Казахстан претендует на лидерство в транспортно-логистической сфере ЦА - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 14.05.2024 |

Казахстан претендует на лидерство в транспортно-логистической сфере ЦА

Казахстан переживает транспортно-логистический бум. Президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу, чтобы к 2026 году страна стала полноценным транспортно-логистическим хабом в Центральной Азии и в Каспийском регионе. На границах с Китаем, Киргизией, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспии появится сеть трансграничных хабов: «Каспий», «Евразия», «Центральная Азия», «Алатау» и «Хоргос».

За последние 15 лет в развитие транспортно-логистического комплекса и транзитного потенциала Казахстана инвестировано свыше 10 трлн тенге. Построено 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, реконструировано более 13 тыс. км автомобильных дорог. Инвестиции ускорили интеграцию казахстанской инфраструктуры в глобальные транспортно-логистические потоки и позволили сформировать новые конкурентоспособные транзитные коридоры.

В РК уже создана достаточно развитая сеть транзитных маршрутов, проходящих по трем приоритетным направлениям: Россия, страны Европы и Балтики; Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция. На сегодня через Казахстан проходят 13 международных транспортных коридоров: 5 железнодорожных и 8 автомобильных.

Однако этого мало. Экономисты оценивают транзитный потенциал страны в размере более 2 млрд долларов США в год. Сегодня республика получает порядка 800 млн долларов.

Власти страны рассматривают транзитный потенциал как реальную точку роста национальной экономики. Республика, находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой транспортно-коммуникационной сетью, имеет все шансы стать значимым звеном трансконтинентального моста Европа–Азия. Летом 2021 года во время консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии в Чолпон-Ате президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил запустить сети экономических и торгово-экономических хабов, которые будут служить опорными точками единой товаропроводящей системы стран Центральной Азии с перспективой дальнейшего расширения.

В настоящее время в Казахстане создают систему торговых хабов. На Каспийском узле строится многофункциональный морской терминал «Саржа». Его мощность – 10 млн тонн в год, завершение строительства планируется в 2030 году. Тут будут построены зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн, терминал генеральных грузов в 1 млн тонн, универсальный терминал в 2 млн тонн, терминал наливных грузов в 5,5 млн тонн и транспортно-логистический центр. 

«Проект Каспийского транспортного узла должен рассматриваться вкупе с поручением главы государства о строительстве скоростной железнодорожной магистрали из Челябинска в Иран через Казахстан, – отметил премьер-министр РК Серик Жумангарин во время заседания оперативного штаба со всеми заинтересованными госорганами, представителями инвесторов и акиматами регионов, где реализуются проекты. – Мы на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли с Ираном по широкой номенклатуре товаров. Перед нами стоит задача по доведению товарооборота с Ираном до 3 млрд долларов».

Индустриальный торгово-логистический комплекс «Алатау» на границе с Киргизией будет работать в форме индустриальной зоны. Под его строительство выделен земельный участок в 36 га, идет разработка ТЭО. Открыть комплекс планируют в середине 2026 года.

Согласно концепции, центр трансграничной торговли «Евразия», расположенный рядом с аэропортом Уральска, станет международной экономической площадкой на территории ЕАЭС. Узловая точка станет выходом на крупнейшие федеральные округа России и страны Восточной Европы. Также здесь предусмотрены зоны для агрологистического центра и авиакарго-терминала. Завершение строительства объекта намечено на конец следующего года.

На Хоргосском узле планируется создать продовольственный хаб, место сбора, хранения и распределения продуктов питания казахстанских и зарубежных производителей для последующего экспорта на китайский и азиатско-тихоокеанские продовольственные рынки.

На границе с Узбекистаном в Туркестанской области появится Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия».

«Развитие инфраструктурных комплексов в приграничных зонах создаст условия для реализации промышленной кооперации проектов, что позволит сократить количество участников в цепочке поставок, снизить стоимость продукта для конечного потребителя и увеличить скорость поставок. Создание крупных торгово-логистических центров благоприятно отразится на развитии двусторонних торгово-экономических отношений, активизирует деловые связи между производителями и предпринимателями сопредельных государств, будет стимулировать увеличение взаимного товарооборота между ними», – отметили в Министерстве торговли и интеграции РК.

По словам директора исследовательского агентства DAMU Research Group Тимура Айсаутова, строящаяся система трансграничных торгово-логистических хабов станет ядром развития евразийских торговых потоков. «Приоритетная задача – выйти на уровень экономической кооперации. Мы рассчитываем, что эти торговые хабы в перспективе станут «точками сборки» экономической кооперации между соседними странами, – уточнил эксперт. – Хабы будут действовать в рамках действующих таможенных и налоговых норм. Никаких дополнительных льгот не предполагается. Они будут работать исключительно в рамках действующих нормативов. Поэтому нам бы хотелось согласованно развивать эти хабы. Мы считаем, что, если наши соседи будут совместно с нами развивать данные торговые хабы, эффект синергии и последующей экономической кооперации будет сильнее».

Транспортно-логистическую значимость Центрально-Азиатского региона отмечают и аналитики Евразийского банка развития. В докладе ЕАБР «Экономика Центральной Азии: новый взгляд» говорится, что значимость стран региона увеличится для ближайших соседей, а также для ключевых экономических партнеров. «На протяжении трех тысячелетий Великий шелковый путь соединял все экономические центры Большой Евразии: Китай, Индию, Персию, Ближний Восток и Европу. Сегодня страны региона вновь говорят о необходимости развивать современные транспортные маршруты, и этот шаг сделает ЦА еще более экономически важным регионом для ключевых стран-партнеров – России и Китая. Выход логистических маршрутов на новый уровень будет означать рост промышленности и торговли в каждой стране региона, а также укрепление сектора услуг», – заключили аналитические эксперты банка.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1044
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика