Паводки в Казахстане: реляции бравые – реалии печальные - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 11.05.2024 |

Паводки в Казахстане: реляции бравые – реалии печальные

Каждую весну Казахстан заливают паводковые воды, под воду уходят десятки сел, сотни домов, гибнут не только тысячи голов скота, но и подчас люди. Власти на местах не всегда справляются со стихией или реагируют слишком поздно, а бюджетные средства зачастую идут не на профилактические меры, а лишь на ликвидацию последствий ЧП. Паводкам подвержена практически вся территория страны.

Власти республики регулярно рапортуют о принимаемых по предотвращению этого бедствия мерах, но ситуация повторяется вновь и вновь.  Вот и теперь в конце первой декады января на заседании правительства была рассмотрена готовность регионов республики к предстоящему паводковому периоду. С докладами об исполнении противопаводковых мероприятий выступили министры по чрезвычайным ситуациям, водных ресурсов и ирригации, министр транспорта, акимы Кызылординской, Туркестанской и Западно-Казахстанской областей.

Подводя итоги заседания, премьер-министр Алихан Смаилов напомнил, что в прошлом году к осложнению паводковой ситуации в южных регионах страны привело отсутствие водоотводных каналов и защитных обвалований вокруг населенных пунктов, арычно-дренажной системы внутри пострадавших поселков. Поэтому, отметил он, уже сейчас южным и западным регионам нужно переходить в режим повышенной готовности. Премьер потребовал уделить внимание гидротехническим сооружениям (ГТС), в частности, активизировать ремонтные работы на объектах республиканского значения, коммунальных и частных водохранилищах и дамбах.

Принимаемые властями меры по факту лишь затыкают дыры, причём на короткое время. Тогда как проблему нужно решать на системной основе и на долгосрочную перспективу. Проблема упирается как в финансирование (на исправление ситуации необходимы серьезные вложения из бюджета), так и дефицит специалистов. Поэтому, несмотря на бодрые реляции чиновников, можно с высокой вероятностью предполагать, что на сегодняшний день готовность к паводкам в регионах не обеспечена.

Районные планы противопаводковых мероприятий по факту оказываются «филькиной грамотой»: нет ни анализа прошлых лет, ни четкого плана действий. По данным РГП «Казгидромет», к примеру, из имеющихся в Западно-Казахстанской области (ЗКО) свыше 200 рек и озер в паводковый период мониторинг проводят только на 14% рек. Во многих населенных пунктах не проведены работы по инженерной защите от затоплений. Более того, из 74 гидротехнических сооружений области 20 находятся практически в аварийном состоянии. По официальным данным, в ЗКО в зону затопления попадает 138 населенных пунктов, где расположено 68 тысяч домов с населением более 280 тысяч человек.

В целом техническое состояние большинства имеющихся в Казахстане гидротехнических сооружений не отвечает требованиям надежной эксплуатации. Так, если в начале 2022 года общее количество ГТС составляло 1823, из которых требовали ремонта 537, то в этом году их количество составляет 1806, в т.ч. требующих ремонта – 534.

Фактический износ большинства водохозяйственных объектов в стране превышает 60%, в связи с чем снижена их надежность и безопасность. К примеру, вместимость Коксарайского водорегулятора в нижнем течении реки Сырдарья составляет 3 млрд кубометров, но в 2022 году при исследовании плотины этого водохранилища было установлено, что ее техническое состояние не позволяет собирать более 1,8 млрд кубометров воды. 

Особую тревогу вызывает состояние, а в ряде случаев и полное отсутствие гидротехнических сооружений на плотинах и дамбах, подавляющее большинство которых построены в 60-70-е годы прошлого столетия и в настоящее время находятся в аварийном состоянии. Ситуация осложняется тем, что они в различных видах собственности: республиканской, коммунальной, частной, есть и бесхозные. Государство должно жестко контролировать состояние дамб, плотин и других ГТС, и, если оно неудовлетворительное, без колебаний взыскивать с нерадивых владельцев необходимые средства и менять собственника.

Многим казахстанцам помнится – как яркий пример безответственности – прорыв 11 марта 2010 года плотины в селе Кызылагаш Алматинской области. Тогда погибло 45 человек, 300 жителей пострадали и свыше тысячи были эвакуированы. Погибло свыше 23 тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. На ликвидацию последствий было выделено 53 млн долларов. Расследование показало, что плотина была незаконно приватизирована, а владельцы следили не за прочностью конструкции, а за накоплением большего объема воды. Виновные получили по несколько лет лишения свободы.

Как показывает практика, паводки могут нанести ущерб сразу 13 регионам республики. В зоне наибольшего риска находятся Восточно-Казахстанская, Туркестанская области, западные и северные регионы страны. Существовавшее в советское время мощное ведомство Минводхоз трансформировали в один из пяти комитетов в составе Минсельхоза. Никто не занимается стратегическим развитием и планированием, учетом порядка чередования маловодных и многоводных лет. В вузах страны ликвидированы гидромелиоративные факультеты, которые во времена СССР готовили необходимых специалистов.

Власти регионов, увы, не справляются со стихией, и ежегодно от наводнений страдает свыше 150 тыс. человек, а республика, согласно отчету Регионального экологического центра Центральной Азии (ЦАРЭС), теряет около 420 млн долларов. После паводков дома и административные здания восстанавливают за счет местного и республиканского бюджета, привлекают бизнесменов. Но за скот и мебель редко выплачивают компенсацию.

Страхование в Казахстане практически не используется для минимизации потерь при чрезвычайных ситуациях. И это понятно. Кто будет страховать свой скот на 400 тысяч тенге, когда в селах при высокой безработице среднемесячная номинальная заработная плата составляет около 170 тыс. тенге (жители называют цифры в 1,5-2 раза ниже), что вдвое меньше средней по стране? Так, в 2022 году в Актобе пострадавшим от паводка из городского бюджета выплатили 127 млн тенге. Владельцам подтопленных домов возмещали только затраты на ремонт жилья, компенсация за испорченную технику и мебель не выплачивалась.

В Казахстане серьезные проблемы в области инфраструктуры гидротехнических объектов, большинство из которых имеет высокий износ и потому находятся в плачевном состоянии. Ситуация критичная, и здесь требуется вмешательство государства. Государство должно как минимум предупреждать аварийные ситуации, чтобы ГТС постоянно содержались в рабочем состоянии и собственник инвестировал бы в них свои средства. Иначе население будет продолжать с тревогой ожидать паводков, каждый раз надеясь, что авось пронесет и они не станут разрушительными и смертоносными.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
463
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика