Лунное сотрудничество Китая и России полезно всему человечеству - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Лунное сотрудничество Китая и России полезно всему человечеству

В конце 2022 года государственная корпорация «Роскосмос» и Китайское национальное космическое управление (CNSA) подписали договор о программе сотрудничества до 2027 года. Это не первый договор между Москвой и Пекином о взаимодействии во внеземной сфере, но наиболее капитальный, основополагающий. Документ весьма важен для обоих государств. Ведь, с одной стороны, Китай постепенно превращается в неоспоримого лидера космической гонки, и наработанный китайцами опыт, собранные ими научные сведения весьма полезны для россиян. С другой – и Россия всё еще обладает разного рода полезными компетенциями (в основном наработанными ещё в советскую эпоху), которые могут оказаться интересны для КНР.

Амбициозный проект

Российско-китайское космическое сотрудничество предполагает, в частности, обеспечение взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и Beidou. Но самое главное и интересное касается планов по освоению естественного спутника Земли. Ещё в феврале Китай и Россия объявили о подписании меморандума о совместном строительстве лунной станции, как тогда предполагалось, уже к 2030 году. В соглашении от декабря 2022 года сроки оказались скорректированы: теперь ввести Международную научную лунную станцию (МНЛС) в эксплуатацию предполагается к 2035 году.

В соответствии с согласованной сторонами дорожной картой на срок с 2026 по 2030 год запланированы две миссии по отработке технологий посадки и доставки грузов, а также по возвращению на Землю образцов лунной породы. В период с 2031 по 2035 год стороны намерены развернуть на орбите и поверхности Луны всю необходимую для МНЛС инфраструктуру, в том числе комплексы связи, а также электроэнергетическое, исследовательское и транспортное оборудование (оно будет включать в себя исследовательский и технический луноходы, а также прыгающего робота).

Как записано в документах, МНЛС – это «комплекс экспериментально-исследовательских средств, создаваемый на поверхности и/или на орбите Луны, предназначенный для проведения многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ, включая исследование и использование Луны, лунные наблюдения, фундаментальные исследовательские эксперименты и проверку технологий с возможностью длительной беспилотной эксплуатации с перспективой присутствия человека на Луне».

В феврале 2023-го Bloomberg опубликовал недоброжелательный материал, в котором утверждалось, что на самом деле Китай, дескать, не слишком-то заинтересован в космическом сотрудничестве с Россией. Издание уверяет, что на самом деле Китай ищет себе других партнеров, так как российская космическая программа оказалась «изолирована», в частности, Европейским космическим агентством, в 2022 году отказавшимся от сотрудничества с РФ по ряду лунных программ.

В конце февраля 2023-го гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов посетил Китай и провёл рабочую встречу с руководством CNSA. По итогам этой встречи он рассказал, что осуществление заключенного договора осуществляется по плану. «У нас есть совместное соглашение с КНР по исследованию Луны, по участию в международной научной лунной станции. Первый этап идёт автономный, затем мы перейдём к совместным работам, связанным с построением лунной станции на поверхности. Там очень много придётся решать вопросов. Участие нашей страны будет обсуждаться, мера участия: возможно, это транспортировка крупногабаритных конструкций, возможно, это обеспечение энергоснабжения лунной станции. Эти вопросы открыты. Мы находимся в диалоге», – рассказал Ю. Борисов.

Однако в дальнейшем реальность внесла свои неприятные коррективы: российская миссия «Луна-25», предназначенная для отработки технологии мягкой посадки, построения карты местности под нужды будущих лунных проектов и изучения физико-механических свойств реголита, потерпела в августе 2023 года неудачу. Так негативно сказался почти полувековой перерыв, ведь советская «Луна-24» стартовала ещё в 1976 году. С того времени многие важные компетенции оказались утеряны и их теперь приходится восстанавливать заново.

В то же время китайцы, которые развивают свою космическую программу последовательно, без резких рывков и длительных перерывов, успешно посадили на Луну свои аппараты из линейки «Чанъэ»  в 2013-м, 2019-м (впервые в истории – на обратной стороне Луны) и 2020-м, проведя обширную программу исследований. В августе 2023-го удача улыбнулась и ещё одному государству БРИКС – на поверхность Луны плавно опустился индийский аппарат «Чандраян-3». И, наконец, свежая новость: 3 мая китайцы запустили «Чанъэ-6», спустя пять дней вышедший на лунную орбиту. Впереди – посадка на обратной стороне Луны, откуда китайцы постараются добыть образцы грунта.

Поставленные цели вполне реалистичны

В ноябре 2023 года правительственная комиссия КНР по законодательной деятельности одобрила ратификацию заключённого годом ранее российско-китайского соглашения о сотрудничестве по Международной научной лунной станции. В комиссии указали, что основные участники «Роскосмос» и CNSA в перспективе смогут привлечь к строительству МНЛС международных партнеров. Также было подчёркнуто, что реализовать проект планируется в три этапа. На первом этапе российские и китайские лунные миссии исследуют естественный спутник Земли, определяют наилучшее место размещения станции и верифицируют технологии, необходимые для обеспечения безопасной высокоточной мягкой посадки. С российской стороны на этом этапе планируется применять посадочный космический аппарат «Луна-Глоб».

На втором этапе запланировано учреждение центра управления МНЛС, доставка на Луну ряда объёмных грузов, создание орбитальных модулей для обеспечения электроснабжения и транспортных услуг. Третий этап предусматривает расширение функционала модулей МНЛС и обеспечение непосредственной высадки человека на Луну. Товары, перевозка которых будет осуществляться в рамках заключённого соглашения, окажутся освобождены от таможенных пошлин и налогов. Обещано, что будет оказываться и всемерное содействие промышленной деятельности, связанной с созданием лунной станции.

Тогда же, в ноябре 2023-го, научный руководитель Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый сообщил, что Россия и Китай обменялись образцами лунного грунта, доставленными на Землю аппаратами «Луна-16» и «Чанъэ-5». Зеленый добавил: «Следующий значимый результат – это договоренность об обмене научными приборами, которые будут работать на российских и китайских автоматических научных лунных станциях. В настоящий момент наша перспективная лунная программа увязывается с планами китайских коллег».

Автор «Ритма Евразии» поговорил о перспективах российско-китайского космического сотрудничества с Антоном Первушиным – писателем, инженером, научным журналистом, автором книг о космонавтике. Специалист подчёркивает, что Пекин мыслит в контексте геополитического противостояния сверхдержав, где успехи в лунной гонке, как и шестьдесят лет назад, понимаются в контексте существенного повышения авторитета государства. «Китаю важно показать, что теперь он – передовая держава, что именно он стоит в авангарде человечества в его космической экспансии. Пекин теперь свысока посматривает на США – да, вы летали на Луну в 1969-72 гг., но не смогли там закрепиться, а потом растеряли все накопленные компетенции. Мы же перекроем ваши достижения, придём туда всерьёз и насовсем. Высадимся не только на видимой, но и на обратной стороне Луны, заведём там постоянные многомодульные базы. А еще слетаем к астероиду Камоалева, отколовшемуся куску Луны, и возьмём образец его грунта. И когда мы всё это проделаем, то в глазах и собственного населения, и всего мира утвердим прозорливость и мощь Коммунистической партии Китая, способной осуществлять столь масштабные проекты», – отмечает А. Первушин.

На данный момент в Пекине намереваются произвести доставку тайконавта на соседнее небесное тело уже к 2030 году. «Этот план китайцев вполне осуществим. Насколько мне известно, у китайцев уже построен космодром под лунный проект, есть и целая линейка собственных ракет – от тяжёлых до самых лёгких. Причем в их распоряжении имеются в том числе и твердотопливные ракеты, что по нынешним временам – большая редкость. У них уже есть и корабль под лунную миссию, правда, пока ещё не испытанный в космосе, есть и необходимые для его экипажа скафандры. Как уверяют в Китайском национальном космическом управлении, осталось лишь провести испытания всего этого оборудования – сначала на земной орбите, затем на окололунной… В общем-то пяти-шести лет на всё про всё вполне достаточно», – рассказал специалист.

Смысл и перспективы сотрудничества

По словам Первушина, после неудачи «Луны-25» в «Роскосмосе» отказались от мысли «наскоро» отправить ей вслед «Луну-25а» и решились делать всё максимально основательно, дабы обезопасить себя от очередной неудачи. Поэтому следующий российский спускаемый аппарат «Луна-26» отправится в путь не раньше 2027 года. «Луна-26» является составной частью миссии «Луна-Ресурс», в рамках которой планируется облететь царицу ночей, высадить на её поверхность одного робота, второго разместить на окололунной полярной орбите и с их помощью провести комплексную исследовательскую программу. В дальнейших планах «Роскосмоса» – строительство совместно с Китаем уже упомянутой лунной базы.

У скептиков, однако, может возникнуть вопрос: а действительно, чем «Роскосмос», не сумевший в прошлом году успешно провести миссию «Луна-25», может быть интересен Китаю в плане сотрудничества? Как подчёркивает А. Первушин, россиянам и сейчас есть что предложить партнёрам. «Ведь в нашем распоряжении имеется большой опыт космических исследований, накопленный почти за семьдесят лет. У нас есть и интересные разработки, которые можно применить и сейчас – например, "Звезда", детально проработанный проект лунной базы, созданный в СССР в 1964-74 гг. под руководством главы ГСКБ "Спецмаш" Владимира Павловича Бармина. "Звезда" примечательна, в частности, тем, что в её рамках были подготовлены вполне дееспособные идеи производства конструкций из лунного грунта. Мы и сейчас проводим опыты с имитацией лунного грунта на МКС – учимся его спекать в условиях низкой гравитации», – рассказывает эксперт.

Он добавляет, что россияне располагают и опытом создания экспериментальных атомных установок для космоса, которых у китайцев пока нет вообще.

Эксперт, впрочем, предостерегает от излишне восторженного отношения к перспективам космического сотрудничества с КНР. «Китайцы прагматичны. Они не станут с нами делиться своими самыми передовыми, уникальными технологиями. Они вообще ими ни с кем не делятся – запрещено. Поделятся лишь теми технологиями, которые уже переходят в разряд общеупотребительных и не содержат особых секретов. Поделятся и добытыми ими знаниями о Луне, о её южном полюсе – научную информацию, добытую там, они утаивать от нас не станут», – предрекает А. Первушин. В любом случае, по его словам, как бы ни было выгодно партнёрство, не следует приносить ему в жертву самостоятельное развитие российской космонавтики, которая до сих пор полностью не оправилась от жестокого кризиса 1990-2000 гг.