Россия: стратегические акценты-2023, переходящие в год нынешний - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Россия: стратегические акценты-2023, переходящие в год нынешний

Истекший год олицетворял собой переплетение многих событий и тенденций, оказывающих весомое влияние на внешнеэкономические и геополитические позиции Российской Федерации. С одной стороны, это новые попытки коллективного Запада политически и экономически блокировать Россию путем ужесточения санкций. И введение так называемых вторичных санкций против стран и компаний, сотрудничающих с РФ. А с другой – это не только сохранение, но и дальнейшее развитие экономического и политического сотрудничества с дружественными странами, которых по-прежнему подавляющее большинство.

По имеющимся данным, общее число торговых, инвестиционных и смежных контрактов/соглашений между Россией и более чем 50 дружественными странами и странами, нейтральными к антироссийским санкциям, возросло за 2023 год не менее чем наполовину в сравнении с 2022-м. Большинство этих документов предусматривает именно прямые экономические взаимосвязи, то есть без «посредничества» западных компаний и финансовых структур Запада. Что, в свою очередь, ослабляет влияние транснациональных корпораций и финансовых структур на общемировую экономику.

Вполне можно согласиться с учетом означенных факторов с оценкой информационно-аналитического портала ЕС «Евроньюс» (28 июня с. г.): «Мы являемся свидетелями экономического «эксперимента», которого доселе не было. Потому что ни одна страна под таким количеством санкций не была никогда: против РФ введено более 13000 различных санкций (это без учета 12-го санкционного пакета ЕС с декабря с. г. – Ред.). Это больше, чем санкции, наложенные на Иран, Сирию, Северную Корею и Кубу, вместе взятые. Но говорить о том, что механизм санкций надёжный, достаточно сложно».

Отмечено также, что экономика РФ устойчива к санкционному режиму, в том числе за счет более активных взаимосвязей с дружественными странами. А также нежелания многих бизнес-структур самого Запада подчиняться антироссийским санкционным предписаниям.

«Из того, что меняется [в настроениях западных лидеров], так это осознание многими того факта, что санкции не работают. Многим приходится признать, что санкции против России не принесли того результата, которого им хотелось достичь», – считает, например, экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль.

* * *

Среди важнейших событий-трендов прошедшего года – в буквальном смысле рывок политических и экономических связей России с Африкой. Важнейшим импульсом здесь стал межгосударственный форум «Россия–Африка» в конце июля в Санкт-Петербурге. Практически все африканские страны подтвердили в ходе форума и позднее, что они, вопреки внешнему давлению, не присоединятся к антироссийским санкциям. И будут развивать именно прямые экономические связи с РФ, которые, в отличие от связей с Западом, не сопровождаются политическим диктатом со стороны России, а предусматривают поставки африканским странам на выгодных им условиях высокотехнологичного оборудования и подготовку местных кадров. Это необходимо для индустриализации экспорта и в целом экономики Африки.

Пожалуй, коллективное мнение всего континента по этим вопросам недавно высказал президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Мбасого: «Есть страны, которые не хотят развития Африки. Которые хотят и впредь пользоваться нашими ресурсами. Но ничего от таких стран мы не сможем получить для укрепления нашей экономики». Сотрудничество же с Россией и Белоруссией, по мнению политика, позволяет Африке «избавляться от неоколониализма, навязываемого нам бывшими колониальными державами».

Тенденции российско-африканских хозяйственных связей, по оценкам экспертного сообщества, показывают, что к 2025/26 годам объем торговли РФ с Африкой увеличится более чем вдвое в сравнении c 2023 годом; объем российских капиталовложений возрастет там не менее чем в полтора раза. Одновременно российская экономика будет на 40-45% обеспечена теми видами сырья и сырьевых полуфабрикатов, что ранее ввозилось из стран, участвующих в санкциях против РФ.

Российско-африканский акцент-2023 геополитически важен и потому, что к концу года были согласованы проекты соглашений о военном сотрудничестве РФ с Сенегалом, Буркина-Фасо, Нигером, Сан-Томе и Принсипе. Хотя еще на рубеже 2010/2020-х эти страны оставались в военно-политической орбите бывших метрополий (Франции и Португалии).

Полноформатное соглашение РФ-ЕАЭС с Ираном о зоне свободной торговли, подписанное на полях Санкт-Петербургского заседания Высшего Евразийского экономического совета в конце декабря, – тоже среди стратегических событий 2023-го. Документ – а переговоры по его уточнению велись с 2018 г. – вводит льготный внешнеторговый режим более чем для 70 видов товарного ассортимента в обоюдной торговле и более чем наполовину увеличит ее ежегодные объемы. Как уточнил Михаил Мясникович, глава коллегии ЕЭК, «ввозные таможенные пошлины будут устранены в отношении почти 90% товарной номенклатуры, на долю которой приходится более 95% нашей взаимной торговли».

Согласно разъяснениям ЕЭК, аграрии стран Союза будут иметь льготные условия для поставок на рынок Ирана зерновых и продуктов их переработки, растительных масел, мяса говядины и баранины, продуктов птицеводства, молочной отрасли. Вдобавок режим беспошлинной торговли «будет введен на широкую номенклатуру продукции металлургии, химической и деревообрабатывающей отраслей, авиа- и судостроения, машиностроения, железнодорожной техники и оборудования и прочей продукции промышленного сектора».

Кроме того, иранская продукция нефтегазохимии, автостроения, легпрома, плодоовощной отрасли получит расширенные квоты (то есть высокие гарантированные объемы поставок) на рынках стран ЕАЭС. Немаловажно и то, что стороны договорились о совместной защите внутренних рынков от недобросовестной конкуренции третьих стран, а также об участии в обоюдных государственных закупках товаров и услуг.

Документ позволит ежегодно наращивать взаимный товарооборот не менее чем на 20%, и плюс к тому предусматривается более активно развивать взаиморасчеты в национальных валютах.

По оценке Дмитрия Антонова, представителя «Деловой России» в ИРИ, «Россия входит в число основных торговых партнеров Ирана, поэтому соглашение – крайне важный шаг в наших взаимосвязях». Тем более что снижение или отмена двусторонних пошлин «позволит в том числе заключать долгосрочные контракты с поставщиками в ЕАЭС и Иране». Эксперт обращает внимание, что ЗСТ-соглашение также поспособствует большей загрузке международного транзитного коридора «Север-Юг» и развитию кооперации центробанков обеих сторон для ускоренного перехода на нацвалютные взаиморасчеты.

А в более широком контексте заключение такого соглашения, по мнению Д. Антонова, сможет простимулировать аналогичные экономические документы РФ-ЕАЭС с такими странами, как Сирия, Куба, Алжир, Марокко, Египет, Ливия, Эфиопия, ЮАР.

* * *

Тоже под занавес года состоялось событие, имеющее стратегическую значимость для России и всего Евразийского союза. А именно: главы государств ЕАЭС подписали в Санкт-Петербурге Декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов «Евразийский экономический путь» до 2030 года и на период до 2045 года включительно. Документ принят по инициативе российской стороны – в рамках председательства РФ в ЕЭАС в 2023-м.

По оценке ЕЭК, документ определяет основные задачи Союза на пути превращения ЕАЭС «к 2045 году в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макрорегион».

Документ содержит шесть направлений:

- обеспечение общего рынка ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование;

- формирование общего пространства кооперационного взаимодействия и сотрудничества в технологическом развитии;

- формирование общего транспортно-логистического пространства;

- формирование общего финансового рынка;

- развитие экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал;

- функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене.

Особо отмечено, что реализация этих направлений должна сопровождаться повышением эффективности деятельности ЕЭК, в том числе путем усиления ответственности за принимаемые решения, повышения прозрачности работы Комиссии.

Этой комиссии поручено разработать и представить для утверждения в 2024 году проект дорожной карты по реализации Декларации.

В связи с этим документом отметим, что по-прежнему актуален вопрос единой политики всех стран ЕАЭС в отношении, во-первых, антироссийских и антибелорусских санкций Запада и, во-вторых, присоединения стран-партнеров по ЕАЭС к российским и белорусским контрсанкциям. Столь важный вопрос до сих пор не урегулирован, хотя от его решения отнюдь не в последнюю очередь зависит полномасштабное выполнение задач Декларации «Евразийского экономического пути».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1153
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика