Антимигрантские беспорядки в Британии – хороший урок для России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.09.2024 |

Антимигрантские беспорядки в Британии – хороший урок для России

Массовые антимигрантские выступления в Великобритании являются симптомом миграционного кризиса и служат хорошим уроком для России. При неконтролируемой миграции из азиатских стран СНГ события могут пойти по тому же самому пути.

29 июля в пригороде Ливерпуля Саутпорте произошел криминальный инцидент, который и стал поводом для самых массовых за последние годы антимигрантских протестов в Британии. В этот день 17-летний Аксель Рудакубана, который, как выяснилось позднее, был выходцем из Руанды, откуда его семья бежала в Британию, спасаясь от геноцида, напал с ножом на участников детского танцевального мастер-класса, посвященного творчеству американской поп-певицы Тейлор Свифт. В результате были убиты три девочки в возрасте шести, семи и девяти лет, а также ранены еще восемь детей, преподаватель йоги и один из работников учреждения. Нападавший был задержан и доставлен в полицейский участок. Однако снизить накал массового возмущения в британском обществе его арест уже не помог.

На следующий день в Саутпорте начались антимигрантские протесты, которые быстро переросли в массовые беспорядки. По данным британских СМИ, в них приняли участие несколько сотен человек, которые выкрикивали лозунги в поддержку выступающей против исламизма и исламского экстремизма «Английской лиги обороны», основатель которой Томми Робинсон накануне покинул страну из-за судебного преследования. Протестующее забросали камнями местную мечеть и подожгли полицейский фургон, атаковав полицию бутылками и петардами. Всего в ходе беспорядков в Саутпорте пострадали 22 полицейских, из которых по информации полиции графства Мерсисайд многие получили серьезные травмы. Со стороны протестующих в беспорядках, по разным оценкам, участвовало около 200 человек.

31 июля протесты перекинулись на Лондон, где было задержано более 100 человек, организовавших беспорядки у ворот резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит, и город Хартлпул. Вечером 2 августа протестная акция с участием нескольких сотен протестующих прошла в Сандерленде. Беспорядки переросли в столкновения с полицией, которая использовала слезоточивый газ. В здании центрального отделения полиции города произошёл пожар. В ходе беспорядков пострадали около 40 полицейских, были задержаны 10 человек, четверо сотрудников правоохранительных органов госпитализированы.

В выходные, которые пришлись на 3-4 августа, беспорядки усилились. Начались нападения на мечети и мародерство, в котором участвовали обе противоборствующие стороны. В Манчестере, как сообщает The Economist, протесты 3 августа были организованы при помощи социальных сетей X, WhatsApp и Telegram. При этом против около 150 демонстрантов, выступающих против иммиграции, выступили примерно 350 «контрпротестующих» – британских левых и мусульман. В Ливерпуле протестующие против иммиграции атаковали полицейских, разделяющих их с оппонентами. Некоторые из протестующих бросали в полицию бутылки, кирпичи и стулья. В этот же день акции протеста прошли в Блэкберне, Блэкпуле, Бристоле, Халле, Ноттингеме, Престоне и Сток-он-Тренте. По информации The Times, в воскресенье сотни людей пытались поджечь отель в Ротерхэме, где проживали мигранты, были сожжены детская библиотека в Ливерпуле и гражданский консультационный центр в Сандерленде.

4 августа премьер-министр Кир Стармер обвинил в беспорядках «ультраправых», пригрозив им ответственностью. «Я гарантирую, что вы пожалеете, что принимали участие в этих беспорядках, как те, кто участвует в них напрямую, так и те, кто подогревает ситуацию в интернете...» – заявил он, назвав беспорядки «организованным жестоким бандитизмом». В тот же день глава МВД Иветт Купер сообщила о выделении дополнительной защиты для мечетей. На эти цели через специальную программу защиты и безопасности мечетей правительство выделило в этом году 29,4 млн фунтов (38 млн долл.). Кроме того, И. Купер написала в The Times, что те, кто разжигает ненависть в социальных сетях, понесут ту же ответственность, что и участники беспорядков.

Заявления премьер-министра и главы МВД, которые явно не знали, что им предпринять в этой ситуации, отражали общую растерянность – столь масштабные беспорядки на антииммигрантской почве в Британии произошли впервые, и готового плана действий на этот случай власти попросту не имели.

По данным The Times, опубликованным 5 августа со ссылкой на Национальный совет начальников полиции, за неделю беспорядков было произведено 378 арестов. Причем британские силовики ожидали увеличения этой цифры, в связи с чем планировали привлечь для охраны общественного порядка дополнительные силы. Парадокс в том, что полиция в ходе этого противостояния однозначно выступает на стороне не коренного населения, а мигрантов. Фактически государство заняло сторону национальных диаспор, подавляя протесты недовольного их растущим демографическим присутствием в стране коренного населения, которое в крупных городах уже становится этническим меньшинством. Как следствие, полицейские также рассматриваются протестующими как враги.

На фоне беспорядков, которые для большинства оказались совершенно неожиданными, появились прогнозы об их перерастании в гражданскую войну. Первым такой прогноз выдвинул американский предприниматель Илон Маск, который под одним из видео с акции протеста в социальной сети X написал: «Гражданская война неизбежна». Профессор Брэд Эванс, глава кафедры политического насилия и эстетики в Университете Бата, опубликовал в издании UnHerd статью под названием «Неужели Британию ждет гражданская война?», в которой, всячески осуждая протестующих, подчеркнул, что в основе их действий лежит «четко определенная этнонационалистическая идеология», способная разжечь этнический конфликт. Отчасти его пока сдерживает то, что британское общество, в отличие, скажем, от американского, в целом не вооружено, но такая ситуация может довольно быстро измениться.

       

В поисках виноватых в беспорядках британские власти обвинили всех, кого только можно: «ультраправых», социальные сети и даже… Россию. Так, The Telegraph утверждал, что волну дезинформации, вызвавшую антимигрантские беспорядки, запустил сайт Channel3 Now, якобы связанный с Россией. В реальности же Британия столкнулась с последствиями миграционного кризиса, который нарастал в королевстве на протяжении последних 30 лет и вызвал этнокультурный раскол общества. Его ярким индикатором стала последняя перепись 2021 г., зафиксировавшая резкое сокращение доли белых британцев и рост «цветного» населения в крупных городах.

По данным переписи, белое коренное население Англии и Уэльса за предшествующие десять лет сократилось на полмиллиона, а его удельный вес – с 86 до 81,7%. Одновременно наблюдался рост азиатского (с 4,2 до 5,5 млн), чернокожего (с 1,9 до 2,4 млн) и мусульманского (с 2,7 до 3,9 млн) населения, тогда как доля христиан впервые за всю историю проведения переписей (с 1801 г.) опустилась ниже половины (до 46,2%). Но главным стало даже не падение численности белых британцев, а то, что в крупнейших городах королевства они превратились в этническое меньшинство. С 2011 по 2021 г. в Лондоне их доля снизилась с 45 до 37%, во втором по населению городе Англии Бирмингеме – с 52 до 43%. В провинции местами наблюдались схожие демографические процессы. Так, в городе Лестере, административном центре графства Лестершир (Восточный Мидленд), доля белых британцев сократилась с 51 до 41%.

Несмотря на недовольство коренного населения Британии, ни лейбористы, ни консерваторы, следовавшие общей политике мультикультурализма, решить проблему иммиграции не смогли. Это привело к этнокультурному расколу общества, создав социальную базу для противостояния на национально-религиозной почве. То, что беспорядки начались в Саутпорте – небольшом городе с населением около 90 тыс. чел., а не в Лондоне или Бирмингеме, удивлять не должно. В небольших населенных пунктах люди лучше знают друг друга благодаря соседским и родственным связям, а потому лучше способны координировать свои действия в кризисных ситуациях.

* * *

А теперь – об уроках для России. Следует помнить, что с миграционной ситуацией, которая складывается в последние десятилетия в Британии, как и во Франции, о чем «Ритм Евразии» писал ранее, у нас существует масса параллелей. К их числу можно отнести, во-первых, быстрое развитие миграционных процессов, когда этнический состав населения меняется буквально на глазах. В Британии проблема афро-азиатской иммиграции три десятилетия тому назад столь остро не стояла, а в России среднеазиатской иммиграции вообще не было. Во-вторых, наличие исторических связей со странами исхода мигрантов – бывшими британскими колониями в Южной Азии и Африке в одном случае и странами Средней Азии – в другом. В-третьих, неспособность властей поставить миграционные потоки под контроль, что вызывает рост антимигрантских настроений и движений среди местного населения.

К преимуществам взаимоотношений России со среднеазиатскими республиками бывшего СССР некоторые политики и эксперты относят то, что еще недавно мы с ними были частями единого государства. Но точно так же в состав Британской империи входили и ее колонии в афро-азиатском мире, которым в наследство от нее достался английский язык, как и Средней Азии – русский. Разница лишь в том, что Британская империя распалась на три-четыре десятилетия раньше, чем СССР.

В определенном смысле плюсом России является наличие исторического опыта проживания с мусульманскими народами в одном государстве. Но касается он главным образом поволжских мусульман – татар, башкир и некоторых других, которые исповедуют гораздо более «мягкий» вариант ислама, чем народы Средней Азии.

Особенностью России является фактическое отсутствие гуманитарной иммиграции – приема беженцев из стран третьего мира по гуманитарным соображениям, поток которых захлестывает Британию и другие страны Западной Европы. Но это с лихвой компенсируется свободным въездом в РФ мигрантов из Средней Азии, большая часть которых работает нелегально. Именно их наплыв и создает в наиболее привлекательных для мигрантов регионах – Москве, С.-Петербурге и окружающих их областях – ситуацию, близкую к миграционному кризису.

К переходу этого кризиса в стадию открытых столкновений с мигрантами может привести любой криминальный инцидент, аналогичный событиям в британском Саутпорте. Причем похожие происшествия в России уже были. Схожий криминальный инцидент произошел в подмосковном Бужаниново (сентябрь 2021 г.), а в Обнинске наплыв мигрантов из Таджикистана едва не привел к социальному взрыву. Так что антимигрантские беспорядки в Британии – хороший повод, чтобы вынести из него уроки, необходимые для серьезной корректировки российской миграционной политики.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1149
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика