Появившись в мае 2014 г. после подписания договора Белоруссией, Россией и Казахстаном, ЕАЭС с присоединением к нему в конце того же года Армении и Киргизии, охватив около 14% суши с населением почти 185 млн человек, превратился в одно из крупнейших экономических объединений в мире.
Несмотря на множество скептических оценок и предсказаний, Союз сумел доказать всем критикам не только свою жизнеспособность, но и имеющийся серьезный потенциал для дальнейшего развития. Как отмечал в конце мая глава правительства РФ Михаил Мишустин, выгоду от участия в Евразийском экономическом союзе получают абсолютно все государства «пятерки». В частности, Армения увеличила экспорт на рынок объединения в 14 раз, Белоруссия и Казахстан – более чем вдвое, а Киргизия – втрое.
Более того, за годы существования объединения его реальный ВВП увеличился на 12%, промышленное производство выросло почти на 20%, а сельское хозяйство – на 25%. Одновременно товарооборот с третьими странами у участников ЕАЭС увеличился на 60% (около $923 млрд), а объем взаимной торговли – почти в два раза (до $89 млрд). Подобные успехи тем более впечатляющи, если учесть, в каком социально-экономическом, а иногда и политическом положении находились страны «пятерки» до появления Евразийского экономического союза.
Необходимо напомнить, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве начались еще в середине 1990-х годов с попыток кооперации в сфере торговли в рамках СНГ и создания зоны свободной торговли (ЗСТ) в 1994 г. Параллельно с этим Белоруссия, Казахстан и Россия начали формирование собственного интеграционного проекта, в результате чего в 2001 г. появилось Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), куда также вошли Киргизия и Таджикистан, и на несколько лет – Узбекистан. Однако тогда страны так и не смогли достичь намеченных целей из-за различной структуры их экономик и постоянного стремления защищать свои национальные интересы.
В результате в 2010 г. интеграционная активность между Белоруссией, Казахстаном и Россией начала приобретать новый характер, выйдя с января 2012 г. на иной уровень – Единое экономическое пространство (ЕЭП), которое подразумевало свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Главным итогом этого шага стал рост промышленной кооперации и создание множества совместных предприятий. Например, в 2015 г. только в Белоруссии работало порядка 5 тыс. совместных с Россией компаний, а в Казахстане — около 5,8 тыс.
Однако, несмотря на сохранение положительной динамики взаимного товарооборота, с 2012 г. взаимная торговля начала сокращаться, уйдя к концу 2014 г. в минус более чем на 10%. Этому способствовали не только проблемы на мировых рынках и сохранявшиеся экономические и иные барьеры (на 1 января 2015 г. около 300), но и сложившаяся к этому времени ситуация в экономиках стран постсоветского пространства, а также их различное видение целей интеграции.
В частности, для России создание Таможенного союза в 2010 г. и иные интеграционные проекты, в том числе и ЕАЭС, всегда рассматривались в первую очередь с точки зрения геополитических интересов, в центре которых было стремление закрепить за собой роль региональной державы, а также снизить влияние Запада на постсоветском пространстве. Для Белоруссии важны были только экономические перспективы, связанные со снижением цен на энергоносители, получением свободного выхода на российский рынок и усилением роли республики в качестве страны-транзитера. Казахстан интересовали как экономические вопросы в виде расширения торговли с РФ и создания дополнительных механизмов противостояния растущему влиянию в регионе Китая, так и геополитические – усиление своей роли в Центрально-Азиатском регионе, а также решение внутренних проблем, связанных с многочисленной русской диаспорой в приграничных с РФ регионах. Армения и Киргизия и вовсе рассчитывали только на возможность расширения торгово-экономического сотрудничества без каких-либо политических обязательств. Более того, социально-экономическая ситуация в каждой из стран «пятерки» к моменту создания ЕАЭС также накладывала отпечаток на их позицию по вопросу о процессе евразийской интеграции.
Важно понимать, что значительное влияние на экономику и политическое состояние стран постсоветского пространства всегда оказывала ситуация в России. Именно от экономического состояния РФ во много зависело то, как развивались события и в остальных странах будущего ЕАЭС. При этом для Кремля до последнего времени вопросы экономики, как уже указывалось выше, оставались на втором плане, уступая место геополитическим целям. Как отмечал еще в 2012 г. Владимир Путин, Москву интересовало «укрепление позиций России в мире и, прежде всего, через новую интеграцию на евразийском пространстве». Однако сделать это на прежнем экономическом базисе оказалось крайне сложно, тем более что накануне создания ЕАЭС ситуация в РФ была далека от идеальной.
Основными факторами, определяющими развитие российской экономики на протяжении нескольких лет, предшествовавших созданию Евразийского экономического союза, эксперты называют сокращение внешнего спроса и цен на основные российские сырьевые товары, ослабление внутреннего потребления, сужение масштабов импорта, а также уменьшение объемов инвестиций. При этом постепенное падение темпов экономического роста сопровождалось усилением дисбаланса в сфере производства, снижением инновационной активности производителей и рядом иных факторов, что негативно сказывалось на конкурентоспособности российской экономики. Это привело к тому, что к 2014 г. Россия подошла не в лучшей своей форме, получив в 2013 г. один из самых низких экономических показателей за последнее десятилетие: рост ВВП только на 1,3%, индекс промышленного производства – 0,4%, а отток капитала – $60 млрд.
Серьезный удар был нанесен и западными санкциями, которые начали вводиться в марте 2014 г., они усилили абсолютно все негативные тенденции, которые ранее наблюдались в российской экономике. Например, только за первый квартал 2014 г. отток капитала достиг почти $50 млрд, а по итогам года он и вовсе превзошел объем кризисного 2008 г., достигнув $151,5 млрд, что почти в 2,5 раза превысило соответствующий показатель 2013 г.
На протяжении всего 2014 г. происходило снижение темпов роста ВВП, а по итогам ноября этот показатель впервые с 2009 г. перешел в область отрицательных значений – минус 0,5%. В результате в целом по итогам 2014 г. темп роста ВВП составил всего 0,6% при сокращении внешнего спроса на 2,0%. Кроме того, политическое и экономическое давление Запада, падение мировых цен на сырье, экспорт которых на протяжении многих лет составлял основу благосостояния страны, стали одной из причин начавшего в стране валютно-финансового кризиса: к концу года российский рубль обесценилась почти в два раза, чего не было с момента девальвации 1999 г. Это, в свою очередь, стало одной из причин высокого уровня инфляции – 11,4%, что было почти в два раза выше, чем годом ранее.
К началу формирования ЕАЭС не лучшим образом выглядела ситуация и в торговле России с партнерами по ЕЭП. Несмотря на то что в предыдущие годы товарооборот внутри «тройки» постоянно рос (с 2011 г. он увеличился на 50%), в 2013 г. рост составил всего 2,1%, а к концу 2014 г. этот показатель сократился на 6,3% по отношению к прошлогоднему. По сути, к началу функционирования ЕАЭС экономика России находилась на грани серьезного кризиса, который мог иметь крайне негативные последствия для страны.
Подобное развитие событий требовало серьезного переосмысления не только внутри-, но и внешнеэкономического развития страны. И если ранее Россия долгое время была ориентирована на импорт промышленных товаров и народного потребления, в результате чего собственное производство пришло в упадок, то теперь было принято решение начать процесс импортозамещения. И в этом процессе Москва надеялась на помощь со стороны своих будущих партнеров по ЕАЭС.
Как показало время, расчет оказался абсолютно верным.