Кризис в армяно-российских отношениях и курс Еревана на Европу - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.07.2024 |

Кризис в армяно-российских отношениях и курс Еревана на Европу

Двусторонние отношения между Арменией и Россией находятся в жесточайшем кризисе, и пока нет ясности в том, когда и как этот кризис будет преодолен. К сожалению, во многом прерван политический диалог не только между различными структурами исполнительной власти, но и между парламентариями. Обмен мнениями и оценками между различными экспертными группами также находится на низком уровне и недостаточно интенсивен.

Нестыковок и разногласий скопилось достаточно много. Мы обратимся здесь только к нескольким основным из них и покажем, как они видятся из Еревана.

В частности, утверждается, что в 2021-2022 гг. Армения трижды обращалась в структуры ОДКБ для поддержки своей территориальной целостности, поставленной под угрозу в результате агрессивных действий Азербайджана в 44-дневной войне в Карабахе осенью 2020 года, по ходу которой Баку взял под свой контроль свыше 150 кв. км армянской территории. ОДКБ посчитала эти события «пограничным инцидентом» и результатом недемаркированной и неделимитированной границы. Осенью 2022 года члены ОДКБ не смогли прийти к согласию по тексту совместного заявления, в котором бы осуждались агрессивные действия Азербайджана. Главные причины отсутствия консенсуса: Казахстан и Киргизия в той или иной степени поддерживают Азербайджан, Россия же пожелала остаться нейтральной. Правда, ОДКБ выразила готовность направить вооружённых наблюдателей на условную границу Армении с Азербайджаном.

Далее, 19-20 сентября ВС Азербайджана провели «локальную антитеррористическую операцию» в Нагорном Карабахе, тем самым нарушив режим прекращения огня, установленный трехсторонним заявлением лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября 2020 года. Российский миротворческий контингент (РМК) не мог препятствовать этой операции ввиду ограниченности своего правового статуса и боевых возможностей. В результате, как известно, свыше 100 тысяч армян из Нагорного Карабаха бежали по Лачинскому коридору в Армению. Лидеры бывшей непризнанной Нагорно-Карабахской республики при не до конца прояснённых обстоятельствах были арестованы азербайджанскими властями и находятся в тюрьмах Баку. Если верить сообщениям Международного Красного Креста, в Нагорном Карабахе осталось всего несколько десятков армян.

У руководства Армении и всего армянского общества возникли к руководству России вопросы по поводу бездействия РМК, который должен был обеспечить безопасность армянского населения. Сентябрьским событиям предшествовала более чем 9-месячная блокада Лачинского коридора со стороны ВС Азербайджана. Коридор, согласно трехстороннему соглашению, должен был оставаться под контролем РМК. В России эти обвинения не принимают, указывая на неоднократные признания Николом Пашиняном территориальной целостности Азербайджана в границах бывшей советской республики на европейской переговорной площадке. Однако, как говорят в Ереване, данное обстоятельство не отменяло вышеупомянутого трехстороннего соглашения и не означало согласия армянской стороны на  режим прекращения огня и тем более на изгнание армянского населения.

Еще одним фактором, обострившим отношения Армении и России, стала ратификация Арменией Римского статута Международного уголовного суда (МУС), как известно, выдавшего ордер на арест президента РФ. По дипломатическим каналам Москва предупредила Ереван о том, что это рассматривается как крайне недружественный шаг в отношении России. Армения объяснила, что приняла решение о ратификации для того, чтобы начать соответствующее судебное преследование Азербайджана и его руководства в связи с оккупацией Баку части армянской территории. Ереван также предложил Москве (аналогичное предложение было сделано и Вашингтону) подписать соответствующее соглашение, которое бы обеспечивало неподсудность или невозможность преследования российских должностных лиц на территории Армении. Россия не ответила на эту инициативу и, если верить словам некоторых депутатов Федерального Собрания, не намерена это делать и впредь.

Как и её западные конкуренты в регионе, Москва лоббирует заключение мирного договора между Азербайджаном и Арменией на своей политической площадке, настаивая, что, согласно п. 9 вышеупомянутого трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, контроль за коммуникациями между «материковым» Азербайджаном и Нахичеванской автономией должен оставаться за Пограничной службой ФСБ России. После исхода армянского населения из Нагорного Карабаха в Ереване полагают, что данный документ более не актуален, т. к. де-факто разорван со стороны Баку, а потому контроль за этой коммуникацией должен оставаться за Арменией.

К этому добавились проблемы с поставками оружия и боеприпасов из России в Армению, которые, по утверждению Еревана, были уже оплачены (контракты более чем на 400 млн долларов). Премьер Н. Пашинян заявил, что срывы поставок нацелены на принуждение Армении к отказу от независимости, государственности и территориальной целостности, а потому руководство страны было вынуждено заниматься аутсорсингом в этой сфере на западном направлении.

Соответственно, вышеупомянутая конфигурация противоречий стимулировала руководство Армении искать поддержку на Западе, в европейских структурах, членом, либо партнёром которых она была. По нашей субъективной оценке, правительство Пашиняна при проведении своей политики на европейском направлении в целом руководствуется политико-правовыми документами, заключёнными его предшественниками. В то же время в течение последнего года были достигнуты и новые договоренности. В частности, с 20 февраля 2023 г. запущена двухлетняя Гражданская миссия ЕС в Армении (EUMA), являющаяся калькой соответствующей миссии на Украине. Пока общее количество исключительно гражданского персонала EUMA около 100 человек, однако количество «невооружённых наблюдателей» будет расти. Оперативный штаб миссии ЕС располагается в Ехегнадзоре (административный центр Вайоц Дзора). Формальная цель миссии – стабилизация ситуации в приграничных районах Армении, укрепление доверия и безопасности людей в пострадавших от конфликта районах и обеспечение условий, способствующих нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном при поддержке ЕС.

23 октября Ереван и Париж подписали соглашения о сотрудничестве в военной сфере, включая модернизацию оборонных средств ВС Республики Армения, продажу ей оборонительных вооружений, обучение и подготовку личного состава, обмен опытом, консультативную поддержку и ряд других направлений.

13 ноября в Лондоне по итогам стратегического диалога между Арменией и Великобританией было принято совместное заявление, в соответствии с которым Лондон поддержит цифровизацию и модернизацию государственных услуг в Армении, улучшение гендерного равенства в полиции и вскоре начнет работу по поддержке потенциала управления её границами для решения проблем безопасности и миграции. Согласно документу, «армяно-британское оборонное сотрудничество… продолжает расширяться, увеличивая число офицеров Вооруженных Сил РА, Министерства обороны и полиции, проходящих обучение английскому языку, курсы руководства и лидерства для старшего и младшего командного состава Великобритании, а также пакеты многонациональных миротворческих операций и разминирования».

Глава МИД Армении Арарат Мирзоян и министр по делам Европы Соединенного Королевства Лео Докерти отметили, что в последний период диалог между странами активизировался, и это говорит об их готовности поднять партнерство на качественно новый уровень

Таким образом, разворот Еревана на Запад, прежде всего в сторону Европы, достаточно очевиден. Нельзя, конечно, не видеть и ослабление российской военной силы в регионе, а также то обстоятельство, что из-за СВО на Украине Россия не желает открывать для себя «второй фронт» на Южном Кавказе (очевидно, что ее провоцировали к этому на армяно-азербайджанской границе и в Нагорном Карабахе). «Второй фронт» на Южном Кавказе для Москвы почти наверняка означал бы столкновение с Азербайджаном и Турцией, что явно не входит в ее планы. Кроме того, в условиях многочисленных санкций эти две страны являются важными торгово-экономическими партнёрами России.

В этой связи было бы наивно полагать, что коллективный Запад не использует сложившуюся ситуацию и усугубляющийся кризис в армяно-российских отношениях для продвижения своих интересов на Южном Кавказе. Можно предположить, что с уходом РМК из Карабаха Россия утеряет роль доминирующего игрока в регионе. Тем более что Грузия вот-вот получит статус кандидата в ЕС, в то время как Баку является военным союзником прежде всего Анкары, а не Москвы. Армения же сейчас все больше ориентируется на Брюссель.

Всё это – элемент большой геополитической игры по вытеснению России из Южного Кавказа и Центральной Азии.

Как к роли Еревана в этой игре относятся в Москве? Было бы необъективно не упомянуть и об этом. 15 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила следующее: «Рассматриваем последние заявления и шаги армянского руководства – включая отказ премьер-министра Н.В. Пашиняна участвовать в предстоящей сессии СКБ ОДКБ в Минске, «откровения»… А.В. Григоряна (секретарь Совбеза Армении. – Ред.) насчет «евроинтеграции» или «внеблокового статуса» Армении, расширение поставок в республику западных вооружений, внезапную «дружбу» Еревана с киевским режимом – как звенья одной цепи. Только это цепь порабощения, а не разрыв сковывающих кандалов».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1452
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика