнем внутрисоюзной кооперации в этой отрасли.
Означенные тенденции особенно проявляются в сегменте говядины. Импорт говядины и ее субпродуктов в РФ в 2024 году увеличился на 15% и составил 311 тыс. тонн. При этом доля импортной продукции на российском рынке достигла, по официальным данным, 16% против 14% в 2023-м. Основными поставщиками замороженной говядины и субпродуктов в Россию стали Бразилия, Парагвай и Аргентина – свыше 40% с преобладающей долей Бразилии. С учетом реэкспорта через эти страны говядины и ее производных из Уругвая, Коста-Рики, Колумбии доля импорта южноамериканской продукции фактически превышает половину в общем ее импорте. Страны ЕАЭС увеличили поставки на 20% - до 116 тыс. тонн: ключевым экспортером среди них остается Белоруссия (свыше 65% в указанном объёме).
Аналогичные тенденции с большей активностью дальнезарубежного импорта проявляются в первом полугодии с. г. Эксперты озвучивают в основном схожие причины сложившейся ситуации. Гендиректор Национального союза производителей говядины (РФ) Роман Костюк отмечает, что «отрасль мясного скотоводства в России переживает период затяжной стагнации в последние 7 лет, что предопределяет растущую долю импорта». В «Мираторге» указывают еще и на недостаток доступных долгосрочных кредитов в отрасли и слабую защиту российского рынка от дешевого импорта, особенно из Южной Америки и Индии. Последнее не в последнюю очередь связано с действующим свыше пяти лет режимом параллельного импорта, осуществляемого по упрощенным таможенным процедурам, в основном по заниженным ценам и без обязательного указания страны происхождения поставляемых товаров.
В то же время растет российский экспорт говядины и ее субпродуктов - с 2024/25 гг. главным образом в Саудовскую Аравию, Китай и Узбекистан. С 2022 по 2024 г. эти поставки возросли с 31,8 тыс. до 36,2 тыс. тонн. В текущем году экспорт такой продукции ожидается в 39-40 тыс. тонн.
С учетом упомянутых пропорций (точнее – диспропорций) аналитики отмечают разбалансированность российского рынка данной продукции, что обусловлено в том числе отсутствием комплексных долгосрочных программ мясной и мясоперерабатывающей кооперации в рамках ЕАЭС. Подтверждает означенную ситуацию и то, что, как сообщается (30 ноября 2024 г.), российские производители готовой мясной продукции «обеспокоены нехваткой сырья. Они обратились к властям с просьбой смягчить условия (фитосанитарного-ветеринарного контроля. - Ред.) импорта замороженной говядины и, тем самым, стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Вопрос внесен в повестку Евразийской экономической комиссии». Вдобавок в Минсельхозе РФ «готовы обсудить повышение размера квот импорта не только говядины, но также курицы и свинины, если представители соответствующих отраслей заинтересованы в этом».
Поясним: Россия–ЕАЭС квотируют импорт мяса с 2003 года: в рамках квоты действует нулевая ввозная пошлина, а при превышении квоты ставка ввозной пошлины составляет 65%. Из общего объема ввоза в ЕАЭС квотируемой говядины свыше 80% приходится на РФ.
На 2025 г. была сохранена квота предыдущего года: ее объем по свежей и охлажденной говядине остается сравнительно небольшой – 40 тыс. тонн, из них 29 тыс. тонн предусмотрены для Европейского союза и 11 тыс. тонн - для других стран. То есть поставки из ЕС допускаются: в основном это реэкспорт (например, через другие страны ЕАЭС) и параллельный импорт.
Импорт говядины и ее субпродуктов в РФ (% к объему рынка), 2024 г.
|
Без учета реэкспорта в РФ |
С учетом реэкспорта в РФ |
Из стран, не входящих в ЕАЭС |
21,8 |
23,5 |
Из других стран ЕАЭС |
12,9 |
14,8 |
Ист.: «Мясной эксперт»; FAO UN
А для замороженного мяса крупного рогатого скота сохранена максимальная квота - в 530 тыс. тонн: из них по 60 тыс. тонн предполагается для ЕС и США, 3 тыс. тонны для Коста-Рики и 407 тыс. тонн для других стран. В числе последних - Индия, Китай, Пакистан, страны Южной Америки. Столь высокая квота по замороженной продукции тоже подтверждает сложную ситуацию с уровнем самообеспечения РФ по говядине и ее производным. Это подтверждается и тем, что Национальная мясная ассоциация РФ во второй половине марта с.г. обратилась к министру сельского хозяйства Оксане Лут с просьбой отменить тарифные квоты на беспошлинный импорт говядины, считая эти квоты недостаточными.
Предложено перейти к единой пошлине в РФ–ЕАЭС в 27,5%. Иначе производство говядины в стране будет и дальше падать, а цены - расти, поскольку достаточной господдержки отрасль не получает. То есть предполагается, что выручка от такой пошлины будет использоваться для российского производства этих продуктов. Такая инициатива связана с тем, что «последние 10 лет производство мяса КРС пребывает в затяжной стагнации на фоне ускоряющегося снижения поголовья как в личных подсобных хозяйствах, так и в сельхозорганизациях». Отметим, что окончательного решения по этим предложениям пока не принято.
Те же тренды вкупе с недостаточными темпами мясной кооперации отмечались еще в середине мая 2024 г. на круглом столе НИУ ВШЭ «Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли - 2024». Так, по мнению замдиректора департамента агропромышленной политики Айны Кусаиновой, «востребованы меры по укреплению продовольственной независимости. Сейчас ее общий уровень достаточно высок, но есть сферы, где государства ЕАЭС зависимы (до сих пор зависимы - Ред.) от иностранных поставок: семенной материал, племенной скот, отдельные виды сельхозтехники».
В свою очередь, директор НИИ центра «Амберд» Армянского экономического госуниверситета Давид Ахвердян отметил, что «Россия удовлетворяет потребности внутреннего рынка по большинству продуктов, кроме говядины и отдельных видов овощей и фруктов. При этом страны ЕАЭС пока недостаточно используют потенциал взаимных поставок этих товаров». Хотя рост аграрного сектора в ЕАЭС «повышает продовольственную безопасность, но ее уровень по части продуктов остается проблемным».
В то же время пока не проявляется значимых кооперационных проектов в ЕАЭС в производстве говядины и продуктов ее переработки. И, похоже, главный акцент в этой сфере пока сделан на дополнительных мерах в секторе импорта. А именно: Совет ЕЭК с 2025 г. предоставил нулевую пошлину «в отношении ввоза отдельных видов мяса КРС, предназначенного для производства мясной продукции». Имеется в виду ввоз в 2025-м такой продукции в Армению в объеме 9 тыс. тонн, Белоруссию - до 7,5 тыс. тонн, Киргизстан - до 2,5 тыс. тонн, РФ - до 100 тыс. тонн.
Как пояснил Андрей Слепнев, министр ЕЭК по торговле, данное решение «направлено на восполнение дефицита мясосырья на внутреннем рынке ЕАЭС, а также на сдерживание роста цен на готовую продукцию». Причем «такое мясосырье не относится к высококачественной говядине» (?!- Ред.). А в целом в той же информации ЕЭК указывается, что дефицит рассматриваемого мясосырья в странах союза компенсируется в основном за счет поставок из стран Латинской Америки и Индии.