Зоны свободной торговли БРИКС и ЕАЭС: точки пересечения - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.03.2024 |

Зоны свободной торговли БРИКС и ЕАЭС: точки пересечения

Экономическое сотрудничество стран БРИКС, с учетом расширения объединения, и зоны свободной торговли ЕАЭС с другими станами - без преувеличения, базовый ареал для формирования обширного экономического пространства. Тем более что старые институты регулирования мирохозяйственного равноправия, прежде всего ВТО, со своими задачами явно не справляются.

Следствием этого стало создание обширных зон свободной торговли, охватывающих ныне свыше половины общего числа стран мира. В них участвуют все страны-участницы ЕАЭС и БРИКС.

И одним из наиболее оправдавших себя проектов подобного рода стал Евразийский экономический союз, с первых же своих шагов охарактеризованный оппонентами как попытка некоей «реинкарнации» Советского Союза. Согласитесь, уже сама по себе эта оценка – своего рода знак качества для объединения, которое всеми силами дистанцируется как раз от попыток экономически продиктовать политику. И вряд ли кто-то будет спорить, что ЕАЭС, как нечто вроде беспрецедентной по масштабам ЗСТ – зоны свободной торговли, без опоры на такие объединения, как ШОС и ОДКБ, в политическом плане попросту не мог бы ни на что претендовать.

Напомним, что ЕАЭС формировался на базе соглашения ещё 2011 года, когда в результате кропотливой работы, продолжавшейся более полутора десятков лет, восемь бывших союзных республик – Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – подписали договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Прототипом договора было соглашение 1994 г., подписанное также Узбекистаном, Азербайджаном и Грузией. А развитие идея большой ЗСТ получила с началом работы объединения несколько иного, более конкретного характера – Таможенного союза (ТС), в который поначалу вошли только Белоруссия, Казахстан и Россия.

Сначала в трёх странах, а впоследствии и в более широком варианте случился оперативный и почти беспроблемный переход де-факто на возможность экспортировать абсолютное большинство товаров без пошлин и квот. Причём это при доброй воле участников случилось на территории, на которую, по меткой характеристике Сергея Глазьева, приходилось 90% «пирога» взаимной торговли в СНГ.

Единый таможенный тариф сразу принёс странам-участницам ТС кратный рост взаимной торговли, и после некоторого торможения в конце 2010-х гг. он все более активно продолжается в рамках ЕАЭС. И это несмотря на ужесточающиеся санкции и на необходимость постоянно на них оглядываться ряду стран ЕАЭС.

В то же время странами-партнерами РФ по БРИКС созданы к настоящему времени обширные зоны свободной торговли в составе в целом более 40 стран и предусматривающие лишь минимум ограничений в двух- и многосторонней торговле. В этой связи точками «соприкосновения» в контексте межблокового партнерства в рамках ЗСТ могут стать страны, участвующие в зонах, созданных странами БРИКС. И  одновременно  участвующие в ЗСТ с Евразийским союзом и планирующие создать такую зону. Это Вьетнам, Индия, Индонезия, Таиланд, Монголия, Сингапур. К тому же опыт самого Союза свидетельствует, что наименее болезненным и наиболее перспективным в этом отношении является как раз путь через создание, образно говоря, «коллективных» ЗСТ.

При этом, по мнению многих экспертов, каждая отдельная ЗСТ вовсе не должна полностью копировать базовую, а также остальные ЗСТ. Доведение норм той или иной зоны до уровня единых критериев, скорее всего, вопрос времени, то есть согласования этих критериев и «техники» переговоров.

Напомним в этой связи, что в настоящее время у ЕАЭС действуют соглашения о ЗСТ с Сингапуром (частично приостановленное в связи с западными санкциями), Сербией, Вьетнамом и Ираном, хотя многие условия работы последней окончательно не согласованы. В стадии переговоров, достаточно близкой к завершению, находятся проекты соглашений ЕАЭС с ОАЭ и Индонезией; предельно конструктивно продвигается обсуждение деталей ЗСТ-соглашения с Египтом. Предпереговорные консультации по той же проблематике проводятся с Таиландом, Индией и Монголией.

В то же время с Китаем процесс в этой сфере развивается постепенно. Темпы этой тенденции едва ли не в первую очередь зависят от сопряжения «Одного пояса – одного пути» с интеграционными задачами ЕАЭС в рамках конкретных соглашений по внешнеторговым, транзитным льготам, по условиям совместных капиталовложений, правилам регулирования реэкспорта и т. п. Такой подход тем более важен, так как Китай имеет с РФ, а также и с ЕАЭС соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, которые не предусматривают взаимного снижения или отмены внешнеторговых пошлин. В то же время действуют приграничные торговые зоны с упрощенным таможенным режимом между Китаем с соседними странами Центральной Азии.

       

Означенные тенденции ныне проявляются на встречных курсах. Так, в ЮАР с 2022 г. выдвигаются предложения о создании зоны свободной торговли в рамках БРИКС. Активно развивается диалог по внешнеэкономической политике между южноамериканским блоком МЕРКОСУР и ЕАЭС, между Россией и АСЕАН, в котором почти все страны участвуют в зоне свободной торговли с Китаем. А Индонезия с Таиландом, повторим, заинтересованы в зоне свободной торговли с РФ-ЕАЭС.

Безусловно, наиболее дееспособный торгово-экономический блок, как показывает общемировая практика, возможен при наличии базиса – таможенного межгосударственного союза. Прежде всего потому, что в рамках ЗСТ нет единых требований к взаимно поставляемой и экспортируемой вовне продукции, как это требуется в ТС; в ЗСТ нет системы наднационального регулирования реэкспорта. Как и нет – тоже в отличие от ТС – единых ввозных пошлин в отношении третьих стран. Такие различия нередко приводят к торговым спорам между странами зон свободной торговли, к введению защитных внешнеторговых мер против партнеров по ЗСТ.

С учетом современных мирохозяйственных факторов, влияющих на все страны БРИКС, создание именно таможенного союза в рамках этой группы – вопрос, конечно, не ближайшей перспективы.

Важно обратить внимание еще на такую деталь. Разного рода интеграционные структуры создавались практически по всему миру. С разной долей успеха. Например, торгово-экономическое объединение стран социалистического лагеря (СЭВ), на протяжении нескольких десятилетий эффективно противостоявшее западным и прозападным блокам, деградировало, в конце концов, не столько из-за каких-то собственных дефектов, а «благодаря» политике последнего руководства СССР. В этом контексте опыт СЭВ прямо или косвенно присутствует, по крайней мере де-факто учитывается и в рамках ЕАЭС, и в сотрудничестве между странами БРИКС.

Безусловно, формирование зоны свободной торговли между Евразийским союзом и группой БРИКС не может быть «калькой» с каких-либо прежних, пусть и эффективных долговременных объединений. Но отнюдь нелишне учитывать их целеполагание, достижения и ошибки.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
988
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика