Астрахань – Баку: расширение сотрудничества во имя развития МТК «Север – Юг» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.11.2024 |

Астрахань – Баку: расширение сотрудничества во имя развития МТК «Север – Юг»

Глобальные экономические и политические изменения  на евразийском пространстве, ставшие следствием многолетней политики Запада в отношении России, оказали решающее влияние на процесс торговли между странами континента. В сложившейся обстановке многие государства были вынуждены  активизировать деятельность по модернизации традиционных и созданию новых транспортно-логистических маршрутов. Активно в эту работу включились и российские регионы, в том числе и  Астраханская область, власти которой задались целью превратить её в важнейший транспортный хаб на пути следования грузов по международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг».

Следует отметить, что Астраханская область находится в весьма выгодном географическом положении – на пересечение МТК «Север – Юг» и северной части китайской инициативы «Один пояс, один путь». За последние годы товаропоток через этот российский регион значительно возрос, в том числе и за счет активной работы местного руководства по модернизации портовых мощностей и созданию здесь свободных экономических зон. Так, в 2023 году суммарный грузооборот астраханских портов «Астрахань» и «Оля» достиг 4,5 млн тонн, став рекордным за последние десять лет.

Несмотря на то что основная часть товаропотока через Астраханскую область нацелена на Иран и далее в страны Персидского залива, в последнее время власти региона стали все больше задумываться над расширением связей с Азербайджаном, который видится им не только партнером в сфере транспортной логистики, но и конечным покупателем российской продукции.

Сотрудничество Астраханской области с Азербайджаном носит важный характер как в области транзита грузов по МТК «Север – Юг», так и с точки зрения развития внешней торговли не только самого региона, но и России в целом. Этому в том числе способствуют функционирующие в Астрахани и Баку деловые центры, которые организуют встречи деловых кругов, проводят различные выставки, конференции и пр. Причем развитие деловой активности между сторонами уже приносят свои результаты: Астраханская область в последние годы значительно нарастила поставки своей продукции на азербайджанский рынок, начиная от продуктов питания (в 2023 г. в Азербайджан впервые были отправлены 1,2 тыс. тонн астраханского картофеля) и заканчивая минеральным топливом. Однако наиболее перспективным направлением двустороннего сотрудничества сегодня по-прежнему остается сфера транспортной логистики.

На сегодняшний день в Астраханской области видят наибольшие перспективы в сотрудничестве с Азербайджаном в рамках МТК «Север – Юг». В связи с тем что регион находится сразу на двух ответвлениях данного международного транспортного коридора – Транскаспийском и Западном (связывает Астрахань с Азербайджаном, а затем и с Ираном) – через него уже проходят грузы из стран Центральной Азии, Ближнего Востока и Индии. Потому неудивительно, что астраханские власти делают все возможное, чтобы превратить свою область в один из основных транспортно-логистических хабов в регионе. Для этого не только ведется работа по модернизации всей транспортной инфраструктуры, но и расширяются отношения с Баку в самых различных направлениях.

Например, в мае 2024 года была подписана программа по развитию сотрудничества между российским регионом и правительством Азербайджана на 2024-2026 годы. Она предполагает совместную работу по развитию грузоперевозок через астраханские логистические хабы, а также участие во взаимных бизнес-миссиях, выставках, культурных, образовательных и даже спортивных мероприятиях.

В настоящее время на территории российского региона уже действует грузовой хаб, обслуживающий товаропоток из Азербайджана, Турции, Ирана, Пакистана и Индии. Он проходит через железнодорожную линию Астара (Иран) – Баку (Азербайджан) – Астрахань (Россия), по которой ежегодно перевозится около 100 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции. В 2024 году стало известно, что на данной линии Азербайджан рассматривает возможность запуска контейнерного поезда с использованием инфраструктуры астраханского терминала.

Причем стоит заметить, что такой проект не новинка. Еще в мае этого года правительство Ульяновской области распространило сообщение о том, что планируют начать поставки товаров через Баку в Астару, а также транзитные отправления в Ирак, Афганистан и другие страны. Уже в августе был утвержден маршрут прямого грузового блок-поезда Ульяновск – Баку – Астара, который будет перевозить продукцию аграрно-промышленного комплекса и деревообработки, а также промтовары в рамках более масштабного логистического проекта «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив». По этому коридору будет транспортироваться до 200 тыс. тонн экспортно-импортных грузов в год, а первый поезд должен отправиться в путь в самое ближайшее время.

       

Таким образом, очевидно, что запуск контейнерных поездов между РФ и Азербайджаном является важным вопросом не только одного региона. Особенно если учитывать, что стороны намерены резко увеличить объем грузоперевозок между странами с сегодняшних 4-4,5 млн тонн, и Астраханская область может сыграть в этом одну из важнейших ролей.

Необходимо напомнить, что одной из основ для запуска контейнерного поезда по маршруту Астрахань – Баку – Астара является наличие в Астраханской области крупного железнодорожного логистического хаба на станции Кутум, который уже успешно работает с рефрижераторными вагонами на перевозках в направлении Ирана, Турции и Индии. Нынешний потенциал этого транспортного узла – около 1 млн тонн грузов в год, что не является его пределом. Причем, как считают эксперты, проект нового контейнерного поезда, по сути, может стать заменой планов по запуску парома между Астраханской областью и Баку, так как из-за ряда проблем последний так и не был реализован. Более того, по этому маршруту будет выгодно перевозить импортные товары не только в саму Астраханскую область, но и в другие регионы России, что в перспективе повысит его популярность и привлечет новых партнеров.

Вместе с тем в проекте контейнерного поезда по маршруту Астрахань – Баку – Астара на сегодня есть ряд нерешенных вопросов. Главный из них – это обратная его загрузка. Если с товарами, которые будут идти в направлении Азербайджана, ситуация вполне ясна, то риск того, что назад вагоны будут идти незаполненными, крайне высок. Это связано в том числе с тем, что из-за санкций против Ирана некоторая продукция, например полимеры, руда, тяжелое оборудование и пр., не пропускается Азербайджаном, что уже приводит к тому, что около 90% всех вагонов возвращается на север пустыми. Поэтому при разработке проекта нового контейнерного поезда стороны вынуждены искать решение данного вопроса.

Для этого, в частности, ведутся переговоры со странами Персидского залива, Африки, а также Индией и другими азиатскими поставщиками товаров для обеспечения обратной загрузки на поставках в северном направлении. В случае успешного решения данной проблемы за счет привлечения к проекту новых партнеров и пользователей транспортного маршрута есть большая вероятность того, что его масштабы выйдут за рамки одного региона.

В целом же проект контейнерного поезда Астрахань – Баку – Астара в случае его запуска, несомненно, будет способствовать оптимизации логистических процессов и увеличению объемов грузоперевозок в регионе. Ожидается, что новый маршрут не только позволит сократить время доставки грузов, но и создаст новые условия для развития регионального бизнеса, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению экономики Азербайджана и Астраханской области, а с ней и России в целом.

Помимо этого, данный проект может стать еще одним инструментом для преодоления нынешних антироссийских санкций, благотворно влияя и на политические отношения РФ со странами Евразийского континента.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
692
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика