Десять лет назад в Крыму восторжествовала воля народа - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.05.2024 |

Десять лет назад в Крыму восторжествовала воля народа

События десятилетней давности, связанные с референдумом 16 марта 2014 г. в Крыму, когда более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России, продолжают волновать крымчан и будят воспоминания.

 Не знаю, изменилось ли отношение киевлян, с которыми мы много лет общались на всем понятном русском языке. Многие из моих коллег, людей культуры и искусства, резко оборвали все связи после того, как пытались сначала «образумить» меня, чтобы и сама не шла, и других отговорила идти на референдум «под дулами автоматов». Обдали презрением и гордо удалились из числа знакомых после моего высмеивания нелепости их россказней о принудительном посещении избирательных участков и правдивых доводов, которые им были не нужны. А нужна им была Европа.

 Никто из них не откликнулся на совет приехать, чтобы своими глазами увидеть митинги в Симферополе, Севастополе, Керчи и других городах и районах в поддержку референдума.

Митинг на площади Нахимова в Севастополе с поддержкой идеи референдума, март 2014-го

 При этом вряд ли они не читали о том, что сотворили майданские боевики с крымчанами, принявшими участие в акции поддержки конституционного строя в Киеве. Да, скорее всего, забыли о таковой. А напомнить не мешает.

 20 февраля 2014 года в Корсунь-Шевченковском районе Черкасской области мирных безоружных людей вывели из автобусов на мороз, раздели, уложили на землю и жестоко избили, запихивали в рот битые стёкла. Нескольких «особо строптивых» расстреляли в упор, автобусы забросали коктейлями Молотова. За теми, кто пытался убежать, гнались с собаками — в гестаповских традициях.

 Андрей Булышкин, один из спасшихся, в свидетельских показаниях Комитету по защите прав людей, пострадавших от майдана, рассказал об этих ужасах. Как и о помощи некоторых местных жителей, оказанной тем, кому удалось вырваться из лап зверей в форме боевиков «Правого сектора»*. Но были и те, кто кричал «Ганьба!», «Москаляку на гиляку!», «Слава Украине!» и забрасывали уцелевшие автобусы камнями. А ведь тогда и в мыслях ни у кого не было хулить Украину, как страну.

 С того трагического дня началось возвращение полуострова в лоно матушки России, земли исконной и любимой, от которой чужая «указка» оторвать априори не могла.

Что говорить, если даже считающие «деоккупацию Крыма» общей задачей Украины и Польши президент Анджей Дуда и вице-спикер польского сейма Кшиштоф Босак признают, что полуостров «большую часть времени находился в руках России».

 «Крымская весна» стала торжеством справедливости, перечеркнув попытки НАТО контролировать Черное море, поставив жирную точку в истории многолетней насильственной украинизации и угара националистической идеологии.

 Благодарные России крымчане спустя десятилетие, переживая за своих братьев на территориях, испытывающих захватническое политиканство руководства Украины, анализируют, что было бы с ними, если бы не воссоединился Крым со страной, которую его жители всегда считали Отечеством.

 Многие задаются вопросом: как удалось Крыму совершить прорыв и почему другим регионам тогда это не удалось?

 Рассуждают на эту тему и специалисты, среди которых директор Таврического информационно-аналитического центра кандидат политических наук Александр Бедрицкий и политолог доцент кафедры социально-экономической географии им. Н.В. Багрова КФУ им. В.И. Вернадского Сергей Киселёв.

«Причина, прежде всего, в отличительных особенностях Крыма, – считает Сергей Киселёв. – Они формировались с 1783 года – судьбоносного для благословенной Тавриды манифеста императрицы Екатерины Великой. И стал наш край развиваться вместе с государством Российским, и сформированное национальное сознание русских людей давало возможность всему многонациональному сообществу полуострова развиваться свободно, ощущая поддержку и заботу империи. Здесь полностью удался опыт адаптации многонациональной территории к реалиям Российской империи. А всё потому, что здесь шел процесс не колониальной политики, а колонизации. Сюда устремились разного рода колонисты, успешно осваивавшие территорию, совершившие интеграцию её в состав большой империи. А наличие Черноморского флота, в котором подавляющее большинство было исконным русским офицерством, придавало национальный облик этой территории. Самосознание крымчан выстаивалось в имперский период, в первую оборону Севастополя, в оборону Севастополя и Керчи от немецко-фашистских захватчиков в Великую Отечественную, в партизанской борьбе. То есть ничего, что бы нас привязывало к территории Украины, в нашей ментальности, в нашей идентичности нет. Мы всегда были ориентированы на Москву, на Россию».

 Мешал ли этому этнический компонент? Анализ даёт отрицательный ответ. Он, конечно, может быть разным – в зависимости от пропагандистской политики и от образования. Что мы видим сейчас на Украине: немало русских по происхождению на украинских территориях называют себя украинцами – их учили не по тем школьным программам, которыми пользовались в Крыму, вопреки навязыванию новых учебников. Крымские педагоги воспитывали младую поросль так, что она воспринимала себя маленькой частью большой страны, а не как часть некого сепаратистского образования, появившегося на политической карте в 1991 году, что уже тогда вызвало острые политические проблемы и разногласия между Крымом и Киевом. Последние привели к созданию в феврале 1991 года Автономной Советской Социалистической Республики. Провозглашение в Крымской Конституции, принятой Верховным Советом в 1992 году, Республики Крым суверенным государством Украина не приняла, закрепив автономию и тем самым ограничивая крымчан в правах. Что не сгладило, а усугубило противоречия между украинским центром и южной провинцией.

 В свою очередь, Александр Бедрицкий напоминает, что Украина всегда была расколота. «Была западная часть со своей особой ментальностью, восточная, Крым и центральная часть со смешанным использованием русского и украинского языков, – отмечает эксперт. – На протяжении практически всей истории современной Украины складывалась такая ситуация, что восток страны был многочисленным и выбирал своего кандидата президентом, с уверенностью, что он будет отстаивать его интересы. А потом этот президент под влиянием идей западных областей страны отплывал в политическом, идеологическом плане в сторону Запада. С первой оранжевой революцией установилась привычка менять власть на площади. И этим стали пользоваться политики западенского толка. И когда в 2010 году второй раз к власти пришёл Виктор Янукович, он сразу же стал развивать линию на евроинтеграцию. Причем на Украине людям внушали, что стоит подписать соглашение о вхождении в евроассоциацию и они будут жить, как в Европе, обеспеченно и свободно повсюду ездить».

2012-2013 годы прошли в мечтах украинцев об этом. И когда на Лондонском саммите «Восточного партнерства» в ноябре 2013-го Янукович заявил, что не будет подписывать соглашение о евроассоциации, это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

 «Всё посыпалось, как в остановившемся на полном ходу поезде, – напоминает А. Бедрицкий. – Основой движущей протестной силой, как и во всём мире, стал средний класс, как стали говорить «креативный», у которого есть деньги и не надо ходить каждый день на работу, а значит, есть и свободное время. Именно эти люди сначала выходили на майдан 1 декабря, когда произошли первые столкновения, приведшие к штурму администрации президента, разгон бунтующих. А потом начали в центре Киева появляться баррикады. Здесь уже показали свою натуру ярые националисты: всеукраинское объединение «Свобода»*, националистическая популистская политическая партия, и «Правый сектор»*, объявивший своей целью создание «Украинского самостоятельного соборного государства».

 Нелишне напомнить, что до объявления победы оппозиции крымский парламент выступил с обращением о недопустимости антиконституционных действий. То есть Крым на тот момент и фактически до конца февраля, до объявления победы оппозиции был на стороне Януковича. Поддерживая целостность Украины просто потому, что находился в конституционном поле, а происходящее в Киеве ставило под угрозу существование государства.

«Юго-восток в той ситуации выступал с позиций стабилизации положения, сохранения Украине государственности, – добавляет А. Бедрицкий. – Первые попытки отделения возникли на западе, когда в январе 2014 года во Львове и Тернополе националисты захватили горадминистрации и арсенал оружия. Дальнейший ход событий поставил под вопрос сохранение государственности».

 И крымчане взяли в свои руки судьбу полуострова. Начались и шествия, во время которых возродилось ополчение, как было в смутные времена, появилась на груди и на рукавах митингующих Георгиевская ленточка - элемент боевых Российских Георгиевских штандартов. А над головами все чаще поднимался российский флаг.

Российский народ всегда побеждает, победила и его часть – народ крымский. Не удалось укронацистам вырвать его из российского пространства.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
355
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика